как средство формирования их коммуникативно-культурологической компетенции




Адеева Зиля Юзисовна

МБОУ «СОШ № 1 с.Шаран»

МР Шаранский район РБ

Обучение школьников ораторскому мастерству

как средство формирования их коммуникативно-культурологической компетенции

 

Аннотация: В работе рассматриваются методические и структурные основы риторики как средство формирования коммукативно - культурологической компетенции. Доказывается, что перед современной школой встала проблема найти формы и методы работы, которые будут способствовать формированию устной речи учащихся. Рассматриваются вопросы повышения эффективности преподавания русского языка на уроках риторики. Статья адресована прежде всего специалистам в области преподавания русского языка.

Ключевые слова: коммуникативно - культурологическая компетенция, основы ораторского мастерства, устная речь.

 

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для образовательных систем большинства стран мирового сообщества, в том числе и России. Решение этой проблемы связано с изменением содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Компетентностный подход в этом отношении и является одним из направлений трансформации оценки образовательных результатов, формирует новые цели в образовании детей.

Концепция Федерального государственного образовательного стандарта предполагает реализацию целей формирования целостной личности, лежащих в основе модернизации образования, осуществлять в рамках компетентностного подхода.

Понятие компетенции определяется как способность обучающегося применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Все исследователи, изучавшие природу компетенции, отмечают ее многосторонний, разноплановый и системный характер.

С точки зрения концепции «интегрированного формирования компетенции», разработанной шведскими и американскими учеными, такими как В. Чипанах, Г. Вайлер и Я. И.Лефстед, компетенция развивается в результате интеграции интеллектуальных, моральных, социальных, эстетических аспектов знаний, умений и навыков. Таким образом, компетенция является интегральной характеристикой процесса и результата образования, которая определяет способность обучающегося решать проблемы, в т. ч. профессиональные, возникающие в реальных ситуациях деятельности с использованием знаний, жизненного и профессионального опыта, ценностей и наклонностей. Под понятием «компетентностный подход» имеют в виду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения

С позиций компетентностного подхода результатом образования должно стать формирование ключевых компетентностей – таких универсальных умений, которые «помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни и достигать поставленных целей»

Новые ФГОС содержат в своей основе системно – деятельностный подход, при этом формирование универсальных учебных действий у учащихся прямо соотносится с формированием ключевых компетенций. Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения.

Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; обучения в глобальном информационном сообществе. Включая в свои уроки задания компетентностного характера, задания предполагающие от ученика способности к творческой деятельности, исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах - все это способствует формированию ключевых компетенций.

Перед современной школой встала проблема найти формы и методы работы, которые будут способствовать формированию устной речи учащихся.

С этой целью был введен устный экзамен по русскому языку для учащихся 9 классов. Главной методической целью устного собеседования является проверка коммуникативной компетенции девятиклассника. Кроме того, устное собеседование решит несколько организационных задач. Оно позволит проверить знания по русскому языку в разделе «Говорение»; принять решение о допуске к ОГЭ по русскому языку; учесть результаты устного собеседования при приеме в профильные гуманитарные классы и не только.

Особенно эффективными формами работы над устной речью мы считаем введение в практику уроков риторики. Это можно реализовать как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности. Но, к сожалению, характерной проблемой современного преподавания курса риторики является то, что она не включена в программу курса многих школ. Программы методики обучения риторике не до конца разработаны, а также отсутствуют научно-обоснованные рекомендации о том, какие методические средства и методы нужно применять для изучения того или иного раздела риторики.

Профессор Л. П. Федоренко так писала о значимости курса риторики в школе: «С точки зрения процесса обучения, для усвоения языка нужна та же методика, что и для усвоения любой науки; для усвоения речи нужна наука-риторика...» [44, c.7].

В школах ощущается недостаток пособий по методике преподавания риторики, что отрицательно сказывается на эффективности уроков и усвоении знаний учащихся. Необходимо совершенствовать методику обучения риторике в современной школе.

Известно, что от того, насколько чётко и правильно ученик умеет излагать свои мысли, зависит успешность его обучение — сначала в школе, а позже — в университете. От умения общаться и находить друзей будет зависеть его уверенность в своих силах и самооценка, а умение аргументировать и доказывать собственную точку зрения поможет ему в будущем стать успешным человеком.

В основе современного ораторского искусства лежат дисциплины. Это философия, психология, лингвистика, эстетика, риторика, этика. Они между собой тесно связаны. Четкая связь прослеживается в трио риторика-грамматика-логика:

• знание риторики дает связность и последовательность мыслей в речи;

• грамматика проявляется в правильном использовании слов и их форм;

• логика обеспечивает основательность и смысловую связность речи.

Родители и учителя часто сталкиваются с тем, что дети, поступив в начальную школу, далеко не всегда умеют ставить вопросы и отвечать на них, сообщать информацию, общаться с одноклассниками. Иногда ученик, который готов к уроку, не может ответить ни с места, ни у доски. Школьник волнуется, путает слова, запинается. Эта речевая проблема связана с замедленными процессами восприятия и воспроизведения информации. Можно быть достаточно развитым умственно, он иметь плохое произношение, неправильный темп передачи информации. Такой ребёнок не умеет удачно выстраивать свое выступление, его высказывания неинтересны. Опыт работы учителей словесности свидетельствует о том, что на одних только уроках русского языка невозможно решить задачи по формированию уверенной речи, приобретения навыков общения.

Исходя из этого, становится понятно, что уже в начальных классах нужно начать обучения ребёнка чёткому, ясному и уверенному выражению своих мыслей на разную тематику, а также приобретения нужных коммуникативных умений и навыков:

• правильно спрашивать и быстро формулировать ответы

• правильно пользоваться интонацией, мимикой, жестами

• грамотно выстраивать выступление

• улучшить дикцию

Содержание занятий по риторике для школьников включает два основных направления:

1. «Общение».Ученики узнают о:

целях, задачах и причинах общения

выборе тона и темпа речи

необходимости учитывать мимику, позу, жесты

важности уметь слушать собеседника

силе слова

вербальном и невербальном общении

правилах вежливости.

2. «Речевые жанры». Дети получают представление о:

устной и письменной речи

письме, поздравлении, объявлении

словарной статье

рассказе

информации, хронике, заметке.

Ученики младших классов отрабатывают технику речи (скороговорки, считалки), рассуждают на нравственную тематику, учатся вежливому общению. Ученики постарше уже учатся первым навыкам самопрезентации и публичных выступлений.

В 5-8 классах отрабатываются навыки обучения устной публичной речи. Система уроков, проведенных в 5 классе, показала, что учащимся в целом нравится курс риторики. Этот предмет привлекает их, прежде всего, тем, что учащимся в рамках урока можно открыто выразить свою позицию по вопросу. Разминка, которая проводится на каждом уроке, помогает настроиться учащимся на урок, подготавливает органы речи для дальнейшей работы. Ученики активно вступают в диалог, внимательно слушают друг друга, стараются объективно оценить своих товарищей, показывают владение монологической и диалогической речью. Уроки в 6 классе показывают, что интерес к риторике сохраняется, учащимся нравится решать риторические задачи, строить диалоги, анализировать ответы своих одноклассников. С 6 класса в обучение риторике целесообразно начинать вводить уроки-семинары, уроки с использованием лекционной части занятия, урок - деловая игра. Целями обучения риторике в 7 классе являются: обучение искусной, умелой речи; успешное общение; свободная ориентация в коммуникативной ситуации, умение выбирать словесные и несловесные средства для достижения коммуникативной ситуации; формулировка коммуникативного намерения с учетом адресата. Перед учащимися 8 класса стоит более ответственная задача: они должны, владея определенным запасом знаний, уметь показать их на практике, т. е. уметь ориентироваться в конкретной речевой ситуации, строить тексты разной функциональной направленности, развивать монологическую речь.

В современной риторике большое внимание уделяется нестандартным формам проведения уроков. Активное использование методик игры «Дебаты» в процессе обучения является одной из особенностей развития программы в России. Современные подходы к образованию дают возможность рассматривать дебаты, как эффективное средство обучения школьников устной публичной речи.

В данном направлении мы работаем особенно активно. Участвуем в конкурсах муниципального, республиканского всероссийского уровней. Одно из последних наших достижений – это Гран-при на Всероссийском конкурсе ораторского мастерства «Мой русский язык». Организатором Конкурса являлся ФГБНУ «Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)», при поддержке филологического факультета Баш ГУ. Конкурс проводился среди учащихся 8-9 классов общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности. Участие в таких конкурсах повышают уровень овладения устной монологической и диалогической речью на русском языке, посредством овладения основными умениями и навыками публичного выступления; расширяют сферы функционирования русского языка в сельских общеобразовательных организациях через создание билингвальной образовательной среды.

Таким образом, роль изучения риторики в школе велика: обучая ребенка нормам правильного общения, данная наука воспитывает в школьнике любовь к слову, учит грамотно подбирать слова и выражения для конкретной речевой ситуации, готовит ученика к будущей жизни, ведь грамотная речь и умение вести диалог являются неотъемлемыми качествами успешного человека.

Считаем, что уроки риторики нужно вводить во всех школах. Каждый образованный и культурный человек должен уметь говорить и уметь говорить хорошо и правильно, поэтому данный предмет нужно вводить в программу школ.

 

Список литературы:

 

1. Концепция модернизации Российского образования до 2010 года.// Директор школы, № 1, 2002. С. 108 – 115.

2. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»).

3.Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Риторика М.: Баласс. С. 22 с.

4.Ладыженская Т.А. (ред.) Речевые секреты М.: Просвещение, 1992. С. 144 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: