СТРОГАЯ ХРИЯ
Хрия – вербально выраженная мысль, которую нужно доказать как справедливую или опровергнуть как несостоятельную.
Строгая хрия состоит из 8 частей, расположенных в нижеследующей (строгой) логической последовательности, и не подлежит структурному изменению в зависимости от реакции адресата, поэтому ее аргументативный аппарат может быть рассмотрен как доказательная база письменной аргументирующей/убеждающей речи (в том числе письменного научного текста).
КОРЕНЬ УЧЕНИЯ ГОРЕК, НО ПЛОДЫЕГО СЛАДКИ.
Часть I. Приступ – обращение, похвала, описание автора (ссылка на автора) высказанной мысли.
Пример:
Изречение это, вошедшее в пословицу, принадлежит Исократу, который много потрудился на пользу науки и образования и сказанное проверил собственным опытом.
Часть II. Парафразис (толкование), или экспозиция, – разъяснение темы.
Пример:
Мысль Исократа выражена образно. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами приобретенное знание или искусство.
Итак, кто стремится к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягость утомления; превозмогши все это, он приобретает желанные выгоды и преимущества.
Часть III. Причина: в этой части доказывается тезис.
Причин может указываться несколько, и все они должны использоваться для доказательства тезиса темы: Это так, потому что...
Пример:
1.Корень, то есть начало учения, сопряжено с некоторыми неприятностями, потому что:
1) способности начинающего еще не развернулись: ум не привык быстро и верно схватывать, а память – крепко и прочно удерживать преподаваемое; воля еще бессильна, чтобы сосредоточивать и останавливать внимание на данном предмете до тех пор, пока он будет схвачен и усвоен;
|
2) учащийся имеет дело с элементами науки или искусства, которые состоят из мелочей и подробностей, большею частью неинтересных, часто не имеющих приложения к его текущей жизни, и требуют при освоении неослабного прилежания, упорного труда, частых повторений и продолжительных упражнений;
3) учащийся еще не понимает пользы элементарных сведений и относится к учению не со всем прилежанием, не с надлежащей аккуратностью и терпением.
Переход: Кто превозможет эти ничтожные неприятности, тот убедится, что:
2. Плоды, то есть последствия учения, приятны, ибо:
1) знание, умение, образование, сами по себе, без всякого приложения к практической, обыденной жизни, доставляют человеку, владеющими ими, высокое наслаждение: просветляют его взгляд на мир, расширяют его кругозор, ставят его в надлежащее отношение к людям, государству, обществу;
2) доставляют ему материальные выгоды и преимущества в обществе и государстве.
Часть IV. Противное – описание противоположного.
Эта часть как бы продолжает слова: Если нет, то… или: Если это не так (тезис неверен), то…
Пример:
Тот, кто не хочет подвергаться ограничениям, у кого не хватит терпения преодолеть трудности учения, без которых невозможно получить образование и достигнуть прочных знаний, тот не смеет рассчитывать и на преимущества и выгоды, достающиеся учености, искусству и образованию в награду за труд.
Часть V. Подобие – нахождение общего, сходного.
Пример:
Посмотрите на землевладельца: сколько упорного труда и усилий тратит он на получение со своего поля урожая. И чем тяжелее его труд, тем с большим удовольствием и радостью собирает он плоды; чем заботливее он возделывает свое поле, тем обильней будет урожай.
|
Тем самым условиям подвержены и выгоды образования. Они приобретаются лишь после того, когда рядом непрерывных усилий сознание приводится к убеждению, что честным трудом и неусыпным прилежанием будут побеждены все повстречавшиеся препятствия.
Часть VI. Пример – подтверждение из истории.
Пример:
Примеров из того, какими последствиями увенчиваются прилежные, добросовестные занятия, в истории находим много.
Вот косноязыкий, безызвестный грек Демосфен, учением приобретший высокий дар ораторского искусства и бессмертную славу; а вот и наш гениальный преобразователь Петр I, предварительно сам прошедший ту дорогу, по которой потом повел своих подданных!
Часть VII. Свидетельство – обращение к авторитетам.
Могут быть использованы поэтические цитаты, высказывания и др.
Пример:
То же самое, что Исократ, говорит и Геспод, утверждая, что дорога к добродетели вначале утесиста и крута, но, когда достигнешь вершины, идти по ней приятно.
«Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.» (А.С. Пушкин)
Часть VIII. Заключение – вывод. Могут использоваться цитата, афоризм.
Пример:
- О, вы, которых ожидает отечество от недр своих… дерзайте… «раченьем вашим доказать, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать.» (М.В. Ломоносов)
Итак, структура строгой хрии – 8 частей:
1. приступ - похвала или описание (ссылка на автора источника);
2. парафразис, или разъяснение/собственное толкование темы;
3. причина – доказательство тезиса – «это так, потому что…» или: «это так потому, что…»;
4. противное – «если нет, то…»;
5. подобие (демонстрация аналогичных явлений);
6. пример (подтверждение конкретными примерами);
7. свидетельство (ссылка на общеизвестные факты/ общепризнанное мнение);
8. заключение-вывод (никаких новых мыслей!)