Семинар 5. Как излагают материалы исследования (2 акад. часа)




Семинарские занятия по предмету «Введение в историю»

 

Семинарские занятия охватывают круг ключевых проблем формирования современного историка-исследователя: от выбора темы исследования до взаимодействия с научным сообществом.

Семинарские занятия проводятся в форме дискуссий. Студентам также предлагается подготавливать небольшие сообщения (доклады) по дополнительным источникам и литературе для более детальной проработки темы.

 

Семинар 1. С чего начинают историческое исследование (2 акад. часа)

Вопросы:

1) Выбор и постановка проблем.

2) Формулировка вопросов.

3) Определение хронологических и тематических рамок исследования.

4) Постановка исследовательских задач.

Обязательная литература:

 

1. Тош, Джон. Стремление к истине: как овладеть мастерством историка / Тош Джон; Джон Тош; [пер. с англ.: Коробочкин М. Л. ]. - М.: Весь мир, 2000. С. 12-56.

2. Про, Антуан. Двенадцать уроков по истории / Пер. с фр. Ю.В. Ткаченко. М.: РГГУ, 2000. С. 81-97

3. Савельева, Ирина Максимовна. Теория исторического знания: учеб. пособие / Савельева Ирина Максимовна, Полетаев Андрей Владимирович; И. М. Савельева, А. В. Полетаев; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. - СПб.; М.: Алетейя: ГУ ВШЭ, 2008. С. 102-132.

 

Дополнительная литература:

 

1. Блок Марк. Апология истории или ремесло историка. М., 1986. С. 23-36.

2. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 5-14.

3. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. М., 2003. С. 18-37.

Семинар 2. Как собирают информацию (2 акад. часа)

Вопросы:

1) Разработка плана исследования.

2) Взаимодействие с научным сообществом.

3) Сбор и систематизация информации.

4) Работа в библиотеках и архивах. Использование электронных библиотек.

5) Проблема авторских прав.

Обязательная литература:

 

1. Про, Антуан. Двенадцать уроков по истории / Пер. с фр. Ю.В. Ткаченко. М.: РГГУ, 2000. С.57-74

2. Федоров В.А.История России с древнейших времен до наших дней: учебник. М.: КноРус, 2008. С.20-24.

3. История России, 1894-1917: лекции и учеб.-метод. материалы / Березовая Лидия Григорьевна [и др.]; [Л. Г. Березовая и др.; отв. ред. С. В. Карпенко; Рос. гос. гуманитарный ун-т]. - М.: Изд-во Ипполитова, 2005. С. 12-18.

4. Тош, Джон. Стремление к истине: как овладеть мастерством историка / Тош Джон; Джон Тош; [пер. с англ.: Коробочкин М. Л. ]. - М.: Весь мир, 2000. С.57-80.

 

Дополнительная литература:

 

1. Блок Марк. Апология истории или ремесло историка. М., 1986. С. 30-35.

2. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 220-236.

3. Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания. СПб. - М., 2008.

4. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. М., 2003. С. 59-69

 


 

Семинар 3. Как проводят историческое исследование (2 акад. часа)

Вопросы:

1) Роль историографического анализа.

2) Оценка и интерпретация фактов.

3) Построение, корректировка и проверка гипотез.

 

Обязательная литература:

1. Про, Антуан. Двенадцать уроков по истории / Пер. с фр. Ю.В. Ткаченко. М.: РГГУ, 2000. С.70-79, 173-179.

2. История России, 1894-1917: лекции и учеб.-метод. материалы / Березовая Лидия Григорьевна [и др.]; [Л. Г. Березовая и др.; отв. ред. С. В. Карпенко; Рос. гос. гуманитарный ун-т]. - М.: Изд-во Ипполитова, 2005. С.72-82.

3. Тош, Джон. Стремление к истине: как овладеть мастерством историка / Тош Джон; Джон Тош; [пер. с англ.: Коробочкин М. Л. ]. - М.: Весь мир, 2000. С.95-102

4. Савельева, Ирина Максимовна. Теория исторического знания: учеб. пособие / Савельева Ирина Максимовна, Полетаев Андрей Владимирович; И. М. Савельева, А. В. Полетаев; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. - СПб.; М.: Алетейя: ГУ ВШЭ, 2008. С.242-258.

 

Дополнительная литература:

 

1. Блок Марк. Апология истории или ремесло историка. М., 1986. С. 47-62

2. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 237-267.

3. Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания. СПб. - М., 2008.

4. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. Пер. с фр. М., 1992. С. 194-204.

5. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. М., 2003. С 125-133.

 

 


Семинар 4. К каким итогам приводит исследование (2 акад. часа)

Вопросы:

1) Обобщения и выводы в исследовании.

2) Типичные ошибки исследователей.

 

Обязательная литература:

 

1. Про, Антуан. Двенадцать уроков по истории / Пер. с фр. Ю.В. Ткаченко. М.: РГГУ, 2000. С. 173-185.

2. Федоров В.А.История России с древнейших времен до наших дней: учебник. М.: КноРус, 2008. С. 231-233.

3. История России, 1894-1917: лекции и учеб.-метод. материалы / Березовая Лидия Григорьевна [и др.]; [Л. Г. Березовая и др.; отв. ред. С. В. Карпенко; Рос. гос. гуманитарный ун-т]. - М.: Изд-во Ипполитова, 2005. С. 227-229.

4. Тош, Джон. Стремление к истине: как овладеть мастерством историка / Тош Джон; Джон Тош; [пер. с англ.: Коробочкин М. Л. ]. - М.: Весь мир, 2000. С. 185-195.

5. Савельева, Ирина Максимовна. Теория исторического знания: учеб. пособие / Савельева Ирина Максимовна, Полетаев Андрей Владимирович; И. М. Савельева, А. В. Полетаев; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. - СПб.; М.: Алетейя: ГУ ВШЭ, 2008. С. 258-271.

 

Дополнительная литература:

 

1. Блок Марк. Апология истории или ремесло историка. М., 1986. С.79-88.

2. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 268-288.

3. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. Пер. с фр. М., 1992. С. 135-143.

4. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. М., 2003. С. 163-168.

 

 


Семинар 5. Как излагают материалы исследования (2 акад. часа)

Вопросы:

1) Различные формы изложения материала и их соотношение с исследовательскими задачами.

2) Нарратив.

3) Исследовательское изложение.

4) Проблемное изложение (дедукция и индукция).

5) Дискуссионное изложение и полемика.

6) Дидактическое изложение.

Обязательная литература:

1. Про, Антуан. Двенадцать уроков по истории / Пер. с фр. Ю.В. Ткаченко. М.: РГГУ, 2000. С. 273-293.

2. Тош, Джон. Стремление к истине: как овладеть мастерством историка / Тош Джон; Джон Тош; [пер. с англ.: Коробочкин М. Л. ]. - М.: Весь мир, 2000. С. 129-149.

3. Савельева, Ирина Максимовна. Теория исторического знания: учеб. пособие / Савельева Ирина Максимовна, Полетаев Андрей Владимирович; И. М. Савельева, А. В. Полетаев; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. - СПб.; М.: Алетейя: ГУ ВШЭ, 2008. С. 382-396.

 

Дополнительная литература:

 

1. Блок Марк. Апология истории или ремесло историка. М., 1986. С. 89-107.

2. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 288-301.

3. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. Пер. с фр. М., 1992. С. 157-169.

4. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. М., 2003. С. 166-176.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: