Основные экон показатели тур.го бизнеса.




Себестоимость, ценообразование, выручка, налогообложение, прибыль и рентабельность.

Себестоимость. Основополагающим показателем тур.го бизнеса являются затраты. В международной практике, так же как и в российской, затраты оцениваются по себестоимости. Себестоимость в Те представляет собой совокупность текущих затрат на производство и реализацию тур. продуктов и услуг, выраженных в денежной форме. Это важнейшая эк. категория и качественный показатель, так как характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении тур.й организации. Как эк. категория себестоимость выполняет ряд функций:

· позволяет осуществлять учет и контроль затрат на производство и реализацию тур. продуктов и услуг;

· является базой для формирования цен на продукты и услуги тур. организаций и определения прибыли и рентабельности;

· служит экономическим обоснованием целесообразности вложения реальных инвестиций в реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующих тур. организаций;

· позволяет определить оптимальную мощность тур.й

· организации;

· служит экономическим обоснованием управленческих решений.

Названные функции позволяют сделать вывод о важности процедуры формирования затрат в тур. организациях. Грамотный подход к формированию себестоимости и включению затрат в стоимость тур. продуктов и услуг во многом определяет конечный фин.ый результат деятельности организации.

На практике в целях анализа, учета и планирования затрат, входящих в себестоимость тур. продуктов и услуг, применяются две взаимосвязанные классификации: поэлементная и калькуляционная. Именно эти классификации имеют наибольшую значимость в турбизнесе и позволяют составлять два важнейших фин.ых документа: смету и калькуляцию.

Смета. Это документ, который включает все элементы затрат, связанные с производственной д-стью тур.й организации, и содержит три важных показателя: полную себестоимость, плановые накопления и полную стоимость. Определим сущность каждого показателя.

Сметная (полная) себестоимость (Зс, руб.) отражает затраты на производство и реализацию тур. продуктов и услуг за месяц и рассчитывается по формуле

Зс = Зм + Зот + Зесн + За + Зпр,

где Зм — затраты на оплату ТМЦ и услуг поставщиков; Зот — затраты на оплату труда;

Зесн — сумма единого соцого налога1;

За — амортизационные отчисления на полное восстановление

основного капитала тур.й организации;

Зпр — прочие затраты.

Необходимо отметить важность сметы как нормативного документа тур.й организации. Смета позволяет контролировать общий уровень затрат и их динамику, а также показывает уровень самоокупаемости организации. Однако на основе сметного расхода нельзя определить конкретное направление и место использования затрат, что не позволяет анализировать эффективность их использования, вскрыть резервы снижения. А главное, на основе элементов сметы невозможно определить себестоимость единицы выпускаемых продуктов и услуг. Эти задачи решает калькуляция.

Калькуляция. Это документ, который отражает общую сумму фактических затрат на производство одной калькуляционной единицы и составляется на основе сметы затрат. Итогом калькуляции является единичная себестоимость калькуляционной единицы, которая отражает затраты тур.й организации на производство и реализацию одного тур.го продукта/услуги.

Калькуляционная единица специфична для каждой отрасли, рассматриваемой в составе Та. Так, калькуляционной единицей для гостиниц являются место-сутки, для ресторана — посадочное место и т.д. Это приводит к существенной дифференциации подходов при калькулировании затрат в различных отраслях Та.

Тем не менее все тур. организации составляют калькуляцию для реализации одних и тех же целей. На основе калькуляции проводится анализ, выявляются резервы и разрабатываются мероприятия по снижению себестоимости тур. продуктов и услуг. Грамотно составленная калькуляция дает возможность реально оценить затраты на производство и реализацию тур. продуктов и услуг, обоснованно установить цену.

Ценообразование в Те – это процесс установления цены на конкретный тур. продукт или услугу, где цена – это денежное выражение стоимости тур. услуг. Уровень цены определяет величину прибыли, конкурентоспособность и фин.ую устойчивость компании.

Ценообразование в тур.й отрасли имеет несколько особенностей.

· Устойчивость спроса на тур. услуги зависит от индивидуальных особенностей птрб.я, поэтому при установлении цен на услуги следует учитывать следующий психологический момент: цена не должна вызывать отрицательных эмоций у потенциальных покупателей.

· Процессы производства, реализации и потребления услуг совпадают во времени, поэтому в отрасли Та применяется сезонная дифференциация цен; спрос и соответственно цены на услуги носят ярко выраженный сезонный характер.

· Тур. услуги реализуются как на внутреннем, так и на внешнем рынке, поэтому при оценке качества и стандартизации принимаются во внимание м/н требования.

· Цены на продукт должны включать птрб.ьские стоимости, которые не принимают непосредственно товарную форму (например, исторические памятники, природные заповедники) или не являются продуктами труда, а созданы природой (водопады, пещеры).

Цена на тур. продукт определяется стоимостью отдельных тур. услуг и птрб.ьским спросом на них, что, в свою очередь, зависит от ряда факторов: класса обслуживания, вида транспорта, формы обслуживания (индивидуальной или групповой), конъюнктуры рынка услуг, сезонности, эффективности рекламных мероприятий и др.

Структуру цены на тур. продукт можно представить следующими элементами:

• себестоимость тур.й услуги;

• косвенные налоги по отдельным видам деятельности;

• прибыль тур.й организации;

• скидки для отдельных групп туристов;

• надбавка или скидка (комиссионное вознаграждение) в пользу посредника.

Основу цены тур.й услуги составляет себестоимость, которая характеризует текущие издержки тур.й организации на производство и реализацию услуг. В туристическом бизнесе доля затрат в цене услуг, как правило, составляет 80-85%. Любая организация стремится к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском услуг, и получить достаточную прибыль. Прибыль обеспечивает финансирование текущих расходов и развитие фирмы.

Выручка. Реализация тур. продуктов и услуг в соответствии с избранной ценовой стратегией формирует выручку организации.

Совокупная выручка тур.й организации — это денежная сумма в кассе и на расчетном, валютном счетах тур.й организации, полученная из различных источников в результате осуществления уставной деятельности в течение определенного периода времени.

Выручка от реализации основных продуктов и услуг — денежные средства, поступившие в кассу, на расчетный, валютный счета тур.й организации за реализованные турпродукты и услуги.

Выручка от реализации дополнительных продуктов и услуг определяется аналогично выручке от реализации основных продуктов и услуг на основе действующих в тур.й организации цен и ценовых модификаций на продукты и услуги различного вида. Размер выручки зависит от объема реализации продуктов (услуг), их ассортимента, качества, уровня цен, формы расчетов и других факторов.

Кроме выручки от реализации основных и дополнительных продуктов и услуг, туристская организация может получать выручку от прочей реализации (основного капитала, запасов и др.).

Выручка от реализации имущества, принадлежащего тур.й организации, рассчитывается на основе его рыночной стоимости в момент продажи (первоначальной, восстановительной, остаточной).

Тур. организации, как правило, продают ошибочно приобретенное имущество или имущество, которое становится невостребованным в результате обновления основного или оборотного капитала предприятия. Причинами реализации имущества также могут быть ликвидация, реорганизация или смена вида деятельности тур.й организации.

Выручка от внереализационных операций, т.е. доходы от сдачи имущества в аренду и совместной деятельности, доходы по операциям с ценными бумагами и т.д., определяется в каждом конкретном случае индивидуально, в зависимости от вида операции.

Выручка от прочих операций— денежные средства, поступившие в кассу на расчетный или валютный счет тур.й организации от видов деятельности, не учтенных ранее.

Названные выше источники формируют структуру совокупной выручки тур.й организации. Структура выручки динамична, так как на нее влияют различные внутренние и внешние факторы тур.го бизнеса.

В любом случае независимо от источника выручка свидетельствует о ведении бизнеса, и туристская организация автоматически становится налогоплательщиком.

Нлг.ые правоотношения во всех странах с рыночной экономикой составляют основу гос.ого регулирования фин.ой деятельности любой туристической фирмы.

Основы нлг.ых отношений в России регламентированы положениями ст. 57 Конституции РФ.

На основании названной статьи была разработана нормативная база для взаимоотношений туристической фирмы и государства.

Нлг.ые правоотношения отражают права и обязанности сторон между туристической фирмой и государством. Как на налогоплательщика, на туристическую фирму возлагаются следующие обязательства (на основании действующего законодательства): 1) в обязательном порядке встать на учет в нлг.ом органе; 2)вести в принятом порядке бухгалтерский учет; 3) после составления фин.ой отчетности предоставлять ее в органы нлг.ой инспекции ит. д.

Нлг.ое законодательство представляет собой свод законов, который определяет порядок начисления нлг. и передачи их определенным гос.ым органам.

В тур.й деятельности существуют следующие особенности при расчете НДС: 1) в сфере выездного Та в нлг.ую базу по НДС не следует включать себестоимость услуг по размещению туристов, трансферам и прочему экскурсионному обслуживанию, оказываемых за пределами РФ, а также себестоимость услуг по международным перевозкам туристов; 2) освобождение от НДС распространяется на: санаторно-курортные и оздоровительные предприятия и предприятия организации отдыха, расположенные на территории России, реализующие путевки (курсовки), форма которых является бланком строгой отчетности. 3)НДС не облагаются досрочные платежи в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), местом реализации которых не является территория России; 4)формы путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и учреждения отдыха, расположенные на территории РФ, считаются равными формам путевок (курсовок) в санаторно-курортные организации.

Прибыль предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и Та рассчитывается в абсолютном и относительном выражении. Абсолютный показатель- это сумма прибыли в рублях, а относительный показатель – это сумма прибыли, отнесенная к какой – либо базе, выраженная в процентах. Данный показатель называется уровнем рентабельности. Уровень рентабельности имеет огромное значение для предприятия. Он выступает в качестве одного из важнейших показателей оценки эффективности и качества работы предприятия; при этом уровень рентабельности характеризует эффективное использование живого и овеществленного труда, эффективность функционирования капитала. Повышение рентабельности обеспечивает экономическую стабильность предприятия, способствует укреплению фин.ого положения предприятия, повышению его платежеспособности и ликвидности. Рост рентабельности повышает конкурентоспособность предприятия, цену предприятия, на рынке, привлекательность предприятия для инвесторов. Повышение рентабельности обеспечивает решение соцых задач на предприятии, увеличивает доход работников за счет дополнительных выплат из прибыли.

Существует множество показателей уровня рентабельности. Это определяется целями анализа конечного фин.ого результата, или анализа эффективности хозяйственной деятельности. Наиболее распространенными являются следующие показатели:

• уровень рентабельности продукции (работ, услуг);

• уровень рентабельности производственных фондов;

• уровень рентабельности капитала.

Рентабельность продукции определяется отношением прибыли от продаж к выручке от реализации (товарообороту), выраженным в процентах.

Уровень рентабельности продукции (работ, услуг) характеризует доходность основной деятельности и показывает размер прибыли приходящейся на один рубль выручки (товарооборота).

При расчете уровня рентабельности продукции (работ услуг) в числителе может стоять прибыль как конечный результат фин.ой деятельности предприятия (т.е. прибыль до налогообложения и чистая прибыль).

Данный показатель широко используется в эк. расчетах предприятий сферы услуг, он наиболее прост в расчетах, удобен для сопоставления рентабельности по предприятиям, для сопоставления рентабельности с другими относительными показателями, такими как уровень валового дохода или уровень издержек.

Рентабельность производственных фондов рассчитывается как отношение прибили от продаж или чистой прибыли к средней стоимости основных и оборотных производственных (материальных) фондов, выраженное в процентах. Этот показатель характеризует эффективность использования производственных фондов предприятия и в наибольшей степени отвечает природе его, как показателя эффективности хозяйственной деятельности.

Рентабельность капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к капиталу предприятия (полусумме итога пассива баланса на начало и конец периода), выраженное в процентах. Данный показатель характеризует размер прибыли, приходящейся на один рубль капитала предприятия и отражает эффективность использования всех средств предприятия (собственных и заемных).Уровень рентабельности капитала предприятия является наиболее рыночным показателем, Характеризующем конкурентоспособность предприятия.

Уровень рентабельности предприятия, как уже было сказано, может рассчитываться и как отношение прибыли к основным средствам, оборотным средствам, издержкам производства и обращения, фонду заработной платы, собственному капиталу.

Потребность в расчете этих показателей определяется конкретными целями исследования, анализа и оценки результатов хозяйственной деятельности предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса в тот или иной период времени



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: