Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII в.




(самостоятельно – Синий уч. Философия. Алексеев П.В. С. 129 – 130.)

 

Субстанция – это основа мира.

Ф.Бэкон субстанцию понимал как материю, обладающую различными свойствами (движение, пространство, время).

Б енедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677) – нидерландский философ. Родился в семье купца. Возглавил после смерти отца его дело. Одновременно у него складываются дружеские отношения вне еврейской общины Амстердама. Руководители общины подвергли Спинозу «великому отлучению» (1665 г.) Спасаясь от преследования, Спиноза жил в деревне, зарабатывая на жизнь шлифовкой линз. Одно из основных понятий – единая и бесконечная субстанция – Бог и Природа одновременно. субстанцию трактует не только как материальное начало мира, но и включающее в себя духовное, мышление.(пантеизм) – монистическая модель субстанции.

Р. Декарт в отличие от Ф. Бэкона и Б.Спинозы в основании бытия выделял две самостоятельных субстанции: материальную и духовную. Они существуют параллельно, независимо друг от друга, поэтому философию Р. Декарта называют "дуализмом" (от лат. дуа - два).

Готфрид-В. Лейбниц говорил о множественности субстанции (плюралистическая модель). (1646 – 1716гг.) немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед. Изучал юриспруденцию и философию в Лейпцигском и Йенском университетах. «Рассуждения о метафизике», «Монадология» и др. Центральное понятие философии Лейбница – монады. Монада – простая неделимая сущность. Весь мир представляет собой собрание монад. Мир монад иерархичен. Располагается от низших к высшим. Низшие монады образуют уровень обычного материального бытия. Высший уровень монад – это Бог.

 

  1. Философские идеалы эпохи Просвещения.

 

Литература

Введение в философию / Под. ред. И.Т.Фролова. 4.1. – М., 1989. Гл.II, §7.

История философии в кратком изложении / Под ред. М.Т.Иовчука и др. – М., 1991.

Вольтер. Философские сочинения. – М., 1988.

Гольбах Я. Письма к Евгении. Здравый смысл. – М., 1956.

Дидро Д. Философские принципы относительно материи и движения // Соч. в 2-х ч. Т.1. – М., 1986.

Камеский В.А. Философские идеи русского Просвещения. – М., 1971.

Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. – М., 1981.

Кузнецов В.Н.Мееровский В.В., Гладков А.Ф. Западноевропейская философия XVIII столетия. – М., 1986.

Момджан 3. Н. Французское Просвещение XVIII века. Очерки. – М., 1989.

Нарский И. С. Западноевропейская философия XVIII века. – М. 1973.

Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М., 1969.

 

Идейной формой свободомыслия в Европе в XVIII веке становится деизм. Бог является творцом всей живой и неживой природы. Но после сотворения мира бог не вмешивается в природу. Теперь причины и объяснения всех событий и процессов следует искать только в природных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.

Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировоззрением. Английское просвещение носило аристократический характер. Было рассчитано на узкий круг элиты. Джон Локк (1632 1704). Родился в пуританской семье мелкого землевладельца. Закончил колледж в Оксфорде, в котором затем преподавал. Занимался химией, медициной. Труд «Опыт о человеческом разуме». Локк различал два вида опыта: внутренний и внешний. Внутренний опыт – это познание внутреннего мира человека. Внешний опыт – это наши ощущения. Внутренний опыт более достоверен, чем внешний. Создаёт теорию о первичных и вторичных качествах вещей. Первичные качества – это математические и пространственно-временные характеристики: фигура, величина, положение, движение, а вторичные – это цвет, вкус, запах. Философия Дж. Локка занимает промежуточное положение между материализмом и идеализмом

В начале XVIII века в Англии появляется “субъективный идеализм” Джоржа Беркли (1684-1753). Родился в Ирландии, закончил университет в Дублине. По окончании учебы становится учителем теологии. Путешествовал по Европе, Северной Америке. В последние годы был епископом в Ирландии.

В философии Д. Беркли вообще нет понятия материи. Он доказывает, что это понятие материи пустое, что за ним ничего нет реального: есть только бог, идеи и наши ощущения. Да, вокруг нас существует реально множество вещей, растений животных, но все они, утверждает Д.Беркли, представляют не материю, а всего лишь комбинации наших ощущений. Возьмем яблоко, рассуждал Д.Беркли. Оно румяно, сладко (кисло), сочно и т.д. Давайте уберем эти качества. Что останется? Ничего, считает он, ибо “румяно”, “сладко”, “сочно” и т.д. – это всего лишь наши ощущения. Таким образом любая вещь – это та или иная идея (от бога), существующая для нас в ощущениях. Поскольку мир, по Беркли, не есть нечто объективное (существующее реально вне нас и независимо от нас), не материя, поскольку все вещи теперь предстают как комплексы ощущений, причем наших ощущений, постольку философские идеи Д.Беркли были определены в научном мире как “субъективный идеализм”. Философия эта оказалась слишком оригинальной, чтобы стать популярной.

Другой философской школой, возникшей в XVIII веке и противопоставившей себя материализму, является “философия здравого смысла”. Её родиной является Шотландия, а основатель её – Т.Рид. Согласно этой философии исходными основаниями и для науки, и для религии, и для морали являются “непреложные истины здравого смысла”. Эти истины отличаются, как правило, своей непосредственной внутренней очевидностью, достоверностью, и потому им невозможно не верить. На этом основании сторонниками философии здравого смысла доказывалось объективное существование природных вещей и явлений. Т.Рид и его последователи выступали против материализма. Доказывали объективное существование не только материи, природы, но и бога.

Французское просвещение было ориентировано на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле этого демократического просвещения зарождается идея создания “Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел”, энциклопедии, которая бы в простой и доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел.

Идейным вождем этого начинания выступает Дени Дидро (1713 – 1784). Статьи для этой “Энциклопедии” соглашались писать выдающиеся философы Франции. По замыслу Д.Дидро в “Энциклопедии” должны были отражаться не только научные достижения, но и новые философские концепции относительно природы материи, сознания, познания и т.д. В “Энциклопедии” стали помещаться статьи, с критикой традиционной религиозной догматики. Все это определило негативную реакцию церковной элиты и круга высших государственных чиновников к изданию “Энциклопедии”. Работа над “Энциклопедией” с каждым томом все усложнялась и усложнялась. Последних ее томов XVIII век так и не увидел.

Французские материалисты создают научную картину мира, в которой нет места Богу. Вся наблюдаемая действительность, бесконечное количество элементов (атомов, корпускул), из которых образованы все бесчисленные тела - это материя. Все явления – это конкретные формы ее существования. По Гольбаху, материя есть “все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства».

Материальный мир вечен, бесконечен во времени, и в пространстве. Важным свойством материи считалось движение, как способ существования материи. Многообразие материального мира связывалось с процессом изменения и развития. Человек как биологический вид имеет свою историю становления (Д.Дидро). Развитие связывалось с усложнением организации материальных объектов. Мышление и ощущение они представляли как свойство материи, возникшее в результате усложнения ее организации (К.Гельвеций, Д.Дидро).

В природе все взаимосвязано, подчинено объективным законам. Случайности в самой природе отвергались. (Этот детерминизм, будучи распространенным на общественную жизнь, подводил их к фатализму, т.е. к убеждению, что и в нашей жизни (жизни человека) все уже предопределено объективными законами и судьба наша от нас не зависит). Здесь они были, по-видимому, в плену механистического детерминизма Лапласа, полагавшего, что все изменения, все события в этом мире жестко определяются фундаментальными законами механики: все разложимо на материальные точки и их движение, и потому все подчинено механике.

Мир познаваем. При этом основой познания они рассматривали опыт и показания органов чувств. Развивали идеи сенсуализма и эмпиризма XVII века (Ф.Бэкон, Д.Локк и др.). Познание определялось как процесс отражения в нашем сознании, в наших знаниях реальных явлений действительности.

Идея существования бога отвергалась, доказывалась иллюзорность идеи бессмертия души и идеи сотворения мира. Церковь и религия, полагали они, дезориентирует массы и тем самым служат интересам короля и дворянства.

Касаясь общественной жизни, они доказывали, что история определяется прежде всего сознанием и волей выдающихся личностей. Они склонялись к мысли о том, что лучшее правление обществом – это правление просвещенного монарха (каким многим из них представлялась Екатерина II). Подчеркивали существенную зависимость психического и морального склада человека от особенностей той среды, в которой человек воспитывается.

В Германии движение Просвещения связано с деятельностью Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и др.

Философия для Христиана Вольфа (1679 – 1754) - это “мировая мудрость”, предполагающая научное объяснение мира и построение системы знаний о нем. Он доказывал практическую полезность научных знаний. Сам он известен был и как физик, и как математик, и как философ. И характеризуется он часто как отец систематического изложения философии в Германии (И.Кант). Работы свои писал Х.Вольф на простом и доходчивом языке.

Его философская система излагалась в учебниках, заменивших схоластические средневековые курсы во многих странах Европы (в том числе и в Киеве, а затем и в Москве). Х.Вольф был избран членом многих академий Европы. Кстати у самого Х.Вольфа учились М.В.Ломоносов, Ф.Прокопович и другие наши соотечественники, проходившие учебу в Германии. Он не отвергал бога как творца мира, и ту целесообразность, которая характерна для природы, для всех ее представителей, он связывал с мудростью бога: при сотворении мира бог все продумал и все предусмотрел, а отсюда и следует целесообразность. Но утверждая простор для развития естественных наук, Х.Вольф оставался сторонником деизма, что несомненно предопределило последующем и деизм М.В.Ломоносова.

 

В эпоху Просвещения рассматривались вопросы социально-политического характера. Философы критиковали абсолютную монархию, разрабатывали концепцию гражданского общества, основанного на принципах свободы, равенства и братства (Руссо).

Идеи Д.Локка: “естественное право” с его принципами, правовое равенство индивидов и др.

Томас Гоббс (1588 – 1679) разработал теорию о договорном происхождении государства.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778) идеализирует естественное начальное состояние общества, когда еще не было частной собственности. Когда все люди были, как он думал, равны и никто ни от кого не зависел: не было ни потребителей, ни производителей, не было разделения труда, т.е. того, что жестко связывает одного человека с другим. Такое общество, полагал он, отличает естественная нравственная чистота.

В работах Монтескье (1689 – 1755) абсолютизировалась роль географического фактора в развитии общества: природная среда определяет дух народов и законы общественной жизни.

Представитель французского Просвещения Франсуа Вольтер (1694 – 1778) критиковал феодальные порядки, доказывал, что человека никто не имеет право лишить ни жизни, ни свободы, ни собственности. Частную собственность он рассматривал как необходимое условий свободы гражданина.

Философы XVIII века предлагают новую – юридическую всеобщность, перед которой все индивиды равны. Вольтер во Франции, (Готхольд) Лессинг (1729 – 1781) в Германии выступают с критикой религиозной, национальной и сословной нетерпимости.

 

Итак, подводя итоги, можно отметить следующие важные моменты в ее общей характеристике:

1) вера в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании);

2) деистические представления о мире, что приводит к формированию материализма, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;

3) формируется новое представление об общественной истории, о ее связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

 

1. Новый образ природы и рационального познания.

2. Дискуссии о субстанции и свойствах вещей.

Ф. Бэкон (1561-Iб2бгг.)

Механицизм — объяснение всех закономерностей в мире на основе законов механики. Трактовка любого природного объекта, человека и мира в целом как «естественного автомата».

Деизм - представление о том, что Бог создал мир, но после этого мир развивается исключительно по своим естественным законам.

Жесткий детерминизм (Лопласовский) — учение об абсолютности и однозначности причинно следственных связей в мире.

Метафизика Декарта (картезианство) — отвергает традиционную метафизическую дилемму: что первично, бытие или сознание? Существует две субстанции — телесная и духовная независимо друг от друга. Они соединены только в человеке, в шишковидной железе. Эти субстанции гармоничны и согласованы, благодаря изначальному становлению Бога. Главное свойство духовной субстанции — мышление, а телесной — протяженность.

Т. Гоббс: «Субстанции вообще не существует; есть только тела, и главные их свойства (атрибуты)

— протяженность и фигура». Пространство и время Гоббс определяет, как порядок и протяженность вещей. Все в мире имеет причинно-следственные связи. Природа одна, и естественный порядок вещей ничем не нарушается.

В ХУIII веке в философии Локка и французских материалистов (Гольбах, Дидро, Гельвеций) данное направление получает предельное выражение, приходит к атеизму.

Лейбниц: метафизика нужна для борьбы с атеизмом и для обоснования всякого знания, особенно научного. Основные понятия метафизики — это субстанция и Бог. Бог един, его атрибуты — могущество, знание, воля. Субстанция множественна и представляет собой совокупность единиц бытия. Сущность монад не физическая, а духовная, каждая монада уникальна. Следовательно, уникальна каждая вещь в природе.

Философское учение о множестве субстанций называется плюрализм.

В эпоху Нового времени вопросы методологии научного знания становятся центральными.

Основные черты философии Нового времени: научность, примат знания над верой. Философский тезис, рожденный в эпоху Нового времени мыслю, следовательно, существую, принадлежит одному из крупнейших представителей философской и научной мысли Нового времени Р. Декарту, которого называют основателем рационализма. Р. Декарт - ф ранцузский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии. Для рационализма характерны рассудочность, разумность. К форме рационального познания относится понятие. Философия Р. Декарта называется д уализм

 

Основателем эмпиризма считается английский философ, адвокат, государственный деятель, естествоиспытатель Ф. Бэкон.

Истинным по Ф. Бэкону является в познании путь «пчелы» ( "муравья", "паука", "пчелы").

"Новый органон" - автор произведения Ф. Бэкон. Относительно субстанции Ф. Бэкон является материалистом. Материалистическое понимание единства мира выражает суждение о том, что единство мира состоит в его материальности.

 

Для философии Локка характерен сенсуализм. Сенсуализм - гносеологическое направление в философии, основным положением которого является утверждение о том, что все знания человек получает из ощущений. Представителям эмпиризма и сенсуализма считают, что все знания человек получает из опыта. Более характерным для эмпиризма является опыт.

 

Д. Беркли утверждал, что материя существует только в нашем восприятии и сознании

Г. Лейбниц принял за основу бытия так называемые "монады"

 

Социальная тематика Нового времени представлена философскими взглядами Т. Гоббса.

"Война каждого с каждым" или "человек человеку волк". Этот тезис принадлежит Т. Гоббсу.
Автор учения о государстве как об общественном договоре между всеми индивидами: Т. Гоббс

 

Философ, отрицавший существование абстрактных идей, в том числе и идеи материи:

а) Д. Локк

б) Дж. Беркли

в) Р. Декарт.

 

Вопросы по теме Фил. Нового времени

В какую эпоху вопросы методологии научного знания становятся центральными?

1 – Античность

2 – Средневековье

3 – Возрождение

4 - Новое время

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: