11. Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. - М., 2000.
12. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. - М., 1991.
13. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация общества. М.: Радуга,1991. – 639с.
14. Разлогов К.Э. и др. Дар или проклятие? Проблемы массовой культуры. - М., 1994.
15. Флиер А. Я. Массовая культура и её социальные функции. // ОНС: Общественные науки и современность. – М., 1998. - №6. – С. 138.
16. Шагинская Е.Н. Массовая культура XX века: очерк теорий. // Полигнозис – М., 2000. – №2.
Тема 4. Субкультуры и контркультуры(4 часа)
1. Понятия: «доминирующая культура» («доминантная культура»), «субкультура» и «контркультура». Основные походы к определению. Основные компоненты субкультуры.
2. Классификации субкультур.
3. Молодежные субкультуры в современной России (доклад-презентация, 7-10 мин).
1. антисоциальные субкультуры (люберы, фаны, фашики, скинхеды и др.)
2. асоциальные субкультуры (хаккеры, стиляги, хиппи, панки)
3. просоциальные (экологи, мажоры, яппи, историческая реконструкция, «компьютерный андеграунд», хипстеры)
4. эмоционально-компенсаторные (феноменом романтической компенсации повседневной рутины - ролевики, готы, эмо, экстремалы, роллеры, байкеры, граффити)
Литература
1. Армер Л.А., Ерофеева А.И, Коваленко С.Э., Суслин А.Н. Молодежные субкультуры Санкт-Петербурга. Справочник - Санкт-Петербург, ПСП-принт, 2009
2. Беликов С. Бритоголовые. Все о скинхедах. Эксклюзивные материалы. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2011. - 256 с./Электронный ресурс: Университетская библиотека on-line/https://www.biblioclub.ru/book/89878/
3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2-х частях. - М., 2005.
4. Западные молодежные субкультуры 80-х. Сборник. - М., 1990
5. Латышева Т.В. Феномен молодежной субкультуры: сущность и типы // Социологические исследовании. 2010. № 6.
|
6. Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
7. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. - 2002. - № 10.
8. Сергеев В.А. Молодежь и город. – М., 2003.
9. Социология молодежи. Учебник /Под ред. В.Н. Кузнецова. - М., 2005.
10. Топилина Е.С. Особенности типологизации молодежной субкультуры в современной России // Гуманитарные и социальные науки. - 2008. - № 1.
11. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.
12. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? – Минск, 1997.
13. Щепанская, Т.Б. Субкультуры / Т.Б. Щепанская // Современный городской фольклор. – М.: РГГУ, 2003. – С. 12-24.
Тема 5. Глобализация в культуре.Условия развития и существования культур в глобальном мире (2 часа).
1. Содержание процесса глобализации в современном обществе.
2. Специфика глобализации в культуре по сравнению с другими сферами общественной жизни.
3. Культурная толерантность как стратегия социокультурного взаимодействия в эпоху глобализма.
Литература.
1. Тураев В.А. Глобальные вызовы человечеству. М., 2002
2. Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. М., 2002
3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. №1.
4. Швачко Е.В. Толерантность как социальная ценность // Прикладная психология. 2000. № 5.
5. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / Под ред. П.Бергера, С.Хантингтона.М., 2004
6. Толерантность как способ мировосприятия. Н. Новгород, 2002.
7. Молевич Е.Ф. Глобализация как процесс мировой интеграции и транснационализации общества // Актуальные проблемы социального знания. Сборник статей. Самара, 2006
|
8. Чичёва С.Е., Молевич Е.Ф. Формы адаптации культуры в условиях глобализации // Вестник Самарского государственного университета. 2010. № 1 (75). С. 76-82
Баллы, характеризующие успеваемость студента по дисциплине, набираются им в течение всего периода обучения за изучение отдельных тем и выполнение отдельных видов работ.
1. | Посещение занятий(2 балла - лекция, 1балл - семинар) | До 27 баллов |
2. | Контрольные мероприятия | до 32 баллов |
Выступление на семинарском занятии | 1 выступление – 1-4 баллов (всего до 32 баллов) | |
3. | Выполнение обязательных заданий по дисциплине в течение семестра | до 21 балла |
1. Обзор "Мой мир искусства" (7 произведений искусства) 2. Написание эссе «Эволюция понятия»цивилизация» 3. Написание конспекта статьи, главы монографии (из указанного списка) | до 7 баллов, до 7 баллов, до 7 баллов | |
4. | Выполнение дополнительных практико-ориентированных заданий | до 20 баллов |
1.Подготовка доклада-презентации (тема по согласованию с преподавателем, 7-8 минут, 10-15слайдов) | до 10 баллов | |
2.Составление глоссария по культурологии (50 терминов) | До 10 баллов | |
Итого: | 100 баллов |
Распределение баллов, составляющих основу оценки работы студента по изучению дисциплины «Культурология» в течение 18 недель 3 семестра.
· 100 баллов распределяются на учебный период (3 семестр), заканчивающийся промежуточной аттестацией;
· 80 баллов – посещение и контрольные мероприятия;
· 20 баллов - возможность набора дополнительных баллов за практико-ориентированные задания.