проектирование компонентов педагогического процесса




Понятие о проектной педагогической деятельности

Проект (от лат. рrojectus) — 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) замысел, план. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком.

Проективная (проектная) деятельность включает в себя анализ проблемы; формулировку темы; постановку цели; определение задач; выбор средств достижения цели; анализ ресурсного обеспечения проекта (баланс задач и условий); поиск и обработку информации, ее анализ и синтез; оценку полученных результатов и выводов; презентацию и обсуждение результатов. Педагог может как сам вести определенную проектную деятельность, так и использовать данный метод в обучении своих учащихся. В первом случае это является педагогическим исследованием. Педагогическое исследование- это процесс и результат научной деятельности, направленный на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике, содержания, принципах, методах, организационных формах учебно-воспитательной работы.

Целями подобного исследования являются

-Определение, выявление новых соотношений, взаимосвязей;

-Проверка и подтверждение определенных фактов и теоретических положений.

-Проверка данных- непременное условие достоверности результатов исследования.

Состоит исследование из нижеперечисленных основных этапов:

-Подготовительный (разработка научного аппарата исследования, изучение литературы) — 3–6 мес. Пилотажный (предварительный эксперимент) — 3–6 мес.

-Основной (получение, обработка и систематизация экспериментальных данных) 1–3 года

-Оформление результатов (публикации, отчеты) Внедрение (организация работ по использованию полученных данных, рекомендации).

-Логическим завершением исследования является оформление результатов в виде реферата научной статьи, методического пособия, монографии, устного научного общения (научные семинары, конференции, съезды, конгрессы, симпозиумы, педагогические чтения и др.).

Метод же проектов, используемый педагогом в обучающей его деятельности, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

 

проектирование компонентов педагогического процесса

Проектирование (от лат. projectus — брошенный вперед) — деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование — это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.

В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается как:

практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности;

новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А. П. Тряпицына);

прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е. С. Заир-Бек);

способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н. А. Масюкова);

процесс создания и реализации педагогического проекта;

специфический способ развития личности;

технология обучения.

Педагогическое проектирование - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.
Педагогическое проектирование - проявление постоянного разностороннего творчества.
Оно предполагает наличие у педагога

совокупности творческих способностей и исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность,

глубокое внимание и наблюдательность,

искусство нестандартно мыслить,

богатое воображение и интуиция,

исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач,

самостоятельность суждений и выводов.

Педагогическое проектирование с технологической точки зрения - это система, основными компонентами которой являются

высокая общая культура,

гуманистическая направленность,

профессиональные знания и умения,

творчество и педагогические способности,

технологическая компетентность.

Уровень педагогического проектирования зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев:

целесообразности (по направленности);

творчества (по содержанию деятельности);

технологичности (по уровню педтехники);

оптимальности (по выбору эффективных средств);

продуктивности (по результату);

Итак, педагогическое проектирование - это совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности педагога.
В литературе, посвященной методологии проектирования, можно встретить различные подходы к выделению его этапов.

Н. А. Масюкова выделяет в проектировании такие шаги, как:

диагностика реальности (изучение, проведение исследований разной степени научности);

формирование (актуализация, осмысление, поиск) ценностей, смыслов, целей преобразования действительности;

создание образа результата;

поэтапное планирование совместных действий по достижению проектной цели во времени (составление программы);

обмен, согласование и коррекция намеченных действий в ходе коммуникации;

комплексная экспертиза результатов реализации проекта

(Масюкова Н. А. Проектирование в образовании. — Минск, 1999).

Для прикладных целей этапы проектирования можно «укрупнить», сведя к следующему перечню и сохранив при этом общую логику, отражающую сущность проектной деятельности.
1. Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым).
2. Этап реализации проекта.
3. Рефлексивный этап.
4. Послепроектный этап.

Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий.

Структура любого проекта включает в себя четыре этапа:
1. Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым).
Процедуры внутри этапа:
-исследование (диагностика),
-проблематизация,
-концептуализация,
-целеполагание,
-ценностно-смысловое самоопределение,
-форматирование проекта,
-его предварительная социализация.

2. Собственно этап проектирования (реализации проекта).
Процедуры внутри этапа:
-уточнение цели, функций, задач и плана работы каждым из участников проекта;
-пошаговое выполнение запланированных проектных действий;
-коррекция хода проекта и действий его участников на основе обратной связи;
-получение и внутренняя оценка проектного продукта;
-презентация окончательных результатов работы и их внешняя экспертиза (оценка).

3. Рефлексивный этап.
Процедуры внутри этапа: рефлексия по поводу замысла проекта, его хода и результатов:
-соответствие результата первоначальному замыслу,
-качество полученного продукта,
-качество совместной деятельности и отношений,
-перспективы использования продукта и развития проекта.

4. Послепроектный этап.
Процедуры внутри этапа:
-апробация,
-распространение (диссеминация) результатов и продуктов проектной деятельности;
-выбор вариантов продолжения проекта (рождение нового проектного замысла, опирающегося на результаты предыдущего, объединение своего проекта с другими и т.д.).

В педагогическом отношении одинаково важны все этапы (процедуры) проектной деятельности. Каждый из них можно рассматривать как часть образовательного процесса, где помимо проектировочного продукта не только диагностически проявляются, но и формируются ценности, нормы, установки людей, инициируются их коммуникативные, творческие способности. Успех проектировочной деятельности определяется комплексным обеспечением каждого из этапов адекватными способами и приемами; «выращивание» за счет этого необходимых свойств и характеристик субъектов проектирования.
Педагог должен владеть технологиями проектирования и научного исследования. Исследования направленно на решение какой-либо проблемы в работе педагогической системы, в учебно-воспитательном процессе, взаимодействии педагогов и воспитанников и т.д. Противоречия могут существовать между компонентами педагогической системы, результатами и заказом общества (граждан), между взаимодействием школы и среды, затратами сил субъектов педагогического процесса и результатами и т.д.
Технология проектирования педагогического исследования может быть представлена следующей последовательностью действий:

 

3. проектирование образовательной среды

Особенностью этого вида проектирования является направленность в основном на современные принципы обучения.

А то есть ставится акцент на персональную образовательную среду которая на сегодняшний день реализуется несколькими подходами, такими как:

- персонологический подход и идея пресонализированного обучения в основе которого лежит процесс субъективизации личного опыта и реализации смыслов учащегося в процессе его учебно-познавательной деятельности.

- деятельностный подход к проблематике развития и саморазвития личности одаренного ребенка, т.к. он выступает ведущим в автодидактике. Данный подход так же позволяет выделить второй компонент персональной образовательной среды – автодидактику, выступающая саморегулируемой, самоуправляемой и самоорганизуемой учебной деятельностью на основе ИКТ-технологий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: