Производственные и трудовые ресурсы тур. организаций.




Имущество тур. Организаций: основной и оборотный капитал. Трудовые ресурсы.

Производственные и трудовые ресурсы тур. организаций.

1. Производственные ресурсы.

Особое значение для успеха производственной деятельности имеет наличие определенного запаса ресурсов длительного пользования, или капитала. Различают две основные формы капитала: материально-вещественный капитал (имущество), человеческий капитал (трудовые ресурсы).

Имущество – материальные и нематериальные элементы, используемые тур. организацией в производственной деят-ти.

Выраженное в денежной форме имущество составляет функционирующий капитал тур. организации, который подразделяется на основной и оборотный.

Различия между основным и оборотным капиталом определяются способом включения своей стоимости в уену предоставляемой птрб.ю тур. услуги, сроком службы, сохранением или изменением своей материальной формы в процессе оказания тур. услуг, ценой (стоимостью).

Состав и структура имущества показаны в бухгалтерском балансе тур. организаций. Структура этого имущества различна, что объясняется спецификой хозяйственной деятельности.

Основной капитал (внеоборотные активы) – это имущество тур. организаций, которое вовлечено в производственный процесс и функционирует во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натурально-вещественную форму на протяжении всего срока службы, и переносит свою стоимость на себестоимость тур. услуг по частям, по мере износа.

Техническое состояние основного капитала тур. организации характеризуется степенью его изношенности, годности, обновлением и выбытием.

Независимо от удельного веса все элементы основного капитала тур. организаций имеют стоимостную оценку. Существует три вида стоимостной оценки элементов капитала субъектов в сфере тур. бизнеса: по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.

Износ основного капитала тур. организации – потеря стоимости, котрая происходит в результате участия этого капитала в производственном процессе.

Различают 2 вида износа: физический и моральный.

Выраженная в денежной форме величина износа называется амортизацией, а отчисления на восстановление в процессе эксплуатации стоимости элементов основного капитала тур. организации – амортизационными.

Амортизация основного капитала национальных тур. организаций может производиться одним из четырех след. Способов:

· - линейным

· - способом уменьшения остатка

· - способом списания по сумме чисел лет срока полезного использования

· - способом списания стоимости пропорциональному объему тур. услуг

Эффективность использования основного капитала тур. организации характер-ся показателями рентабельности, фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности труда.

Улучшение использования основного капитала решает широкий круг эк. проблем, направленных на повышение эффективности деятельности тур. организации:

· - увеличение объема реализации услуг,

· - рост производительности труда

· - снижение себестоимости услуг

· - экономия капитальных вложений

· - увеличение прибыли и рентабельности капитала.

Улучшения использования основного капитала можно достичь посредством:

· - освобождения тур. организации от излишнего оборудования, переоборудования вспомогательных помещений под жилые (в гостиницах), сдачу в аренду неиспользуемых помещений,

· - своевременного и качественного проведения планово-предупредительных и капитальных ремонтов, сокращения сроков ремонтных работ,

· - приобретения высококачественного основного капитала и повышения квалификации персонала,

· - своевременно обновления основного капитала с целью недопущения чрезмернорго морального и физического износа,

· - технического совершенствования основного капитала, внедрение достижений научно-технического прогресса с целью повышения уровня механизации и автоматизации производства,

· - диверсификация бизнеса, расширения ассортимента тур. услуг,

· - совершенствования организации производства и труда с целью сокращения потерь рабочего времени и повышения производительности труда.

В целом пути повышения эффективности использования основного капитала зависят от конкретных условий, сложившихся в организации за тот или иной период времени.

Оборотный капитал – это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения для обеспечения непрерывности производства. В отличие от основного капитала, неоднократно участвующего в процессе производства, он функционирует только в одном производственном цикле и независимо от способа производственного потребления полностью и сразу переносит свою стоимость на себестоимость тур. услуг.

Отдельные элементы оборотного капитала имеют различное и по-разному используются в тур. деят-ти.

Оборотный капитал тур. организаций включает:

· Производственные запасы

· Расходы будущих периодов.

· Денежные средства.

· Дебиторскую задолженность.

Соотношение отдельных элементов в общей совокупности оборотного капитала определяет его структуру. Структура оборотного капитала на предприятиях различных отраслей СКС и Т неоднородна. Например, в составе оборотного капитала гостиниц преобладают производственные запасы (69%), тогда как для турфирм характерно преобладание дебиторской задолженности (более 70<%). Преобладание тех или иных элементов отражает отраслевые особенности и предопределяет возможность управления оборотным капиталом тур. организаций.

С точки зрения управляемости оборотный капитал тур. организаций подразделяется на нормируемый и ненормируемый.

Нормированию подлежат два элемента оборотного капитала – производственные запасы и расходы будущих периодов. При этом в практике турбизнеса особое внимание уделяется нормированию запасов.

Нормирование запасов – это процесс определения минимальной, но достаточной для нормального протекания производственного процесса величины запасов тур. организации.

Нормирование предполагает определение норм и нормативов, используемых на данном предприятии для планирования и расхода ресурсов.

Норма – величина, соответствующая минимальному, экономически обоснованному объему запасов. Она устанавливается в днях.

Норматив – денежное выражение планируемого запаса товарно-материальных ценностей, минимально необходимого для непрерывной работы тур.й организации.

к ненормируемым элементам относят денежные средства и средства дебиторской задолженности. Тур. организации имеют возможность управлять этими средствами и воздействовать на их величину с помощью системы кредитования и оптимизации расчетов.

Эффективность использования оборотного капитала тур. организаций характеризуется рядом показателей. Основными показателями являются:

· Длительность одного оборота.

· Коэффициент оборачиваемости.

· Коэффициент загрузки оборотного капитала.

· Коэффициент отдачи оборотного капитала.

Традиционные сл. пути повышения использования оборотного капитала:

· - сокращение производственных запасов на основе их рационального использования за счет ликвидации сверхнормативных запасов, совершенствования нормирования и снабжения, оптимального выбора поставщиков, оптимизации работы транспорта, улучшения складского хоз-ва,

· - сокращение вложений оборотных средств в сферу обращения, на основе рациональной организации сбыта тур. услуг, применения прогрессивных форм расчетов, своевременного оформления документации и ускорения ее движения, соблюдения договорной и платежной дисциплины.

Данные мероприятия позволяют высвободить значительные суммы и таким образом увеличить объем производства без дополнительных ресурсов, а высвободившиеся средства использовать в соответствии с потребностями тур. организации.

2.Трудовые ресурсы.

Элементы основного и оборотного капитала, являются базовыми факторами производства.

При этом ведущая роль принадлежит кадровому потенциалу тур. организации. Именно от персонала зависит, насколько эффективно используются факторы производства и насколько успешно работает хозяйствующий субъект СКС и Т.

Персонал – совокупность работников различных профессионально-квалифицированных групп, занятых в производстве тур. услуг. Он состоит из штатных сотрудников, совместителей, временных наемных работников.

· Штатные сотрудники постоянно работают в организации, их трудовые книжки хранятся в отделе кадров данной организации.

· Совместители – сотрудники, трудовые книжки которых хранятся в сторонних организациях. Такие сотрудники привлекаются к деятельности по необходимости и работают по выпискам их трудовых книжек.

· Временные сотрудники нанимаются руководителем для выполнения определенного объема работ и выполняют эти работы по договорам гражданско-правового характера.

· Кадровый состав тур. организации имеет количественные, качественные и структурные характеристики, которые могут быть измерены и отражены определенными показателями.

Качественная характеристика персонала хозяйствующего субъекта СКС и Т определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности его работников для выполнения целей бизнеса и производимых ими работ.

В зависимости от выполняемых функций и уровня профессионализма сотрудники подразделяются на 5 категорий:

· - руководители,

· - специалисты,

· - служащие,

· - рабочие,

· - младший обслуживающий персонал.

Структурная характеристика персонала показывает соотношение различных категорий работников в их общей численности и определяется уровнем мехпнизации, объемами производства, организационно- правовой формой хозяйствования, трудоемкостью тур. услуг, а также отраслевой принадлежностью субъекта СКС и Т.

Кадровая структура тур. организации д.б максимально приближена к оптимальному состоянию, т.е обеспечивать заданные результаты труда при обоснованных трудовых затратах. Формирование оптимальной структуры достигается в результате нормирования.

Нормирование труда – процесс определения необходимых затрат и результатов труда, установление соотношения между численностью работников различных групп и количеством единиц обслуживания.

Для нормирования труда используются нормативы и единые (типовые) нормы, которые являются количественными характеристиками трудовых ресурсов. На предприятиях сферы сервиса и Та могут устанавливаться нормы времени, трудоемкости операций, обслуживания, численности, управляемости. При этом основное место в нормативных материальных по труду отводится нормам времени.

Норма времени – продолжительность рабочего времени, необходимого для выполения определенного вида работ. Например, в гостиницах в обязательном порядке разрабатываются нормы времени на выполнение уборочных работ.

Для анализа данных о приеме и выбытии работников вычисляются: коэффициенты оборота, текучести кадров, а также коэффициент постоянства работников.

Эффективность использования трудовых ресурсов измеряется производительностью труда, т.е степенью эффективности целесообразной деятельности людей или способностью производить за единицу рабочего времени определенный объем тур. услуг. Производительность труда может быть часовой, сменной, месячной, квартальной, годовой.

Уровень производительности труда измеряется 2 способами: прямым и обратным.

Прямой способ показывает выработку тур. услуг на одного работника. Результативность труда здесь определяется количеством услуг, произведенных и реализованных в единицу времени.

В общем виде выработка в натуральном выражении показывает, сколько клиентов обслуживает один среднесписочный работник.

Обратный способ показывает трудоемкость тур. услуг. Результативность труда щдесь определяется кол-вом времени, затрачиваемым на производство и реализацию тур. услуги. Трудоемкость услуг измеряется в человеке часах.

Выработка и трудоемкость связаны. Чем выше выработка и ниже трудоемкость, тем производительнее работает персонал и тем эффективнее д-сть утр. Организации.

На эффективность использования рабочей силы и повышения производительности труда работников сферы СКС и Т влияет большое количество факторов, которые можно разделить на 2 группы:

1. Действующие на национальном уровне – внешние факторы: интенсификация отрасли и научно-технический прогресс в ней, оснащение организаций новейшим оборудованием и транспортом, создание крупной туриндустрии, мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров,

2. Действующие на уровне хозяйствующего субъекта – внутренние факторы: совершенствование организации производства тур. услуг, повышение их качества, совершенствование форм обслуживания туристов, применение методов нормирования и стимулирования труда, внедрение мероприятий научной организации труда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: