Правовая ответственность перед туристами при м/н перевозках




(основные определения: перевозка, пассажир, билет, основные положения Варшавской конвенции и Воздушного кодекса РФ, ответственность при задержке и отмене рейса. Компенсация за потерянный багаж и ручную кладь)

М/н перевозка – это перемещение грузов и пассажиров, осуществляемое посредством любого вида транспорта и имеющее м/н характер. Перевозка имеет м/н характер, если место отправления и место назначения находятся в разных странах, либо перемещение грузов или пассажиров осуществляется через территорию иностранного государства.

Виды м/н перевозок:

• морские;

• автомобильные;

• железнодорожные;

• воздушные;

• смешанные.

Пассажир (фр. passager) — человек, который не является членом экипажа и который перевозится транспортным средством в соответствии с гласным или негласным договором перевозки на каком-либо виде транспорта.

Заключение договора перевозки пассажира обычно удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

В Российской Федерации обязательным является страхование пассажиров в междугороднем сообщении.

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Обычно пассажир имеет право бесплатно перевозить с собой детей, ручную кладь в пределах установленных норм и мелких животных.

За неоплату проезда или провоза багажа контролёрами либо выписывается штраф, либо осуществляется продажа билета, как правило с дополнительной наценкой.

Билет (фр. billet, от средневекового billetus — записка, письмо, свидетельство; удостоверение) — документ, удостоверяющий право на получение платной услуги.

авиакомпания не обязана компенсировать стоимость багажа в полной мере. По закону на каждый килограмм веса приходится компенсация в размере 20 долларов, независимо от того сколько и какие вещи у Вас там были. К авиабилету крепится багажный талон, предъявив который пассажир имеет право получить компенсацию за тот вес багажа, который там указан. Если случилось так, что его сумка не была взвешена, берется среднестатистическое значение – 35 кг. Всё свое недовольство по поводу несогласия с размерами выплат пассажиры могут выразить в главном офисе авиакомпании. А вообще следует всегда помнить о том, что авиаперевозчики в случаях потери багажа не отвечают за сохранность ювелирных изделий и дорогой техники, поэтому советуют такие вещи перевозить в салоне в качестве ручной клади. Если же именно ручная кладь является утерянным багажом, тогда авиакомпания обязана выплатить пассажиру около 400 долларов.

На сегодняшний день правовое регулирование м/н воздушных перевозок закреплено в двух важных м/н соглашениях – Варшавской (1929 года) и Монреальской (1999 года) конвенциях об унификации некоторых правил, касающихся м/н воздушных перевозок. Варшавская система – сложная система документов, состоящая из самой Варшавской конвенции 1929 г. и документов, дополняющих ее:

• - Гаагский протокол 1955 г.

• - Гвадалахарская конвенция 1961 г. о перевозках, осуществляемых иным лицом, чем перевозчик по договору.

• - Монреальский дополнительный протокол 1975 г. №1.

• - Монреальский дополнительный протокол 1975 г. №2 изменяющий Варшавскую конвенцию, измененную Гаагским протоколом 1955 г.

• - Монреальский дополнительный протокол 1975 г. №4, изменяющий в отношении грузовых перевозок Варшавскую конвенцию, измененную Гаагским протоколом 1955 г. [1]

• Усовершенствованный м/н документ, а именно Монреальская конвенция, имеет принципиально иной правовой режим м/н воздушных перевозок, повышающий гарантии пассажиров авиакомпаний и качество оказываемых услуг. [2]

Россия до сих пор, придерживаясь правил Варшавской системы, решает вопрос о ближайшей ратификации более универсальной и проработанной Монреальской конвенции, которая позволит национальным перевозчикам работать полноценно на мировом рынке авиатранспортных услуг.

Обе конвенции определяют важные правила м/н воздушных перевозок, касающиеся заключения договора перевозки, некоторых его условий и, главное, ответственность перевозчика за причинения вреда жизни и здоровью пассажиров, багажу, грузу и просрочку в их доставке, в совокупности представляющих основной предмет регулирования.

Как и нормы внутреннего транспортного законодательства государств, нормы конвенций носят императивный характер, что обусловлено единообразной защитой интересов птрб.ей услуг, оказываемых транспортными организациями, а также сложностью технологий эксплуатации транспорта, массовостью операций и рисками, связанными с использованием транспортных средств.

Ответственность перед пассажирами и грузовладельцами за ущерб, причиненный при выполнении международной воздушной перевозки, несет прежде всего перевозчик. Из смысла Варшавской и Монреальской конвенций следует, что перевозчиком может быть любое физическое или юридическое лицо, заключившее с пассажиром или грузоотправителем договор перевозки и осуществляющее эту перевозку на возмездной основе. Для возникновения ответственности перевозчика, как стороны, осуществляющей исполнение договора, необходимы основания. Истец, требующий возмещения, должен доказать факт нарушения обязательства своим контрагентом, наличие и размер ущерба и причинную связь между правонарушением и ущербом. Однако ответчик (перевозчик) вправе доказывать отсутствие своей вины и ссылаться на ограничение своей ответственности.

Варшавская и Монреальская конвенции содержат относительно подробные и довольно ясные указания об ответственности перевозчика, устанавливая основания освобождения от нее и, в большинстве случаев, ограничивая ее размер, так называемые послабления в режиме ответственности воздушного перевозчика.

С другой стороны нормы Варшавской и Монреальской конвенции императивные и не могут быть изменены соглашением сторон договора перевозки в сторону уменьшения. Ст.23 и 32 Варшавской конвенции [3], ст.26, 47, 49 Монреальской конвенции [4] объявляют недействительными любые договоренности об освобождении перевозчика от ответственности либо уменьшении ее установленного предела, а также о подлежащем применению законе или изменении правил о юрисдикции, влекущих отступление от правил Конвенции, если это предшествовало причинению вреда. Стороны могут договориться лишь об увеличении пределов ответственности (по ст.22 Варшавской конвенции) путем заключения соглашения или подачи заявления о заинтересованности в доставке груза или багажа, а согласно ст.ст.25, 27 Монреальской конвенции перевозчик вправе сам отказаться не только от установленных в ней пределах ответственности, но и от любых предусмотренных средств защиты - оснований освобождения его от ответственности.

В отличие от Варшавской конвенции Монреальская обеспечивает возможность любым лицам, которым предъявлен иск, ссылаться на условия конвенции, снимая проблему конкуренции исков для стран, в ней участвующих. При этом Монреальская конвенция статьей 37 указывает, Конвенция «не предрешает вопроса о том, имеет ли лицо, ответственное за вред в соответствии с ее положениями, право регресса против любого другого лица». Таким образом, перевозчик, возместивший вред, убытки пострадавшим при перевозке, вправе, руководствуясь соответствующим внутренним законом, предъявить требования любым причастным к этому лицам.

Что касается требований истца к перевозчику, существо ст.24 Варшавской конвенции состоит в том, что они (требования) могут быть заявлены только в соответствии с условиями и пределами, установленными Конвенцией, независимо от того, на каком основании (деликт или договор) предъявлен иск. Но Варшавская конвенция умалчивает о возможности предъявления не основанных на договоре исков к лицам иным, чем перевозчик, создавая предпосылки для конкуренции исков. Решает этот вопрос ст.29 Монреальской конвенции: «При перевозке пассажиров, багажа, грузов любой иск об ответственности, независимо от его основания (Конвенция, договор, правонарушения и др.) может быть предъявлении лишь в соответствии с условиями и такими пределами ответственности, которые предусмотрены настоящей Конвенцией». Таким образом, распространяются положения об ответственности не только на перевозчика, но и на все иные лица, которые каким-то образом имели или могли иметь отношение к причинению вреда, независимо от оснований предъявленных к ним требований, тем самым снижается риск возникновения конкуренции исков для стран-участниц.

Рассмотрим первый вид нарушения обязательств, влекущий ответственность перевозчика – причинение вреда жизни и здоровью пассажира. Согласно формулировке ст.17 Варшавской конвенции, «перевозчик отвечает за вред, в случае смерти, ранения или телесного повреждения. Монреальская конвенция осталась солидарна, исключив лишь слово «ранения», поскольку это и есть телесное повреждение. Моральный вред в рамках конвенций возмещению не подлежит, предусматривается компенсация лишь фактического вреда. [5]

Вторым видом нарушения обязательств является несохранность груза и багажа. Основываясь на содержании ст.18 Варшавской и ст.ст.17, 18 Монреальской конвенций перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае уничтожения, утери, повреждения багажа, личных вещей пассажира, груза, принятого к перевозке. Российское законодательство (ст.118 ВК РФ) употребляет термин «утрата» [6], что означает невозможность выдать груз или багаж получателю или пассажиру в течение определенного срока. Из смысла Варшавской и Монреальской конвенции вытекает, что этот срок составляет 7 рабочих дней со дня, когда груз должен прибыть. Что касается багажа, то для признания его утраченным п.3 ст.17 Монреальской конвенции устанавливает 21-дневный срок, в то время как Варшавская конвенция не предусматривает в этом отношении каких-либо сроков.

Останавливаясь на третьем виде нарушения обязательств – задержке при перевозке, нужно отметить, что Варшавская конвенция возложила на перевозчика ответственность за опоздание при воздушной перевозке (ст.19), Монреальская конвенция предусматривает ответственность перевозчика вследствие задержки при воздушной перевозке, затрагивающей все стадии авиаперевозки: при отправлении пассажира и груза, при опоздании их прибытия в пункт назначения, при задержках в пути. Следует подчеркнуть, что не применяется ни одна из конвенций, если речь идет об отмене рейса или отказе перевозчика осуществить перевозку, предусмотренную договором. В этом случае руководствуются внутренним законодательством.

Говоря об объеме ответственности перевозчика, важно отметить роль внутреннего законодательства, правил перевозок авиакомпании, рекомендаций м/н организаций, обычаев делового оборота, поскольку обе конвенции практически не содержат положений о порядке исчисления размера возмещения ущерба: «при любом иске об ответственности любые выплаты, не относящиеся к компенсации фактического вреда, взысканию не подлежат» (ст.29 Монреальской конвенции). В силу невысоких пределов ответственности перевозчика, установленных конвенциями, за несохранность груза, багажа или просрочку из доставки, вопрос о возможности возмещения упущенной выгоды имеет мало практического значения, в то время как пределы ответственности в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажиров или задержки при их перевозке достаточно высоки или их нет совсем.

Варшавской конвенцией предусмотрены пределы ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью – 125 тыс.франков, увеличенная Гаагским протоколом 1955 года до 250 тыс. франков. В Монреальской конвенции отсутствуют пределы ответственности за смерть и телесные повреждения пассажира, устанавливается, что если размер причиненного вреда не превышает 100 000 СПЗ, то такая ответственность наступает при наличии одного лишь факта причинения перевозчиком вреда при перевозке, т.е. по принципу причинения (п.1. ст.17, п.1. ст.21).

В отношении груза, багажа и задержки при перевозке пределы ответственности перевозчика в Варшавской и Монреальской конвенциях различны. Согласно ст.22 Варшавской конвенции ответственность перевозчика в отношении зарегистрированного багажа ограничена суммой 250 франков за каждый килограмм веса, а в отношении всей совокупности предметов, оставленных пассажиром при себе, – 5 000 франков. Те же правила касаются груза. Монреальской конвенцией вводится единый предел ответственности авиаперевозчика, равный 1 000 СПЗ в отношении всего багажа – это является важным нововведением, так как позволяет ускорить урегулирование претензий путем устранения трудностей при установлении факта регистрации или существования того или иного предмета и открывает путь к переходу от весовой нормы провоза багажа к широко практикуемой на трансатлантических и североамериканских маршрутах норме по количеству мест багажа. В отношении нашей страны негативно сказывается затягивание перехода к Монреальской системе на имидже российских авиаперевозчиков и уровне обслуживания пассажиров.

Основанием освобождения от ответственности служит доказательство перевозчика, что им и поставленным им лицами были приняты все необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда (ст.20 Варшавской конвенции). Кроме того, перевозчик освобождается от ответственности за навигационную ошибку(п.2. ст.20 Варшавской конвенции), но не в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира, несохранности багажа и задержки. Так же обоими конвенциями зафиксировано следующее обстоятельство, частично или полностью исключающее ответственность перевозчика: вина потерпевшего. Последний лишен права на возмещение вреда в степени, которой признает суд, что его вина способствовала причинению вреда или возникновению убытков (ст.20 Монреальской, ст. 21 Варшавской конвенции).

Вопрос, касающийся «смешанной ответственности» перевозчика, Варшавская конвенция (ст.21) решает путем отсылки к внутреннему законодательству, Монреальская конвенция избегает этой отсылки, освобождая перевозчика от ответственности полностью или частично при наличии вины потерпевшего.

Основным методом возмещения вреда и убытков, причиненных перевозчиком, является институт страхования ответственности. Варшавской конвенции страхование не предусматривалось, но ст.50 Монреальской конвенции обязывает государства, участвующие в конвенции, обеспечить у своих перевозчиков наличие надлежащего страхования их ответственности в пределах, установленных Конвенцией.

Подводя черту, следует отметить, что Монреальская конвенция улучшает положение пассажиров и грузовладельцев, устраняет сложности с длительными судебными разбирательствами, одним словом, Варшавская конвенция отслужила свое и устарела. Новая конвенция усиливает конкуренцию на рынке авиаперевозок, увеличивает ответственность авиакомпаний перед пассажирами и снимает ограничения на компенсации за потерю багажа или вред жизни и здоровью пассажиров, значительно упрощая механизм ее получения.

Ратифицируя конвенцию, россияне получат право защищать свои интересы по месту своего жительства, сокращая судебные издержки. Переход к новой Монреальской системе позволит реализовать транзитный потенциал России и повысить конкурентоспособность российский авиакомпаний и аэропортов. Кроме того, переход на электронный документооборот позволит экономить в отрасли грузовых авиаперевозок до $5 млрд ежегодно, что приведет к снижению тарифов на перевозки.

Для стран, которые не спешат ратифицировать новую конвенцию, такая медлительность чревата помещением в своеобразную юридическую изоляцию. Страны-участницы могут ограничивать или запрещать полеты странам, которые конвенцию не признают.

Ратификация заставит нашу страну обновить законодательство в сфере м/н воздушных перевозок, получив передовое законодательство, на основе которого российский воздушный транспорт будет развиваться увереннее и эффективнее.

Воздушный кодекс Российской Федерации — кодекс, закрепляющий правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

Гос.ое регулирование данных сфер направлено на обеспечение потребностей граждан и эк-ки в воздушных перевозках и авиаработах, обороны и безопасности государства, охраны его интересов, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Установлено, что воздушное законодательство Российской Федерации состоит из кодекса, федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ, федеральных правил использования воздушного пространства и авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены кодексом, применяются нормы договора.

Определены особенности госконтроля за д-стью в области гражданской авиации. Его цель — обеспечить безопасность полетов воздушных судов, авиационную безопасность и качество работ и услуг. Для осуществления такого контроля уполномоченный орган создает инспекторские службы. Требования служб и инспекторов, предъявленные в связи с проведением проверок, обязательны для исполнения всеми лицами.

Урегулирован порядок расследования авиационных происшествий и инцидентов. Они разбираются комиссией в обязательном порядке независимо от категории судна (гражданское, гос.ое, экспериментальное) и его гос.ой принадлежности. Цель — определить причины происшествия (инцидента) и принять меры по его предотвращению в будущем. Установление виновника и ответственности не входит в задачи расследования.

Определена ответственность перевозчиков, эксплуатантов и грузоотправителей в различных ситуациях. Установлены порядок предъявления требований, лица, имеющие на это право, размеры ответственности и др. Также предусмотрены положения об обязательном страховании ответственности поименованных лиц.

Кодекс введен в действие с 1 апреля 1997 г. Его положения применяются к гражданским правоотношениям, возникшим после этой даты. Если правоотношения возникли до введения кодекса в действие, его нормы применяются к тем правам и обязанностям, которые возникли после

• Вне зависимости от того на 15 минут задержали рейс или на 5 часов, всем пассажирам с маленькими детьми (до 7 лет) должна быть предоставлена комната матери и ребенка.

• При задержке вашего рейса на 2 и более часа, вы имеете право на два телефонных звонка или сообщения по электронной почте. Кроме этого, авиакомпания должна обеспечить всех пассажиров прохладительными напитками.

• При задержке рейса более чем на 4 часа перевозчик обязан обеспечить вас горячим питанием. Кормить пассажиров авиакомпания должна каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь в ночное. Как правило, пассажирам выдают талоны на питание в один из ресторанов или кафе аэропорта.

• В случае задержки самолета на 8 и более часов в дневное время (6 и более в ночное) авиакомпания должна разместить своих пассажиров в гостинице. Организация трансфера от аэропорта до гостиницы и обратно, а также хранение багажа пассажиров в камере хранения тоже обязанности авиакомпании.

• Не ждите, что сотрудники авиакомпании прибегут к вам с ящиком прохладительных напитков или с талонами на питание, к сожалению, в большинстве случаев ситуация складывается так, что им надо напоминать о своих обязанностях.

• Не стесняйтесь, найдите представителя авиакомпании или позвоните им.

• Задержка рейса нередко сопряжена с дополнительными мат. затратами. Пассажиры могли не успеть на рейс пересадки, пропустили важную встречу или не заселились в гостиницу вовремя. На этот случай предусмотренаматериальная компенсация.

• Тут надо уточнить один очень важный момент. Материальную компенсацию вам выплатят только в том случае, если задержка произошла по вине авиакомпании.

• Если самолет не вылетел вовремя из-за погодных условий, технической неисправности самолета или любых других обстоятельств, которые не зависят от авиакомпании, то материальная компенсация вам не положена.

• Допустим, мы выяснили, что задержка произошла по вине авиакомпании, какая материальная компенсация нам положена?

• Размер компенсации в России зависит от минимальной заработной платы и составляет 25% от этой величины за каждый час задержки, но не более 50% от стоимости билета.

• С 1 января 2013 года минимальный размер заработной платы составляет 5205 рублей, т.е. около 1300 рублей за каждый час задержки.

• Если вы купили авиабилет Санкт-Петербург — Москва за 3000 рублей и рейс задержали на 10 часов, то выплаченных 1500 рублей (50% от стоимости перевозки), не хватит даже на такси, не говоря уже о том, что они не покроют и малую часть расходов, которые вы могли понести в связи с этой задержкой.

• Данные обязанности авиаперевозчиков регулируются Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», а также Воздушным Кодексом РФ.

• Еще раз напоминаем, никто не будет предлагать вам поставить отметку, вы должны сами подойти к представителю авиакомпании и потребовать у него сделать отметку!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: