Математическая модель транспортной задачи.




Задача 5.1 На трех складах (I, II, III) имеются соответственно 90, 70, 50 тонн муки, которую надо перевезти в магазины (1, 2, 3, 4) соответственно в количестве 80, 60, 40, 30 тонн. Необходимо составить оптимальный план перевозки муки, если стоимость перевозки 1 тонны в магазины 1, 2, 3, 4 со склада I равна соответственно 2, 1, 3, 2 рублям, со склада II — 2, 3, 3, 1 рублям, со склада III —3, 3, 2, 1 рублям.

На основании приведенного экономического описания сформулируем эту задачу математически, т.е. построим ее математическую модель. Представим условие этой задачи в виде таблицы 5.1.

Через хij обозначим количество муки в тоннах, перевозимое с i -ro склада в j -ый магазин. Так, х23 - количество муки, перевозимое со склада II в 3 магазин, х12 — со склада I в магазин 2 и т. д.

Количество муки, вывозимое со склада I в магазины, таково:

 

 

Эта сумма равна 90, так как со склада I вывозится вся мука.

 

.

 

Аналогично для складов II и III имеем;

 

 

Таблица 5.1

Магазин Склады         Отправлено тонн муки
I
 
x11

 
x12

 
x13

 
x14

 
II
 
x21

 
x22

 
x23

 
x24

 
III
 
x31

 
x32

 
x33

 
x34

 
Получено тонн муки          

Так как потребность каждого из магазинов по условию задачи полностью удовлетворяется количеством муки, полученной со складов I, II, III, то:

Естественно считать, что значения переменных xij - неотрицательны (иначе имели бы какой-то смысл обратные перевозки). Итак, переменные xij где i = 1,2,3, а j = 1,2,3,4, удовлетворяют следующей системе уравнений и неравенств:

(5.1.1)

Система (5.1.1) называется системой ограничений данной задачи. Обозначив через F все транспортные расходы, имеем:

(5.1.2)

Функция F называется целевой функцией. Каждое решение системы (5.1.1) является одним из возможных вариантов решения. Каждое такое решение носит название допустимого плана. Задача линейного программирования состоит в отыскании на множестве допустимых планов такого плана, который обращал бы в минимум целевую функцию F. Такой допустимый план называют оптимальным.

Сформулируем теперь задачу математически:

на множестве решений системы ограничений (5.1.1) найти такое, которое обращает в минимум целевую функцию (5.1.2), или: найти оптимальный план, определяемый системой ограничений (5.1.1) и целевой функцией (5.1.2).

Задача, которую мы рассмотрели, может быть представлена и в общем виде, т.е. с любым числом поставщиков и потребителей. Задачи такого типа называют транспортными задачами по критерию стоимости.

Математическая модель транспортной задачи имеет некоторые
особенности. В рассмотренной задаче общее наличие груза
у поставщиков (210 т) равно общей потребности получателей
(210 т). Такая модель называется закрытой моделью, а соответствующая ей транспортная задача называется сбалансированной
транспортной задачей.

В экономических расчетах широкое распространение получили и так называемые открытые модели, в которых указанное равенство не соблюдается. При этом возможны два случая: или запас у поставщиков больше, чем потребности покупателей, или, наоборот, спрос превышает наличие грузов. Заметим, что открытые модели можно сводить к закрытым.

Система ограничений (5.1.1) содержит 7 уравнений с 12 переменными. Любое из них можно отбросить, так как оно вытекает из остальных шести. Например, последнее уравнение можно получить, если сложить почленно первые три уравнения и от полученного уравнения отнять уравнения 4,5 и 6:

Это следует из того, что если определено наличие груза у всех отправителей и потребность всех получателей, кроме одного, то спрос последнего легко установить как разность между общим запасом и общей потребностью оставшихся получателей. Этот вывод справедлив для любой сбалансированной транспортной задачи: если m- число поставщиков, п -число получателей, то система ограничений содержит независимых уравнений с тп переменными.

Теперь рассмотрим несбалансированную транспортную задачу.

 

Задача 5.2 В пунктах А и В расположены кирпичные заводы, а в пунктах С и D —карьеры, снабжающие их песком. Потребность заводов в песке не больше производительности карьеров. Известно, сколько песка надо каждому из заводов и сколько его добывают в каждом из карьеров. Известна также стоимость перевозки 1 тонны песка из каждого карьера к заводам. Как спланировать снабжение заводов песком, чтобы затраты были наименьшими? (Все необходимые по задаче данные приведены на рисунке 5.1 )

Построим математическую модель этой задачи. Потребность заводов в песке (90 т) меньше производительности карьеров (100 т). Обозначим через х11 количество песка в тоннах, перевозимого из карьера С на завод А, через х12 — из С на В, через х21 из D на А, x 22 —из D на В.

На завод А надо привезти 40 т песка:

На завод В должно быть доставлено 50 т песка:

Из карьера D может быть вывезено не более 30 т песка:

Из карьера С может быть вывезено не более 70 т песка:

Стоимость всех перевозок определяется целевой функцией:

(5.2.1)

Получаем математическую формулировку задачи. На множе­стве решений системы ограничений:

(5.2.2)

надо найти такое решение, которое минимизировало бы целевую функцию (5.2.1.).

Следует заметить, что в систему ограничений несбалансированной транспортной задачи входят наряду с уравнениями также и неравенства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: