Семинарские занятия по предмету «Введение в историю»
Семинарские занятия охватывают круг ключевых проблем формирования современного историка-исследователя: от выбора темы исследования до взаимодействия с научным сообществом.
Семинарские занятия проводятся в форме дискуссий. Студентам также предлагается подготавливать небольшие сообщения (доклады) по дополнительным источникам и литературе для более детальной проработки темы.
Семинар 1. С чего начинают историческое исследование (2 акад. часа)
Вопросы:
1) Выбор и постановка проблем.
2) Формулировка вопросов.
3) Определение хронологических и тематических рамок исследования.
4) Постановка исследовательских задач.
Обязательная литература:
1. Тош, Джон. Стремление к истине: как овладеть мастерством историка / Тош Джон; Джон Тош; [пер. с англ.: Коробочкин М. Л. ]. - М.: Весь мир, 2000. С. 12-56.
2. Про, Антуан. Двенадцать уроков по истории / Пер. с фр. Ю.В. Ткаченко. М.: РГГУ, 2000. С. 81-97
3. Савельева, Ирина Максимовна. Теория исторического знания: учеб. пособие / Савельева Ирина Максимовна, Полетаев Андрей Владимирович; И. М. Савельева, А. В. Полетаев; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. - СПб.; М.: Алетейя: ГУ ВШЭ, 2008. С. 102-132.
Дополнительная литература:
1. Блок Марк. Апология истории или ремесло историка. М., 1986. С. 23-36.
2. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 5-14.
3. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. М., 2003. С. 18-37.
Семинар 2. Как собирают информацию (2 акад. часа)
Вопросы:
1) Разработка плана исследования.
2) Взаимодействие с научным сообществом.
3) Сбор и систематизация информации.
4) Работа в библиотеках и архивах. Использование электронных библиотек.
5) Проблема авторских прав.
Обязательная литература:
1. Про, Антуан. Двенадцать уроков по истории / Пер. с фр. Ю.В. Ткаченко. М.: РГГУ, 2000. С.57-74
2. Федоров В.А.История России с древнейших времен до наших дней: учебник. М.: КноРус, 2008. С.20-24.
3. История России, 1894-1917: лекции и учеб.-метод. материалы / Березовая Лидия Григорьевна [и др.]; [Л. Г. Березовая и др.; отв. ред. С. В. Карпенко; Рос. гос. гуманитарный ун-т]. - М.: Изд-во Ипполитова, 2005. С. 12-18.
4. Тош, Джон. Стремление к истине: как овладеть мастерством историка / Тош Джон; Джон Тош; [пер. с англ.: Коробочкин М. Л. ]. - М.: Весь мир, 2000. С.57-80.
Дополнительная литература:
1. Блок Марк. Апология истории или ремесло историка. М., 1986. С. 30-35.
2. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 220-236.
3. Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания. СПб. - М., 2008.
4. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. М., 2003. С. 59-69
Семинар 3. Как проводят историческое исследование (2 акад. часа)
Вопросы:
1) Роль историографического анализа.
2) Оценка и интерпретация фактов.
3) Построение, корректировка и проверка гипотез.
Обязательная литература:
1. Про, Антуан. Двенадцать уроков по истории / Пер. с фр. Ю.В. Ткаченко. М.: РГГУ, 2000. С.70-79, 173-179.
2. История России, 1894-1917: лекции и учеб.-метод. материалы / Березовая Лидия Григорьевна [и др.]; [Л. Г. Березовая и др.; отв. ред. С. В. Карпенко; Рос. гос. гуманитарный ун-т]. - М.: Изд-во Ипполитова, 2005. С.72-82.
3. Тош, Джон. Стремление к истине: как овладеть мастерством историка / Тош Джон; Джон Тош; [пер. с англ.: Коробочкин М. Л. ]. - М.: Весь мир, 2000. С.95-102
4. Савельева, Ирина Максимовна. Теория исторического знания: учеб. пособие / Савельева Ирина Максимовна, Полетаев Андрей Владимирович; И. М. Савельева, А. В. Полетаев; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. - СПб.; М.: Алетейя: ГУ ВШЭ, 2008. С.242-258.
Дополнительная литература:
1. Блок Марк. Апология истории или ремесло историка. М., 1986. С. 47-62
2. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 237-267.
3. Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания. СПб. - М., 2008.
4. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. Пер. с фр. М., 1992. С. 194-204.
5. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. М., 2003. С 125-133.
Семинар 4. К каким итогам приводит исследование (2 акад. часа)
Вопросы:
1) Обобщения и выводы в исследовании.
2) Типичные ошибки исследователей.
Обязательная литература:
1. Про, Антуан. Двенадцать уроков по истории / Пер. с фр. Ю.В. Ткаченко. М.: РГГУ, 2000. С. 173-185.
2. Федоров В.А.История России с древнейших времен до наших дней: учебник. М.: КноРус, 2008. С. 231-233.
3. История России, 1894-1917: лекции и учеб.-метод. материалы / Березовая Лидия Григорьевна [и др.]; [Л. Г. Березовая и др.; отв. ред. С. В. Карпенко; Рос. гос. гуманитарный ун-т]. - М.: Изд-во Ипполитова, 2005. С. 227-229.
4. Тош, Джон. Стремление к истине: как овладеть мастерством историка / Тош Джон; Джон Тош; [пер. с англ.: Коробочкин М. Л. ]. - М.: Весь мир, 2000. С. 185-195.
5. Савельева, Ирина Максимовна. Теория исторического знания: учеб. пособие / Савельева Ирина Максимовна, Полетаев Андрей Владимирович; И. М. Савельева, А. В. Полетаев; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. - СПб.; М.: Алетейя: ГУ ВШЭ, 2008. С. 258-271.
Дополнительная литература:
1. Блок Марк. Апология истории или ремесло историка. М., 1986. С.79-88.
2. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 268-288.
3. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. Пер. с фр. М., 1992. С. 135-143.
4. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. М., 2003. С. 163-168.
Семинар 5. Как излагают материалы исследования (2 акад. часа)
Вопросы:
1) Различные формы изложения материала и их соотношение с исследовательскими задачами.
2) Нарратив.
3) Исследовательское изложение.
4) Проблемное изложение (дедукция и индукция).
5) Дискуссионное изложение и полемика.
6) Дидактическое изложение.
Обязательная литература:
1. Про, Антуан. Двенадцать уроков по истории / Пер. с фр. Ю.В. Ткаченко. М.: РГГУ, 2000. С. 273-293.
2. Тош, Джон. Стремление к истине: как овладеть мастерством историка / Тош Джон; Джон Тош; [пер. с англ.: Коробочкин М. Л. ]. - М.: Весь мир, 2000. С. 129-149.
3. Савельева, Ирина Максимовна. Теория исторического знания: учеб. пособие / Савельева Ирина Максимовна, Полетаев Андрей Владимирович; И. М. Савельева, А. В. Полетаев; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. - СПб.; М.: Алетейя: ГУ ВШЭ, 2008. С. 382-396.
Дополнительная литература:
1. Блок Марк. Апология истории или ремесло историка. М., 1986. С. 89-107.
2. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 288-301.
3. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. Пер. с фр. М., 1992. С. 157-169.
4. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. М., 2003. С. 166-176.