Сергиев Посад. Страницы истории. Открытие Московско-Ярославской железной дороги. 1860-1870 гг.




До открытия железной дороги расстояние в 70 верст от Москвы до Сергиевского Посада можно было преодолеть в собственном, наемном или почтово-пассажирском экипаже. Последние при­бывали из Москвы четыре раза в неделю. Согласно «Почтовому дорожнику» за 1852 г., скорость движения почтово-пассажир­ских экипажей составляла: летом — 10, осенью — 8 и зимой — 12 верст в час [1]. Стоимость проезда, без оплаты багажа, — 2,5— 4 коп. серебром за версту, в зависимости от места в карете. Сверх этого пассажир должен был дать 6 коп. ямщику на водку. Наиболее дешевым видом транспорта были обыкновенные кре­стьянские телеги. В середине XIX в., по свидетельству совре­менника, в летние месяцы, когда приток богомольцев в Лавру особенно велик, только ленивый крестьянин из окрестностей Сергиевского Посада не мог заработать извозом. В крестьян­скую телегу помещалось от четырех до шести человек. Стои­мость такого проезда от Москвы до Лавры составляла 40—50 коп. серебром с седока [2].


Сергиевский Посад. Дорога из Москвы.
Открытка рубежа XIX—XX вв.

Большинство простого народа, не говоря уже об истово веру­ющих, предпочитало ходить в Лавру пешком. Именно так, по примеру простых людей, летом 1830 г. совершил паломничест­во в Троицкую обитель 16-летний М.Ю. Лермонтов. Яркие дет­ские впечатления о путешествии из Москвы в Лавру составили основу повести И.С. Шмелева «Богомолье».


Богомольцы.

Открытка рубежа XIX—XX вв. До открытия железной дороги большинство богомольцев ходило в Лавру пешком. Пеший путь из Москвы в Лавру занимал 2—4 дня. По пути паломники обязательно за­ходили в Покровский Хотьков мо­настырь поклониться родителям Преподобного Сергия

Пеший путь из Москвы в Лавру занимал 2—4 дня. Паломни­ки обязательно заходили в Покровский Хотьков девичий монас­тырь поклониться родителям Преподобного Сергия. От Хотько­ва монастыря начинался последний 10-верстный отрезок пути до Сергиевского Посада и Лавры. Вот как описан этот путь оче­видцем в начале XX в.: «Утром мы... около 9 часов утра отпра­вились в путь — последний десятиверстный переход до Лавры Преподобного... молодыя березки и осинки, змейкой извиваю­щаяся проселочная дорога ничего особенного сами по себе не представляли; но необычны были эти мелькающия на тропин­ках между деревьями толпы богомольцев. Уже и раньше, начи­ная с Мытищ, нам приходилось встречать их и чем дальше, тем больше; но от Хотькова до самой Лавры эти толпы шли почти непрерывающейся лентой; шли они партиями... по большей ча­сти в пять, шесть, десять и даже двадцать человек. В большин­стве это были простолюдины... больше женщин, в самых разно­образных костюмах, очевидно, из самых разноконечных губер­ний, но непременно все с котомками за плечами и посошками в руках.

Но вот, как-то совершено неожиданно для нас, лес окончил­ся, и мы оказались на большой открытой возвышенности, с которой, как на ладони видна была на далекое пространство рас­стилающаяся равнина, местами покрытая лесом и по середине ея, на невысоком холмике, именно как бы на какой «маковке», Святая Лавра во всей ея благолепной красоте — с окружающим ее посадом и за ним — справа от него принадлежащими ей ски­тами... Длинной сплошной лентой от нас по направлению к Ла­вре по склонам совершенно открытой возвышенности спуска­лись богомольцы, а мы стояли еще на самой вершине этой воз­вышенности, именуемой в народе, и не напрасно, «поклонной горой»... От того ли, что дорога к Лавре от этой «поклонной го­ры» шла все понижаясь уступами, или от того, что заветная цель нашего путешествия так отчетливо ясно стояла перед глазами, не чувствовалось как будто усталости, и ноги переступали ско­рей, и чем ближе подходили мы к Лавре, тем быстрее шли. По сторонам дороги начинают попадаться какие-то торговцы с рас­положенными на раскинутой прямо на земле клеенке образка­ми, картинками, листочками и тому подобное, а по местам ни­щие калеки с деревянными чашечками в руках. Вот уж и солдат­ская слобода, примыкающая к Лавре с юго-восточной стороны; вот и Келарский пруд и рядом с ним лаврский, так называемый Пафнутьевский сад... Вот, наконец, и базарная площадь у лавр­ской стены с нескончаемыми, кажется, рядами лавок и пала­ток... и так вплоть до самых Святых ворот, ведущих во оби­тель» [3].

Так, пешком, в экипажах, на телегах, по тряским дорогам добирались богомольцы и прочие путешественники до Сергиев­ского Посада и его средоточия — Троице-Сергиевой Лавры. На­чиная с 60-х годов сообщение между Москвой и Сергиевским Посадом значительно облегчилось благодаря построенной в 1860—1870 гг. Московско-Ярославской железной дороги — од­ной из первых железных дорог в Российской империи.


Вид на Лавру с полотна железной дороги
Открытка рубежа XIX—XX вв.

Некий путешественник, скрывший себя под инициалами «С. Як-в», направляясь летом 1860 г. из Сергиевского Посада в Александров, записал свой разговор с посадским ямщиком, выходцем из Тверской губернии:

— Давно здесь живешь?

— С самой чугунки, как наш петербургский тракт прекратился.

— Вот скоро и здесь пойдет чугунка.

— Слышал.

— Что же вы тогда будете делать?

— В ямщики пойдем, в другое место. В Амери­ку, — прибавил ямщик, захохотав.

— В какую Америку?

— За морем есть страна, говорят, там нашего брата нет; а не то в Сибирь пойдем; собачьей езде конец положим [4].

В Америку ли, в Сибирь ли ушел из Сергиевско­го Посада веселый ямщик, неизвестно, но что ушел он скоро, это точно; железная дорога, угрожая ям­ской гоньбе между Москвой и Посадом, строилась очень быстро. Быстрота строительства не случай­на: Московско-Ярославская железная дорога была необходима как один из путей для доставки това­ров из Москвы через Ярославль на Нижегородскую ярмарку [5].


Станция Сергиево. Вокзал.
Открытка рубежа XIX—XX вв.

Деревянный вокзал был построен в 1862 г. Кроме залов ожидания, в зда­нии вокзала имелись: помещение для жандармов, квартира начальни­ка станции, комната выставки-про­дажи игрушек и других изделий по­садских кустарей. Вокзал украшала икона «Явление Богоматери Препо­добному Сергию», перед которой в праздничные дни лаврские монахи совершали всенощные службы для станционного персонала.

Сергиевский Посад в процессе строительства железной дороги рассматривался как важнейший промежуточный пункт между Москвой и Ярослав­лем [6]. Участок железной дороги между Москвой и Посадом протяженностью 66 верст заложили в ап­реле 1860 г. В ходе работ, одновременно с проклад­кой рельсов, была построена станция Сергиево. Станция, отнесенная ко 2-му классу, представляла собой деревянное на каменном фундаменте здание типовой планировки и архитектуры. В здании, на­ряду со служебными помещениями и квартирой на­чальника станции, имелись два зала ожидания для пассажиров 1-го, 2-го и 3-го классов, буфет. Фаса­ды здания, декорированные обильной пропильной резьбой, были решены в «ропетовском стиле». Как и при любой станции 2-го класса, при станции Сергиево имелись: паровозные депо, большой паровоз­ный круг, водоподъемное здание и дровяной склад. При станции построили два жилых дома для служа­щих, больницу и гостиницу на 18 номеров.


Станция 2-го класса Сергиево.
Открытка рубежа 19-20 века

18 августа 1862 г. состоялось открытие железно­дорожного сообщения между Москвой и Сергиев­ским Посадом — первого участка Московско-Ярославской железной дороги. Одним из первых высо­копоставленных пассажиров новопостроенной же­лезной дороги стал митрополит Московский Фила­рет (Дроздов). 20 сентября 1862 г. в 3 часа попо­лудни он выехал из Москвы на станцию Сергиево специальным поездом. Поезд, остановившись нена­долго на станции Хотьково, в половине пятого при­был на станцию Сергиево. Таким образом, поездка специального поезда с одной остановкой в пути продолжалась полтора часа. Уже в Лавре митрополит Филарет сказал встречав­шим его: «Рекомендую железную дорогу. Сколько употреблено искусства, усилий и средств для того, чтобы вместо пяти ехать полтора часа» [7]. Известно, правда, и другое высказывание знаме­нитого владыки о железных дорогах: «Бывало, по обыкновенным дорогам ехали тихо и тряско, но были целы; теперь по железной дороге летят с опасностию каждую минуту потерять голову» [8].

В 1868 г. строительство Московско-Ярославской железной дороги продолжилось. Исходным пунктом стал теперь Сергиев­ский Посад, а конечным — Ярославль. Начало работ 2 июля 1868 г. освятил настоятель Троице-Сергиевой Лавры митропо­лит Московский Иннокентий [9]. Первая же верста дороги, пере­секающая пойму реки Кончуры, оказалась очень сложной. Здесь потребовалось возвести насыпь высотой около 10 сажен и сделать кирпичную трубу длиной 25,4 сажен для пропуска реки через насыпь. На все это потратили немалую по тем временам сумму в 26 390 руб. 07 коп. [10] 1 января 1870 г. железная дорога соединила Сергиевский Посад с Ростовом, а 18 февраля 1870 г. было открыто железнодорожное сообщение с Ярославлем [11].

Московско-Ярославская железная дорога значительно облег­чила путешествие паломников в Троице-Сергиеву Лавру. Гладкие чугунные рельсы заменили для многих вечно ухабистую и тряс­кую грунтовую дорогу, пыльную летом, грязную весной и осенью. Время в пути между Москвой и Посадом сократилось в 3—5 раз. При этом стоимость проезда не возросла и даже уменьшилась. Так, билет в вагоне 3-го класса стоимостью 80 коп. был вдвое де­шевле самого дешевого билета в почтово-пассажирской карете.

И все же с открытием железной дороги поток пеших бого­мольцев к Троице Преподобного Сергия не прекратился. Исто­вые богомольцы, бедняки, главным образом крестьяне, как и встарь, брели по натоптанной Троицкой дороге, распевая духов­ные псалмы, любуясь видом Лавры с «поклонной горы».

 

Источник: Сергиев Посад. Страницы истории. XIV-начало XX века. Текст: К. Филимонов. Составители Н. Соловьёв, К. Филимонов. Предисловие: Т. Манушина. - М., ИД "Подкова", 1997.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Почтовый подорожник Россий­ской империи. - СПб., 1852. С. 112, 508.

[2] Обозрение местности близ Сергиева Посада и Спасо-Вифанской семинарии в сельско-хо­зяйственном отношении. - М., 1851. С 28-30.

[3] Соловьев И., протоиерей. От Москвы до Ростова Великаго. - Харьков, 1911. С 15-17. «Поклонная гора», вид на Лавру с которой так живо описан И. Соловьевым, находится на северной границе современного поселка Семхоз. В 11 верстах от Лавры, непосредственно на Московском шоссе, у Крестов­ской часовни (д. Рязанцы) су­ществовала еще одна "поклон­ная гора". Здесь поклонился Преподобному Сергию и его обители преподобный Стефан Пермский. С этой поклонной горы Лавра открывалась не зри­тельно, а духовно, что доступно немногим. См.: Шмелев И.С. Богомолье. - М., 1994. С. 153.

[4] С. Як — в. Подмосковные до­рожные заметки. - М., 1862. С 77-78.

[5] Из Ярославля в Нижний това­ры доставлялись по Волге.

[6] Отчет по постройке участка Московско-Ярославской желез­ной дороги от Москвы до Сер­гиевского посада. - М., 1863; Со­брание чертежей сооружений Московско-Ярославской желез­ной дороги. - М., 1872.

[7] Григорий, архимандрит. Вос­поминания о высокопреосвя­щенном митрополите москов­ском Филарете // Православное обозрение. 1888. Декабрь. С. 731-732.

[8] Письма митрополита москов­ского Филарета к наместнику CTCЛ. Архимандриту Антонию. (1831-1867). - М., 1884. Т. 1. С. 324.

[9] Доклад правлению общества Московско-Ярославской желез­ной дороги Главного инженера по постройке дороги от Троиц­кого Посада до г. Ярославля. - М., 1869. С. 11.

[10] Там же. С. 34-35.

[11] Там же.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: