Примерная программа Минобразования РФ.




Сравнительный анализ программ и учебников по музыке для начальной школы.

 

Учебно-методический комплект для уроков музыки – это система содержательно и методически взаимосвязанных компонентов, обеспечивающая оптимальную организацию образовательного процесса, направленного на творческое развитие личности младшего школьника.

Важно учитывать, что в учебных изданиях УМК по предмету «Музыка» в обязательном порядке должно быть наличие трёх составляющих:

1) учебная программа;

2) учебник;

3) методические рекомендации для учителя.

Отсутствие одного из них является существенным препятствием в организации учебного процесса, а, следовательно, разрушает само понятие УМК. По усмотрению авторского коллектива УМК три его обязательных компонента могут быть дополнены другими учебными изданиями, которые выполняют вспомогательную функцию. Это рабочие тетради, хрестоматии, фонохрестоматии, дидактические материалы и т.д.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.

Учебная программа – это документ, предназначенный для учителя. Обязательными разделами для любой учебной программы являются:

А) пояснительная записка;

Б) содержание программы;

В) требования подготовки учащихся по классам.

 

Пояснительная записка должна давать четкие ответы на вопросы:

- для чего учить? (цели и задачи предлагаемого курса)

- чему учить? (специфика предлагаемого курса: содержательные акценты, на что следует обратить особое внимание).

- как учить? (методика преподавания, основные формы обучения: уроки, (их типы и структуры); экскурсии, практические работы)

 

Содержание программы, как правило, систематизировано по классам, темам и разделам. Здесь приводится общее число учебных часов в каждом классе, в каждой теме. Содержание программы должно соответствовать:

- обязательному минимуму содержания образования (в перспективе – «Образовательному стандарту»),

- Базисному учебному плану,

- возрастным особенностям учащихся.

 

Требования к подготовке учащихся по классам часто сформулированы в различных терминах: знать, уметь, понимать, интерпретировать, доказывать и т.д. При выборе Программы важно учитывать:

- степень достижения планируемых результатов обучения;

- объективная система оценивания этих результатов;

- соотношение результатов с заявленными целями и задачами.

 

УЧЕБНИК.

Как основному средству обучения, учебнику присущи следующие функции:

1) Информационная, 2) Систематизирующая, 3) Обучающая, 4) Контролирующая, 5) Воспитательная, 6) Развивающая

 

Учебник принято считать основным источником информации для ученика. В нём излагается содержание, которое должно быть чётким, ясным и доступным для учащихся. Систематизирующая функция учебника состоит в том, что информация содержит наиболее существенные компоненты, которые должны быть прочно усвоены уч-ся.

 

Обучающая функция учебника не только рассказывает о музыке, но и предоставляет ученику возможность слушать и исполнять музыку. В учебнике совершенно отчётливо выделяются четыре системы средств – аппараты, которые позволяют выполнять учебникам выше обозначенные функции:

- текстовый аппарат (в них излагается основное обязательное учебное содержание, которое необходимо усвоить ученикам, а также и дополнительная информация для учащихся с повышенной учебной мотивацией);

- аппарат усвоения (представлен системой вопросов: предваряющие в начале параграфа, вопросы на усвоение, вопросы на повторение. Система заданий: практических, закрепляющих знания, логических);

- аппарат ориентировки (оглавление, сигналы-символы, условные знаки);

- иллюстративный аппарат (фотографии, рисунки, графические схемы).

 

ТЕТРАДЬ

Способствует конкретизации, углублению и расширению знаний, излагаемых в учебнике, формированию практических умений и навыков, приёмов самостоятельной работы. Работа с тетрадью включается как элемент в домашнее задание.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Методическое пособие помогает учителю наиболее оптимально строить процесс обучения. В структуру методических пособий включены следующие компоненты: введение, программу курса, тематическое и поурочное планирование.

 

Примерная программа Минобразования РФ.

 

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка 1-4 кл. Москва. ДРОФА. 2001 г.

Цель – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи – воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности; развитие активного, прочувственного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса – интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства.

 

Специфика методики преподавания

Методические принципы: см. стр. 185

1)увлечённости,

2)триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя,

3)принцип «тождества и контраста»,

4)интонационность.

Тематика уроков.

См.стр.205-211. Система творческих заданий. См.стр.186. Размышления, импровизация, рисунки, составление художественных коллажей, программ концертов, сочинения о музыке.

 

Содержание программы.

Структуру программы составляют разделы. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.

1 класс. 1 раздел «Музыка вокруг нас» 2 раздел «Музыка и ты».

2-4 кл. 1 раздел «Россия – Родина моя». 2 раздел «День, полный событий» 3 раздел «О России петь – что стремиться в храм». 4 раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». 5 раздел «В музыкальном театре». 6 раздел «В концертном зале». 7 раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». Основные понятия и музыкальные термины. На страницах учебников и тетрадей.

 

Требования к подготовке учащихся по классам.

 

1 класс. См. стр. 189. Роль музыки в повседневной жизни. Музыкальные инструменты. Своеобразие музыкального произведения, интонационно- осмысленное воспроизведение музыкальных образов.

2 класс. Стр. 192. Музыкальные образы родного края. Мир ребёнка в музыкальных интонациях. Праздники Православной церкви. Обряды и праздники русского народа. Симфонический оркестр, тембры инструментов, создание музыкального спектакля. Музыкальные портреты и образы. Музыкальная речь и музыкальный язык. Жанры музыки. Конкурсы.

3 класс. Стр.195. Образы в романсах, защитников Отечества. Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Образ праздника. Образы былинных сказителей. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Мюзикл. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма. Джаз. Импровизация.

4 класс. Стр. 200. Жанры народных песен. Музыкально-поэтические образы. Церковные песнопения. Мифы, легенды, предания. Драматургическое развитие в опере. Интонации народных танцев. Музыкальный язык разных эпох. Критерии оценки уровня музыкального развития учащихся. Стр. 205.

 

Авторская программа

 

Н.А.Терентьева. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание 1-4 кл. Москва «Просвещение» 1994г.

Цель - сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидательные качества личности. Задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Специфика предлагаемого курса – интеграция различных видов искусства: музыки, живописи, литературы, театра, кино, архитектуры. Специфика методики преподавания (уроки, их типы-7) см. стр.6-9 Программы. Методические принципы:

1)целостное представление об искусстве, 2)Целостность теоретической и практической деятельности, 3)ассоциативное сопоставление, 4)сюжетное и историко-тематическое построение уроков. Тематика уроков. См.стр.9 Программы. Система творческих заданий. См.стр.18-28.

 

Содержание программы.

 

Систематизировано по классам, темам и разделам. Сквозные темы. См.стр.29. Этапные темы. См.стр.30

1 класс. Общая тема «Моя школа, семья, друзья». 2 класс. Общая тема «Красота вокруг нас». 3 класс. Общая тема «Любимые образы и герои». 4 класс. Общая тема «Мир народной фантазии». Ключевые понятия. См.стр. 33. Этапные понятия. См.стр.34. Тематические разработки. Стр. 38

 

Требования к подготовке учащихся по классам:

 

Сформулированы в различных терминах: знать, уметь, понимать, интерпретировать, доказывать, ит.д. 1 класс. См.стр. 37. Эмоциональное вхождение в мир музыки; оптимизация через игровую деятельность. 2 класс. См.стр.47. Углубление представлений о связи различных видов искусства. Всистемеключевыхиэтапныхпонятийвниманиеуделяетсяпроблемехудожественногообраза-музыкального, поэтического, живописного. Творческие задания нацелены на усвоение языка музыкального искусства, его специфики по сравнению с литературой и живописью. Упражнения на развитие интонационных, мелодико-ритмических, тембровых представлений. 3-4 класс. См.стр.62. Формирование целостного и вместе с тем дифференцированного представления о неразрывной связи искусства с окружающим миром и деятельностью человека.

 

 

Принципиальные отличия этих программ:

 

А) В пояснительной записке отличаются методические принципы.

Б) В программе «Музыка» Е.Критской система творческих заданий представлена очень сжато, не развёрнута так, как в программе «Музыка» Н.Терентьевой.

В) Содержание программы. Программа «Музыка» Е.Критской очень грамотно построена на 7 разделах, которые сохраняются н протяжении 2-4 классов. Эта система очень удобна, т.к. прослеживается постоянное движение в процессе обучения школьников. В этом отношении содержание программы «Музыка» Н.Терентьевой заметно уступает.

Г) В программе Н.Терентьевой выделен весьма важный раздел «Ключевые понятия» и «Этапные понятия», который дан в алфавитном порядке. В такой системе удобно работать учителю, когда реально видишь, что должен знать ученик. А в программе «Музыка» Е.Критской этот раздел представлен на страницах учебника и рабочей тетради. Это удобно для ученика. Д) Требования в подготовке учащихся по классам. В этом разделе программы «Музыка» Н.Терентьевой в 1 классе важнейшим фактором творческого развития детей является игра. Методически уроки построены на игровой ситуации. Это очень грамотно, т.к. ученики 1 класса с помощью игры легче адаптируются в новой для себя роли ученика. В программе «Музыка» Е.Критской акцент сделан на классические произведения.

Д) В программе «Музыка» Е.Критской 2-4 класс появился раздел «О России петь, что стремиться в храм», в котором звучит духовная музыка. В программе Н.Терентьевой духовной музыки нет.

Е) В программе Н.Терентьевой предлагаются тематические разработки уроков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: