Постапокалиптический мир




Теперь мы переходим к самому животрепещущему вопросу западного киноискусства на тему будущего, а именно к вопросу того, как будет выглядеть будущий постапокалиптический мир. Западный кинематограф предлагает множество картин на тему апокалипсиса, которые показывают нам не сам катаклизм, приведший к разрушению привычного миропорядка, по сути, к исчезновению нашей цивилизации, а рассказывают о выживших людях, об устройстве нового мира после катастрофы планетарного масштаба, и именно этот образ и представляет наибольший интерес. Напомним, этот образ сформирован на основе западной культуры, западного мировоззрения и отношения к жизни.

 

Итак:

1. В мире постапокалипсиса люди не занимаются никакой созидательной деятельностью. Вообще! Всё, что они делают: они кочуют по миру и собирают всё, что осталось им от прошлой жизни человечества, – это касается и еды, и оружия, и одежды, и хозяйственной утвари, и энергоносителей (Книга Илая 2009, Водный мир 1995, Ровер 2013, Дорога 2009).

2. В мире будущего нет никакого порядка, царит хаос и анархия. Нормальные люди не пытаются организовать какую-то совместную жизнь, даже хотя бы с целью обеспечения безопасности. Преступные банды же, в свою очередь, наоборот, хорошо организованы и с успехом убивают и грабят остальных (Книга Илая 2009, Безумный макс все части, Водный мир 1995, Ровер 2013, Дорога 2009, Почтальон 1997).

3. Если же человечеству нового мира удалось каким-либо образом организоваться, то это непременно тоталитарный социум со всей вытекающей из него несправедливостью по отношению к индивиду, его развитию и самореализации. (Эквилибриум 2002, Посвящённый 2014, Бегущий в лабиринте 2014, Почтальон 1997).

 

Подобные сюжеты пытаются сформировать следующую модель мышления: существующая система жизни, несмотря на все её несправедливости, связанные с толпо-элитаризмом, с неравенством людей, всё же является для человека наиболее подходящей. Разрушив данную модель построения общества, человечество погрузится в хаос и анархию, где более не будет порядка, где сильный будет ещё сильнее и злобнее эксплуатировать слабого, где будет править закон джунглей, где главной целью существования будет лишь выживание и борьба. Нам пытаются объяснить, что без существующей системы мы превратимся в стадо диких животных, которые ради добычи будут жрать друг друга без каких-либо попыток самоорганизоваться, договориться, наладить быт и трудиться сообща во благо мира.

Неужели даже глобальная катастрофа не может заставить людей стать другими? Неужели люди даже после апокалипсиса не осозна́ют, что главными причинами трагедии нашей цивилизации как раз и были злоба, эгоизм, стремление к обогащению, к безраздельной власти? Неужели люди неспособны учиться, делать выводы? По мнению западных деятелей киноискусства – видимо, нет.

Земля будущего 2015

Этот фильм выделяется из общей массы картин на тему будущего. Во-первых, он рассматривает и иной сценарий развития событий, когда будущее предстаёт в совсем ином свете: люди не погибли в результате апокалипсиса, не исчезла жизнь в результате войн и эпидемий, нет проблемы перенаселения, люди научились преодолевать большие космические расстояния, победили земную гравитацию, создали высокотехнологичный уклад жизни. Во-вторых, в фильме мы получаем некоторые ответы на то, почему тема конца света спустилась на наши головы:

Примечательно, что все эти идеи в фильме спускаются на наши головы с помощью специального блока управления, который выглядит вот так:

Не будем проводить аналогии – на что это похоже, решайте сами. С помощью блока управления можно увидеть любую точку Земли в настоящем, прошлом и в будущем. Однако блок всё-таки разрушают, так как приходят к выводу, что постоянная трансляция конца света ПРОГРАММИРУЕТ этот самый конец света – это как раз о роли массмедиа и всякого рода предсказаний, об их воздействии на нашу жизнь. Разрушение блока управления вполне может свидетельствовать о смене курса управленческих элит запада, изменении библейского сценария развития событий: без конца света, без гибели большей части человечества, без страшного суда.

Однако путь, который предлагает фильм, во многом повторяет путь уже сформировавшейся Западной культуры: так, предлагается вновь собрать группу «избранных», которая втайне от остального «отсталого и ограниченного умственно человечества» будет работать над улучшением мира; создавать более светлое и совершенное будущее планируется лишь с помощью развития технологий без решения КЛЮЧЕВЫХ социальных проблем.

Вообще, если рассматривать сюжет фильма в целом, то западной культуре так и не удалось избавиться от идеи избранности. Герой – особенный по праву рождения, а вовсе не потому, что он усердно учился, работал над собой, в итоге стал асом в своей области. Да, главная героиня, Кейси, – дочь инженера НАСА, и поэтому неплохо разбирается в электронике, да, она любит мечтать, верит в возможность осуществления идеала, но разве делает это её какой-то очень особенной?! Разве мало таких людей, живущих на Земле?! Вопрос риторический, но в фильме окружающие постоянно как мантру повторяют, что она – особенная.

Иными словами, западная культура, при всём понимании существующих на Земле проблем, не хочет менять социального устройства общества, без изменения которого не получится решить проблему «голодного истощения и ожирения одновременно».

Единственный рецепт, который можно и нужно взять на заметку из этого фильма: дети – наше будущее, и надо воспитать их так, чтобы они верили в возможность осуществления любых самых дерзких планов, чтобы они были настоящими мечтателями, которые готовы пойти за своей мечтой куда угодно. Надо подготовить их к тому, что и на их плечи когда-то ляжет труд по созданию светлого будущего.

Расценивать этот фильм можно как некую попытку изменения парадигмы управления, которая до сих пор вела нас к гибели, как попытку поставить вопрос «а что если…»: а что если человечеству удастся решить свои проблемы без глобальной катастрофы? А что если будущее будет действительно светлым и хорошим? А что если в будущем получится добиться всеобщего счастья?

Олег Ищущий

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: