Восстанови деформированный текст.




Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учениками

Как фактор повышения качества знаний и умений учащихся.

Коншалиева А.Ж.,

Учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №26»

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ является работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Прежде чем начать работу со слабоуспевающими детьми, необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам. И необходимо помнить, что «Расти должны все цветы…» (по Евангелию), чаще вспоминать высказывание педагога - философа Э. Ильенкова: «Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо».

 

Актуальной проблемой остается – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа с такой категорией учащихся. В связи с этим мною создана Программа деятельности педагога по работе с учащимися, имеющими проблемы в изучении русского языка.

Цель программы: ликвидация пробелов у учащихся в процессе обучения, создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.

Задачей программы является создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности; пробуждение природной любознательности; создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих к слабому ученику; вовлечение учащихся в совместный поиск форм работ.

В Программе даётся краткая характеристика слабоуспевающих детей. Указывается, что эти дети требуют особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могу перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях они работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.

 

Итак, кто же эти дети, и каковы причины их слабой успеваемости или неуспеваемости?

Фамилия, имя Причина слабой успеваемости
Скоробогатов Никита, 6 «а» Низкий уровень умственных способностей, слабые учебные умения и навыки, низкие навыки устной и письменной речи.
Блинников Владислав, 6 «а» Низкий уровень развития умственных способностей, памяти и мышления, слабые учебные умения и навыки, низкие навыки устной и письменной речи.
Амрахов Намиддин 6 «а» Низкая мотивация к обучению, не сформировалось прилежание, слабые учебные умения и навыки, отсутствие контроля со стороны родителей, отсутствие адекватной самооценки со стороны учащегося
Миллер Ренат,7б Учащийся требует индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения. У ученика наблюдаются слабые учебные умения и навыки, отсутствие действенных мотивов, низкие навыки устной и письменной речи, отсутствие адекватной самооценки со стороны самого обучающегося и со стороны родителей.
Захаров Никита, 7 «б» Низкий уровень развития умственных способностей, памяти и мышления, слабые учебные умения и навыки, низкие навыки устной и письменной речи
Бобкова Анастасия, 6 «б» Низкий уровень мотивации, отсутствие контроля со стороны родителей, слабые учебные умения и навыки, отсутствие действенных мотивов, низкие навыки устной и письменной речи, нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника

 

Передо мной возникают вопросы, требующие незамедлительного решения.

Как предотвратить неуспеваемость учащихся?

  • Своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учеников и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
  • Нужно выбирать разумные способы учебной работы, применяемые учащимися, и при необходимости корректировать эти способы.
  • Систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
  • Организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе таким образом, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

План работы со слабоуспевающими учащимися включает в себя следующие мероприятия:

 

№ п/п Мероприятия Сроки проведения
1. Выявление слабоуспевающих учащихся. Составление индивидуального плана работы в соответствии с календарно-тематическим планированием. сентябрь
2. Организация работы со слабоуспевающими учащимися. в течение учебного года
3. Осуществление контроля за посещаемостью слабоуспевающих учащихся. ежедневно
4. Контроль и анализ ведения диагностических карт учащихся. 1 раз в четверть
5. Организация дополнительных занятий, индивидуальных консультаций со слабоуспевающими. в течение года
6. Подбор заданий базового уровня сложности для слабоуспевающих детей. октябрь, ноябрь, март
7. Осуществление дифференцированного и индивидуального подходов в обучении: использование разноуровневых тестов; групповая форма работы по уровням знаний учащихся. в течение года
8. Сбор и систематизация материалов периодической печати по данной проблеме. в течение года
9. Привлечение школьного психолога для оказания психологической помощи слабоуспевающим. по плану
10. Творческая работа, привлечение к участию в игровых конкурсах. в течение года
11. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс: - проведение индивидуальных бесед с родителями; - посещение на дому семей слабоуспевающих учащихся в течение года

 

Так как в каждом из классов, в которых я работаю, есть слабоуспевающие ученики, то для каждого из них разработаны тематические планирования индивидуальных занятий: для 5 класса (слайды).

Не обойтись при работе со слабоуспевающими учениками без дифференцированного подхода в обучении (слайд 11)
Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:
- при закреплении;
- при проверке домашнего задания;
- при самостоятельной работе.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: (слайд 14)

  • специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
  • карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
  • карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями;
  • карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
  • карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий;
  • задания с выбором ответов;
  • карточки-тренажёры;
  • «карточки-конспекты»;
  • творческие задания.

Итак, существуют различные типы заданий для работы со слабоуспевающими детьми. Ученый Психологического института РАО Н.П. Локалова предлагает задания, которые можно применять на занятиях с ребенком, у которого обнаружена дисграфия (нарушение письма). У страдающего дисграфией полностью сохранен уровень интеллектуального развития. В основе дисграфических ошибок лежат серьезные причины: несформированность фонетико - грамматической и лексико - грамматической сторон речи. В 6 «а» классе слабоуспевающим учеником является Блинников Владислав. Вот страница из его тетради.(слайд) Примерно такие задания мы выполняем с Владиславом для того чтобы скорректировать недостатки в письме.

Школьнику предлагается без ошибок переписать следующие строчки: АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА; ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР; РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРРА. (слайд)

В системе специальных знаний обязательным является создание условий, которые обеспечивали бы целесообразный и эффективный характер деятельности каждого учащегося. Для слабых подбираю задания, повышающие активность в процессе восприятия и осмысления материала, оказывающие школьникам оперативную помощь в процессе первичного закрепления материала, обучающие приемам рациональной умственной деятельности, способствующие систематизации и совершенствованию знаний.

Выбери проверочные слова из следующего ряда и подчеркни их:

труд - труды, трудный, трудится

гриб - грибы, грибки, грибной, грибок

дед - дедушка, детки;

Выпиши из текста слова, которые указывают на действие предмета:

МАША ПОШЛА В МАГАЗИН. В МАГАЗИНЕ ОНА УВИДЕЛА КРАСИВЫЕ ТЕТРАДИ. МАША ВЗЯЛА ТЕТРАДЬ С КОШКОЙ, КОТОРАЯ ПОХОЖА НА ЕЁ МУРКУ.

Найди и подчеркни названия частей речи: подлежащее, числительное, глагол, сказуемое, предлог, имя существительное, обстоятельство, местоимение, союз, наречие, суффикс, частица, корень;

Найди лишнее понятие и обведи его: имя прилагательное, имя существительное, имя числительное, предлог, местоимение, глагол, наречие;

Восстанови деформированный текст.

По, заяц, болоту, скакал

Кочку, с, на, кочки, бух, снег, в, да

Косой, под, что, чувствует, ногами, что-то, шевелится

Громким, из-под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться

Заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся

В, стая, снегу, в живёт, куропаток

Вылетают, болоту, они, клюкву, по днём, ходят, выкапывают

Опять, в, поклюют, снег, и

Заметит, снегом, кто, под, их;

Вставь пропущенные имена прилагательные. При затруднении смотри слова из раздела «Слова для справок». Определи род имен прилагательных. При затруднении обращайся к памятке.

ДЕНЬ БЫЛ _____ И _____. ВДРУГ НАБЕЖАЛА _____ ТУЧКА. ПОСЫПАЛСЯ ДОЖДИК. _____ СОЛНЦЕ ПРОДОЛЖАЛО СВЕТИТЬ. _____ КАПЛИ ПАДАЛИ НА _____ ЗЕМЛЮ. В КАПЛЯХ ДОЖДЯ ИГРАЛИ _____ ЛУЧИКИ. ВОТ ДОЖДИК КОНЧИЛСЯ. ПО НЕБУ ДУГОЙ ПРОТЯНУЛАСЬ _____ РАДУГА.

Слова для справок: пасмурный, грозовая, мелкий, влажную, яркое, солнечные, разноцветная.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: