Детское воровство – одна из самых мучительных проблем, над причинами которой ломают головы тысячи недоумевающих родителей во всем мире, оно происходит не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. Большую роль, в данной ситуации, играет реакция родителей. От реакции родителей зависит, повторится ли эта ситуация. Но в любом случае нужно разбираться с причиной.
Подтолкнуть ребенка к совершению кражи могут следующие причины:
· Сильное желание обладать определенной вещью. Примерно к 5–7 годам у ребенка формируется понятие о том, «что такое хорошо и что такое плохо». То есть любой ребенок прекрасно осознает, что воровать – плохая идея. Но при этом желание получить понравившуюся вещь оказывается сильнее совести и внутреннего протеста. Такая причина характерна для детей со слабой волей, чрезмерно контролируемых родителями. Навязчивая опека подавляет развитие у ребенка самоконтроля и самодисциплины. Будучи уже большим, он не в силах противиться искушению и сказать твердое «нет» сиюминутному желанию.
· Протест против чрезмерно диктаторского отношения родителей, попытка выйти из-под жесткого Контроля.
· Недостаток душевной близости в семье. С одной стороны, ребенок стремится привлечь к себе внимание родителей плохим поступком, с другой – компенсировать украденными вещами или деньгами отсутствие любви и заботы.
· Зависть. Почему, мол, у Маши есть, а у меня нет? При этом ребенок может оправдывать свой поступок тем, что у него такой вещи все равно никогда не будет, а Маше родители сразу новую купят.
· Добрые намерения. Ребенок может стащить какой-то предмет, но не для себя, а чтобы от чистого сердца подарить его маме, брату или лучшему другу – словом, тому, кого любит.
|
· Давление со стороны сверстников или ребят постарше. Это могут быть угрозы («расскажем всем кое-что про тебя или побьем тебя, если не принесешь…»), попытки взять на слабо или просто необходимое испытание, чтобы подростка приняли в компанию.
· Желание отомстить знакомому за какие-то его действия, обидные слова или поступки. Ребенок хочет наказать противника, лишив того некой вещи или денег;
· Двойная мораль в семье. Высказывания, которыми порой бравируют взрослые, могут крепко засесть в сознании ребенка: «Тихо взял, потом пошел – называется “нашел”», «На работе ты не гость – унеси хотя бы гвоздь» и т. д. Тем более, если слова подкрепляются делом: есть взрослые, которые не стесняются приносить с работы – в зависимости от сферы, где они трудятся, – канцтовары, продукты, гвозди, запчасти и прочие мелкие вещи, да еще и радуются в присутствии ребенка своей «добычливости».
· Необходимость купить угощение, игрушки и прочие мелочи другим детям (а для этого деньги приходится украсть) и приобрести, таким образом, их симпатию. На такой шаг чаще идут неуверенные в себе ребята, которые не знают, как еще можно найти друзей, и не верят, что дружить можно и просто так, без материальной выгоды.
· Стрессовая ситуация: развод
родителей, рождение младшего братика или сестренки (любовь и дружба могут возникнуть не сразу, а пока ребенок воспринимает новых родственников как соперников в борьбе за родительское внимание), переезд на новое место жительства и т. д. Эмоциональное напряжение ослабляет волю, и не поддаться искушению становится сложно.
|
· Уверенность во вседозволенности – у ребенка отсутствуют границы нормы, и он не привык слышать отказ, заявляя о своих желаниях.
· Желание рискнуть и получить дозу адреналина.
· Клептомания – психическое заболевание, когда человек ворует не ради выгоды, а просто потому, что не может не
взять. Похищенные вещи он может где-то складировать, никак их не используя. Но все же это очень редкая болезнь.
Как вести себя родителям, если ребенок ворует
· Не устраивать истерик и скандалов, не считать, что с ребенком произошло
непоправимое.
· Важно поговорить доброжелательно и без посторонних с ребенком: выяснить, откуда
игрушка или вещь, как он далее хотел украденным распорядиться. Какие отношения у ребенка с владельцем вещи. Так можно понять мотивацию ребенка.
· Нужно дать ребенку понять, как огорчает родителей то, что происходит, но лучше не
Называть происшествие "воровством", "кражей", "преступлением".
· Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения
отношений.
· Нельзя обвинять ребенка, если вина его не доказана.
· Нельзя называть ребенка вором и пр., т.е. вешать на него "ярлыки", предсказывая ему криминальное
будущее.
· Можно высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (но не личности), с конкретным
осуждением такого поведения.
· Рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившего
любимой вещи, денег.
· Избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например, так: "В нашей
|
семье такого отродясь не водилось", или "Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей".
· Не требовать от ребенка клятвы о том, что это была первая и последняя кража.
· Нельзя обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних.
· Нельзя допускать, чтобы ребенка судили публично, не настаивать на демонстративных извинениях.
· По возможности, организовать возврат украденной вещи, лучше без свидетелей.
· Если украдены деньги у родителей, нужно выразить свое огорчение по поводу их отсутствия,
рассказать, для чего они предназначались.
· Важно дать понять своему ребенку, что всегда можно рассчитывать на помощь
родителей в трудной ситуации.
· Важно понять истинные причины воровства и работать с ними.
· Не возвращаться к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим
только закрепится данный поступок в сознании ребёнка.
Последствия воровства
Любой поступок – и хороший, и плохой – всегда имеет последствия. К чему же может привести воровство?
Проблемы на эмоциональном уровне могут привести к психологической травме. Публичное обвинение (тем более, если вина не доказана, и все основано лишь на подозрениях) «наградит» ребенка дурной славой и сделает изгоем. Даже при условии, что эта кража одна-единственная, избавиться от клейма «вор» получается не всегда. Увы, дети часто бывают, жестоки, а слухами, как известно, земля полнится. С другой стороны, «не выносить сор из избы» и замалчивание ситуации может привести ребенка к ощущению безнаказанности и желанию повторить «успешный» опыт.
Похищение чужого имущества – это вовсе не шутки, как могут думать некоторые дети, и с определенного возраста за воровство наступает серьезная ответственность. Согласно Федеральному закону № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ребенка начиная с 11 лет могут перевести в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Уголовная же ответственность в России наступает, начиная с возраста 14 лет по ст. 158 Уголовного кодекса РФ. Согласно ст. 7.27 КоАП РФ, хищение на сумму менее 1000 рублей считается мелким и влечет за собой не уголовную, а административную ответственность.
В любом случае ребенка возьмет на контроль комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.