Программа «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной




Программа по предмету «Музыка» для 1 – 4 клас­сов четырехлетней начальной школы общеобразова­тельных учреждений составлена в соответствии с ос­новными положениями художественно-педагогиче­ской концепции Д. Б. Кабалевского и «Примерными программами начального общего образования». В дан­ной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педаго­гов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.

Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потен­ циала подрастающего поколения.

Программа «Музыка» для 1—4 классов четырехлетней начальной школы обеспечена учебно-методическими комплек­тами (авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина) для каждого класса. Учебно-методические комплекты включа­ют в себя учебник, рабочую тетрадь, хрестоматию музыкально­го материала и фонохрестоматию музыкального материала для каждого класса, а также методические рекомендации по рабо­те с УМК для начальной школы.

Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой уста­новки:

—воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

—развитие активного, прочувствованного и осоз­нанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоя­щего и накопление на его основе тезауруса — интона­ционно-образного словаря, багажа музыкальных впе­чатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире му­зыкального искусства.

Содержание программы базируется на художест­венно-образном, нравственно-эстетическом постиже­нии младшими школьниками основных пластов ми­рового музыкального искусства: фольклора, духов­ной музыки, произведений композиторов-классиков («золотой фонд»), сочинений современных компози­торов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, те­мы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художни­ка России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматрива­ются в контексте мировой художественной культуры.

Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в ко­тором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклор­ных сочинений, народных обрядов, обычаев и тради­ций, изустных и письменных форм бытования музы­ки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной му­зыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духов­но-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономер­ностей возникновения и развития музыкального ис­кусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специ­фики воздействия на духовный мир человека на осно­ве проникновения в интонационно-временную приро­ду музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой как «искусством ин­ тонируемого смысла» (Б. В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-цен­ностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музы­кальной деятельности (исполнение, сочинение, слу­шание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения; принципы развития музыки (повтор, вариативность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двух­ частная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, ба­ лет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и их своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи компо­зитора в конкретном произведении.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная направленность и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются:

- увлеченность;

- триединство де­ятельности композитора — исполнителя — слушате­ля;

- «тождество и контраст»;

- интонационность;

- опора на отечественную музыкальную культуру.

Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их му­зыкальный вкус, потребность общения с высоко-художественной музыкой в современных условиях широ­кого распространения образцов поп-культуры в сред­ствах массовой информации.

Виды музыкальной деятельности на уроках му­зыки по данной программе разнообразны и направле­ны на реализацию принципов развивающего обуче­ния (Д. Б. Эльконин — В. В. Давыдов) в массовом му­зыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подра­зумевает различные формы общения ребенка с музы­ кой. В сферу исполнительской деятельности учащих­ся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движе­ния; игра на музыкальных инструментах; инсцениро­вание (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музы­кальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, творческое начало дети проявляют в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической), в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, му­зыкальным спектаклям, в составлении художествен­ных коллажей, поэтических дневников, программ концертов, подборе музыкальных «коллекций» в до­машнюю фонотеку, в «создании» рисованных мульт­фильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкантах, музыкальных инструментах и др.

Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и др., запечатленные в художественных образах. Художест­венно-педагогическая идея позволяем учителю и ре­бенку осмысливать музыку сквозь призму общечело­веческих ценностей, вести постоянными поиск ответов на вопрос: что есть истина, добро и красота в окру­жающем мире?

Методы музыкального образования и воспитания младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы:

•метод художественного, нравственно-эстетиче­ского познания музыки;

•метод интонационно-стилевого постижения му­зыки;

•метод эмоциональной драматургии;

•метод концентричности организации музыкаль­ного материала;

•метод «забегания вперед и возвращения к прой­денному» (перспективы и ретроспективы в обучении);

•метод создания «композиций» (% форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);

•метод игры;

•метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

 

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педа­гогической идеи блока уроков, четверти, года. Заня­тия в 1 классе носят пропедевтический, вводный ха­рактер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музы­ ка и ты». В программе2—4классов семь разделов: «Россия— Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в *рам», «Гори, го­ ри ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном теат­ре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».

Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает посто­янные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зри­тельный ряд выполняет функцию эмоционально-эсте­тического фона, усиливающего понимание детьми со­держания музыкального произведения. Основой раз­ вития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произ­ведениям. Все это способствует развитию ассоциатив­ного мышления детей, их «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

В учебниках и рабочих тетрадях проблемные воп­росы и задания нацеливают учащихся на самостоя­тельную работу в классе и дома, исполнение песен и основных тем сочинений крупных жанров, дирижи­рование, музыкальные игры и др.

Основные понятия и музыкальные термины (об­щие и частные) вводятся на страницах учебников и тетрадей, постепенно учащиеся начинают овладевать ими и использовать в своей музыкальной деятель­ности.

Данная программа не подразумевает жестко регла­ментированного, рецептурного разделения музыкаль­ного материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, осо­бенностей и уровня музыкального развития учащих­ся каждого конкретного класса будет способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: