Тема № 4.
Взаимодействие руководства и персонала проверяемого экономического субъекта с аудиторами в ходе аудиторской проверки
Получение разъяснений от руководства проверяемого экономического субъекта в ходе аудиторской проверки
Аудитор в определенных случаях должен получить от руководства экономического субъекта разъяснения, необходимые ему для достижения целей его работы. Разъяснения могут быть запрошены на этапе предварительного планирования аудита, на этапе подготовки общего плана и программы аудита, непосредственно на этапе проверки - в ходе выполнения аудиторских процедур по существу и тестирования средств контроля, на этапе завершения аудита и подготовки аудиторского заключения.
Аудитор должен точно и конкретно сформулировать перечень необходимых сведений, которые он предполагает получить или подтвердить.
Отказ руководства проверяемого субъекта в предоставлении сведений по запросу аудитора либо неполное предоставление таких сведений должно расцениваться аудитором как ограничение объема аудита и как фактор, который может привести к подготовке аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.
Общение с руководством проверяемого экономического субъекта
В ходе аудиторской проверки
Общение с руководством экономического субъекта может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.
При общении с руководством экономического субъекта аудиторская организация должна рассматривать полученную информацию с точки зрения ее уместности, надежности и достаточности, а также полномочий и компетентности лица, ее предоставившего.
Целью общения с руководством экономического субъекта до начала аудита являются оценка возможности проведения аудита и заключение договора на оказание аудиторских и/или сопутствующих аудиту услуг. Общение с руководством экономического субъекта до начала аудита включает общение на стадии предварительного планирования аудита и общение на стадии переговоров.
На стадии переговоров с руководством экономического субъекта должны быть определены и согласованы существенные условия предстоящего договора. Целью общения с руководством экономического субъекта во время аудита являются оптимизация аудиторских процедур и обеспечение достижения целей аудита с максимально возможной эффективностью. Во время аудита с руководством экономического субъекта могут обсуждаться вопросы:
а) планирования аудита;
б) получения аудиторских доказательств;
в) оценки аудиторского риска и уровня существенности;
г) изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
д) использования работы экспертов;
е) организационные вопросы, связанные с проведением аудита;
ж) другие вопросы, связанные с подготовкой и проведением аудита.
Целью общения с руководством экономического субъекта на заключительной стадии аудита являются обсуждение выявленных в ходе аудита проблем и согласование предлагаемых аудиторской организацией поправок к бухгалтерской отчетности экономического субъекта. На заключительной стадии аудита с руководством экономического субъекта могут обсуждаться:
а) проблемы, с которыми столкнулась аудиторская организация в ходе аудита;
б) вопросы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, по которым у экономического субъекта и аудиторской организации возникли разногласия;
в) поправки к бухгалтерской отчетности, предложенные аудиторской организацией, вне зависимости от того, произведены ли они в этой отчетности;
г) нарушения установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, влияющие или способные повлиять на ее достоверность;
д) выявленные в ходе аудита особенности внешней или внутренней среды, существенно влияющие или способные повлиять на непрерывность деятельности экономического субъекта (нарушение допущения непрерывности деятельности);
е) существенные события, произошедшие после даты подписания аудиторского заключения;
ж) другие вопросы, связанные с завершением аудита.
Существенные вопросы, связанные с завершением аудита, должны быть обсуждены с руководством экономического субъекта, а результаты обсуждения - отражены в рабочей документации проверки.
Аудиторская выборка
Формируя мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, аудитор, как правило, осуществляет сплошную проверку только для наиболее важных объектов. Для проверки всех остальных финансово-хозяйственных операций применяется метод выборочного контроля.
Проведение выборочной проверки состоит из следующих стадий (этапов):
1. Принятие решения о проведении выборочной проверки.
2. Планирование выборочной проверки.
3. Проверка элементов выборки (непосредственное осуществление аудиторских процедур в отношении элементов выборки).
4. Анализ результатов выборочного исследования.
Риск выборки заключается в том, что мнение аудитора по определенному вопросу, составленное на основе выборочных данных, может отличаться от мнения по тому же самому вопросу, составленному на основании изучения всей совокупности.
Ожидаемая ошибка выборки - это примерное, субъективно оцениваемое значение ошибки (ошибок) в бухгалтерском учете или отчетности экономического субъекта, которое аудитор до начала проверки предполагает обнаружить в процессе аудита.
Аудиторская организация должна в обязательном порядке отражать в рабочей документации все стадии (этапы) проведения аудиторской выборки и анализ ее результатов.
Аудиторские доказательства
Аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности:
• первичные документы;
• бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности;
• письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица;
• информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).
Аудиторские доказательства должны быть достаточными и надлежащего характера.
Аудиторские доказательства могут быть:
• внутренними (получены от экономического субъекта);
• внешними (получены от третьих лиц);
• смешанными (получены от экономического субъекта, но подтверждены третьими лицами).
Аудиторские доказательства более убедительны, если они получены из различных источников, обладают различным содержанием и при этом не противоречат друг другу.
При наличии серьезных сомнений относительно достоверности отражения хозяйственных операций в финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитор должен попытаться получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для устранения такого сомнения.
Источниками получения аудиторских доказательств являются:
• финансово-бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложение к балансу;
• бухгалтерские регистры: журналы-ордера, Главная книга, журнал хозяйственных операций, кассовая книга, расчетно-платежные ведомости по заработной плате и т. д., оборотные, сальдовые и шахматные ведомости;
• первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;
• статистическая отчетность;
• отчетность по взносам во внебюджетные фонды;
• отчетность по налогообложению;
• уставные документы, договоры, приказы и другие административные документы;
• результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности;
• устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;
• результаты сопоставления одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставления документов экономического субъекта с документами третьих лиц;
• результаты инвентаризации;
• разъяснения руководства проверяемого субъекта в устной и письменной форме.
Аудиторский риск уменьшается, если аудитор использует доказательства, полученные из разных источников, и разные по форме представления.
Документирование аудита
Под термином «документация » понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора, либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.
Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения.
К используемой аудитором рабочей документации относятся:
• планы и программы проведения аудита;
• описания использованных аудитором процедур и их результатов;
• объяснения, пояснения и заявления экономического субъекта;
• копии документов экономического субъекта;
• описания системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета экономического субъекта;
• аналитические документы аудитора (аудиторской организации).
Рабочие документы должны быть аккуратно оформленными и храниться в архиве аудиторской организации не менее пяти лет.
Сведения (информация), содержащиеся в рабочей документации, не подлежат разглашению аудитором. Аудитор не обязан предоставлять рабочую документацию проверяемому экономическому субъекту, другим лицам и органам, за исключением случаев, предусмотренных законом. Рабочие документы являются собственностью аудитора.
Рабочая документация должна храниться скомплектованной в папках (файлах), заведенных для каждого аудита, проводимого аудиторской организацией, отдельно. Такие папки именуются «досье на клиента». Досье разделяют на текущие, постоянные и специальные.
Текущее досье содержит все документы и материалы, собранные в ходе аудиторской проверки. Оно содержит вопросы и проблемы, перенесенные из предыдущего аудита, а также те, на которые следует обратить внимание в последующем аудите.
Постоянное досье содержит информацию, важную для аудита в течение длительного времени.
Специальные досье аудиторские фирмы открывают в зависимости от обстоятельств. В них включаются: подшивки корреспонденции, специальные постановления, указы, налоговая документация, данные по соблюдению законодательства и т. п.
6. Предоставление письменной информации аудиторской организацией руководству проверяемого экономического субъекта по результатам аудиторской проверки
Во всех случаях обязательного аудита аудиторские организации обязаны готовить и предоставлять адресату письменную информацию (отчет) аудитора руководству проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита (далее - письменная информация).
Данные, содержащиеся в письменной информации, приводятся с целью доведения до руководства проверяемого субъекта сведений о недостатках в учетных записях, бухгалтерском учете и системе внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности, и в порядке внесения конструктивных предложений по совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта.
Сведения, содержащиеся в письменной информации аудитора, должны быть четкими, краткими, содержательными, без фактических неточностей. В необходимых случаях в письменной информации аудитора должны иметься обоснования количественных расчетов и оценок, ссылки на документы действующего законодательства.
В письменной информации аудитора в обязательном порядке должно быть указано, какие из сделанных замечаний являются существенными, а какие - нет, влияют или не влияют (или могут влиять) перечисленные замечания и недостатки на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении. В случае подготовки аудиторской организацией условно положительного заключения, отрицательного заключения или отказа от выражения мнения в письменной информации аудитора должна содержаться развернутая аргументация причин, приведших к такому мнению аудитора.
Письменная информация аудитора составляется не менее чем в двух экземплярах. Один экземпляр письменной информации передается под расписку руководству проверяемого субъекта, а второй экземпляр остается в распоряжении аудиторской организации и приобщается к прочей рабочей документации аудитора.
Письменная информация аудитора является конфиденциальным документом. Сведения, содержащиеся в нем, не подлежат разглашению аудиторской фирмой, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами РФ.