Основные принципы международного воздушного права




Ядро международного воздушного права составляют основные принципы, под которыми следует понимать «общепризнанные нор мы международного права наиболее общего характера». Эти прин ципы носят императивный характер и содержат обязательства erga omnes, т. е. обязательства в отношении всех и каждого из членов международного сообщества. Принципы объединяют нормы меж дународного воздушного права различных его институтов, действу ющие в отношении тех или иных участников межгосударственных авиатранспортных отношений, в единую правовую систему. В тех случаях, когда возникает необходимость в урегулировании новых проблем, принципы служат критериями законности вновь прини маемых норм.

Огромное значение принципы имеют при оценке действий эк сплуатантов воздушных судов при полетах над государственной территорией. Если вместо предписанного маршрута иностранное воздушное судно, занятое в международной аэронавигации, следу ет над иностранной территорией иным маршрутом, то такие дей ствия квалифицируются как нарушение принципа безопасности международной гражданской авиации. Как незаконное вторжение и нарушение принципа суверенитета над воздушным простран ством расценивается полет иностранного воздушного судна без разрешения суверенного государства. Так же могут быть расцене ны действия иностранного авиапредприятия на территории при нимающего государства, направленные на получение коммерчес ких выгод от международных авиаперевозок вне предоставленных коммерческих свобод воздуха. Несоблюдение принципа взаимно сти одним перевозчиком может причинить экономический ущерб другому перевозчику. В области двусторонних соглашений о воздушном сообщении основные принципы играют роль критерия законности двусторон них норм.

Основные принципы не всегда являются исключительным про дуктом международного права. Некоторые из них имеют прямое родство с принципами национального воздушного права. Такой важнейший принцип международного воздушного права, как прин цип суверенитета над воздушным пространством, признается Чикагской конвенцией, но не закрепляется и не устанавливается, по скольку этот принцип уже давно закреплен в национальном зако нодательстве многих государств. Чикагская конвенция исходит из признания этого принципа. То же можно сказать о принципе обес печения безопасности международной гражданской авиации. Ос новные законы по воздушному праву пронизаны императивными требованиями обеспечения безопасности гражданской авиации как в воздухе, так и на земле. На ее обеспечение направлены все нормы, регулирующие полеты и перевозки над государственной террито рией. В международном праве эта национальная императивная нор ма признана как основной принцип.

Принцип суверенитета над воздушным пространством. Каж дое государство осуществляет полный и исключительный сувере нитет в отношении воздушного пространства, расположенного над его государственной территорией, что отражено в воздушных ко дексах многих государств и подтверждено в ст. 1 Чикагской конвен ции 1944 г.

Суверенитет над воздушным пространством есть составная часть государственного суверенитета. Поэтому его общее свойство — вер ховенство на всей территории и независимость в международных отношениях — распространяется и на воздушное пространство над государственной территорией. В силу этого воздушное простран ство над государственной территорией суверенно, т. е. оно не под чиняется никакой власти, кроме той, что исходит от государства, над территорией которого оно расположено. Осуществление госу дарством всей полноты власти, являющейся высшей, верховной и исключающей какую либо иную публичную власть в пределах на ционального воздушного пространства, проявляется в закреплении государством принципа полного и исключительного суверени тета государства над его воздушным пространством в нацио нальном законодательстве.

Суверенитет над воздушным пространством реализуется госу дарством в разных формах. Суверенитет над воздушным простран ством — юридическая основа обеспечения национальной безопас ности каждого государства, ограждает и защищает его суверенные права и законные интересы от незаконных посягательств извне. В международных отношениях в силу суверенитета государство неза висимо от других государств определяет режим и порядок использо вания национального воздушного пространства в целях осуществ ления внутренних и международных воздушных сообщений. Внутри суверенитет проявляется в форме верховенства, которое позво ляет государству осуществлять полную и исключительную власть в отношении воздушного пространства, расположенного над его территорией. Принцип суверенитета над воздушным пространством является исходным при определении многих положений двусторон них соглашений о воздушном сообщении, особенно при разрешении вопросов соблюдения законов и правил, регулирующих влет и вы лет воздушных судов, совершающих международные полеты, при бытия и отправления с территории пассажиров, экипажей и грузов воздушных судов.

Под принципом обеспечения безопасности международной гражданской авиации понимается суверенное право каждого го сударства принимать меры технического, эксплуатационного, орга низационного, аэронавигационного и информационного характе ра, обеспечивающие выполнение международных и внутренних по летов без угрозы для жизни и здоровья людей, обязанность государ ства поддерживать высокий уровень безопасности в отношении любых полетов. В международном аспекте обязательства по обес печению безопасности международной гражданской авиации воз ложены на государства международными договорами. Чикагская конвенция 1944 г. объявляет своей главной задачей создание таких условий для международной гражданской авиации, при которых она может развиваться «безопасным и упорядоченным образом». Практически во все двусторонние соглашения о воздушном сообще нии включены положения о взаимных обязательствах по поддер жанию должного уровня безопасности, а также процедуры сотруд ничества по вопросам устранения или разрешения ситуаций, свя занных с актами или угрозами незаконного вмешательства против безопасности гражданской авиации.

В 1986 г. Совет ИКАО принял типовую статью об авиационной безопасности и рекомендовал использовать ее в двусторонних со глашениях. В совокупности с принципом обеспечения безопасности международной гражданской авиации международно правовые нормы по безопасности гражданской авиации образуют соответ ствующий международно правовой режим.

В марте 2006 г. ИКАО провела Конференцию генеральных ди ректоров гражданской авиации по глобальной стратегии в сфере безопасности полетов, на которой был дан анализ современного со стояния безопасности полетов и приняты новые меры, направлен ные на укрепление безопасности полетов в глобальном масштабе. Было признано, что «государство несет ответственность за обес печение безопасности полетов в воздушном пространстве над его территорией, в том числе полетов воздушных судов иностранных эксплуатантов», и поручено ИКАО подготовить необходимые по ложения и инструктивный материал, касающийся «единообразного подхода к наблюдению за полетами иностранных воздушных судов». Конференция рекомендовала также государствам «включать в свои двусторонние соглашения статьи о безопасности полетов, основан ные на типовой статье о безопасности полетов, разработанной ИКАО».

Во внутреннем плане обеспечение высокого уровня безопасно сти полетов в суверенном воздушном пространстве входит в фун кции государства. Распоряжаясь своим воздушным пространством, государство обязано создавать и поддерживать условия, необходи мые для его практического использования. Ключевым условием такого использования является безопасность полетов как осно вополагающий принцип национального воздушного законодатель ства. В соответствии с этим принципом государство регламенти рует летную годность воздушных судов, устанавливает техничес кие требования и нормативы к аэродромам и аэропортам, воздуш ным трассам, принимает правила полетов и управления ими, а также определяет порядок расследования авиационных происше ствий и инцидентов. Нормативные правила, предписания и тре бования, которые государства принимают в отношении безопас ного использования собственного воздушного пространства, обра зуют национальный режим обеспечения безопасности граждан ской авиации. Особо в нем выделяются нормы, касающиеся порядка осуществления международных полетов над государствен ной территорией, что указывает на то, что обеспечение безопасно сти международной гражданской авиации входит в задачи наци онального воздушного права.

Таким образом, международно правовой и национальный режи мы обеспечения безопасности полетов гражданской авиации тесно взаимодействуют друг с другом на основе принципа обеспечения безопасности международной гражданской авиации.

Принцип взаимности играет исключительно важную роль в за щите и обеспечении экономических интересов как государства, так и авиаперевозчиков при осуществлении международных воздуш ных перевозок. Их экономическая эффективность зависит от мно жества факторов. Как сегмент национального рынка авиаперево зок международные воздушные перевозки из одной страны в дру гую, в противоположность внутренним воздушным перевозкам, как правило, полностью закрытым для иностранных авиакомпаний, не могут осуществляться только одним перевозчиком, хотя и такое ча сто встречается на практике. В большинстве случаев установлен ные международные воздушные линии эксплуатируются двумя пе ревозчиками, специально назначенными для этого сторонами дву сторонних соглашений о воздушном сообщении. Обоюдный эконо мический интерес таких перевозчиков состоит в том, чтобы эксплу атация этих линий была выгодной, приносила им прибыль. Юридическим средством реализации их экономических интересов явля ются права доступа на национальный рынок международных авиаперевозок, охватывающие права на маршруты, права на эк сплуатацию и права перевозок. Хотя изначально они исходят от государства, фактическими держателями и распорядителями этих прав выступают авиаперевозчики. Имея доступ к национальному рынку международных воздушных перевозок, перевозчики могут обмениваться правом доступа и на основе принципа взаимности предоставляют права или определенные преимущества перевозчи ку из другого государства при условии предоставления государством регистрации иностранного перевозчика аналогичных прав и пре имуществ назначенному перевозчику своего государства. В резуль тате вырабатывается общая правовая позиция в отношении поле тов и перевозок между государствами, отражающая баланс эконо мических интересов перевозчиков, эксплуатирующих международ ные воздушные сообщения на условиях взаимной выгоды.

Двусторонние соглашения предусматривают обычно равное ко личество воздушных линий, устанавливаемых между государства ми. Но количественное равенство линий, как и пунктов посадок, используемых для регулярных полетов, прямо не связано с принци пом взаимности, не требующим абсолютной идентичности прав и преимуществ, предоставляемых друг другу участниками соглаше ний. Взаимность предполагает учет взаимных интересов и возмож ностей, реальные обстоятельства, связанные с организацией регу лярных полетов.

О взаимности можно говорить в широком и узком смысле. На пример, по отношению к нерегулярным воздушным перевозкам вза имность в узком контексте может воплощаться в утверждении толь ко конкретного вида и количества нерегулярных рейсов (например, три рейса для перевозки группы туристов). В широком смысле вза имность не требует такого указания в отношении вида или количе ства нерегулярных рейсов, но может сопровождаться утверждени ем всех нерегулярных рейсов, например, рейсов из третьей страны.

Принцип свободы полетов за пределами государственной территории действует в отношении воздушного пространства, расположенного над исключительной экономической зоной и от крытым морем. Такое воздушное пространство принято считать международным или открытым. В соответствии с принципом свободы полетов любые воздушные суда (военные и невоенные) впра ве свободно летать в международном воздушном пространстве, которое исключено из под юрисдикции какого либо государства. Свобода полетов сочетается с комплексом прав, которые может осуществлять каждое государство в отношении международного воздуш ного пространства. Все государства имеют право осуществлять юрисдикцию над своими воздушными судами, обеспечивать безо пасность полетов за пределами суверенного воздушного пространства, использовать воздушные суда для преследования иностран ных морских судов в открытом море за нарушение законов и правил прибрежного государства, в целях борьбы с пиратством и работор говлей.

Кроме того, при пользовании свободой полетов государства обя заны соблюдать правила полетов, рекомендованные ИКАО, пре дотвращать инциденты в воздушном пространстве над открытым морем и не допускать его загрязнение, оказывать помощь терпя щим бедствие морским и воздушным судам, не разрешать полеты своих воздушных судов без опознавательных знаков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: