Список авторских методических разработок.




Социальная безопасность населения

 

Направление подготовки/специальность:

Конфликтология

 

 

Направленность (профиль) программы:

 

Уровень образования:

Академический бакалавриат

 

Форма обучения

Очная

 

 

Ростов-на-Дону, 2016

Программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «___» _____________ 20 ___ г.

 

Составитель:

_д.с.н., проф. Сажина Л.В._______________ _________________

«_05__» ___04__________ 20 16___ г.

Программа одобрена на заседании кафедры ___________

«___» _____________ 20 ___ г.

 

Заведующий кафедрой:

________________ _________________

«___» _____________ 20 ___ г.

 

 


I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели освоения дисциплины (модуля): целью курса является формирование у студентов представления о социальной безопасности населения как отраслевой дисциплине социально-гуманитарного цикла.

Наряду с понятиями, вопросами и проблемами, специфичными для данного курса, рассматриваются также некоторые базовые общесоциологические понятия, в частности из отраслевых социологий «социология девиантного поведения» и «социология конфликта».

Особенности коммуникативных процессов представляют собой важную часть современного социально-гуманитарного знания. Специалисту в области конфликтологии необходимы знания по вопросам этого курса.

Методология составления программы учебного курса основывается на системном и междисциплинарном подходах.

Задачи:

- познакомить студентов со спецификой безопасности, социальной безопасности в современном обществе;

- проанализировать динамику социальной безопасности и ее детерминанты в России и за рубежом;

- сформировать у студентов четкое представление о специфике социальной безопасности в современном обществе.

 

 

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ОП ВО

 

2.1. Дисциплина «Социальная безопасность населения» относится к части профессионального цикла программы «Конфликтология».

Для освоения данной дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения таких дисциплин, как социология, философия, культурология и других.

Освоение дисциплины «Социальная безопасность населения»является необходимой основой для последующего изучения ряда других дисциплин.

Дисциплина ориентирована на развитие профессиональных компетенций в области анализа, моделирования и прогнозирования динамики социальных процессов. Дисциплина содержит общие сведения о социологической теории, основах социальных взаимодействий, методах социологического анализа культурно-исторических и коммуникативных процессов, позволяет освоить навыки разработки моделей социальных коммуникативных интеракций в обществе. Изучаемая дисциплина «Социальная безопасность населения»является неотъемлемой частью единого процесса формирования знаний, умений и готовностей бакалавра по направлению37.03.02 Конфликтология.

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

общая социология, конфликтология сфер социальной жизни и технологии урегулирования конфликтов в социальной сфере, социология молодежи, социология семьи, социология гендера и другие.

2.3.Знания, умения и готовности, полученные студентами при изучении данной дисциплины, направлены на использование при освоении курсов по основным дисциплинам профессионального цикла направления. Навыки, полученные студентами, используются также, при подготовке выпускных квалификационных работ. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной, может включать культурные, исторические, коммуникативные, конфликтологические, управленческие и другие профили.

 

Знания: совокупность средств и гуманитарных технологий, обусловливающих построение стратегий взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности.

Умения: обоснованно выбирать методы и инструментарий познания основных областей социальной безопасности в обществе, делать сравнительный анализ указанных сфер и процессов в России и мире.

Навыки: анализ общих и специфических тенденций развития социальной безопасности на различных уровнях социальной структуры общества России и других стран.

 

 

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности): (указывается шифр и формулировка компетенций).

 

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,
соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы:

 

Шифр и формулировка компетенций (результаты освоения ОП) Элементы компетенций, формируемые дисциплиной
Общекультурные компетенции (ОК)
ОК-5:способность в коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Знания: совокупность коммуникативных и языковых компетенций на русском и английском языках
Умения: осуществлять конструктивное межличностное и межкультурное взаимодействие
Навыки: практически реализовать коммуникацию на русском и английском языках с целью решения задач оптимального взаимодействия
Общепрофессиональные компетенции (ОПК)
ОПК-п (формулировка компетенции) Знания:
Умения:
Навыки:
Профессиональные компетенции (ПК)
ПК-1:способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научного исследования в различных областях социологии и решать их. Знания: совокупность средств и гуманитарных технологий, обусловливающих построение стратегий взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности.
Умения: обоснованно выбирать методы и инструментарий познания основных культурно-исторических и социально-демографических ресурсов ЮФО, делать сравнительный анализ указанных ресурсов и процессов в России и мире.
Навыки: анализ общих и специфических закономерностей культурно-исторических и социально-демографических ресурсов ЮФО, России и мировых тенденций.
Специальные профессиональные компетенции (СПК) (Указываются (при необходимости) с учетом направленности программы)
СПК-п (формулировка компетенции) Знания:
Умения:
Навыки:
     

 

 


IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Трудоемкость дисциплины составляет зачетных единиц, 76 часов,

в том числе зачетных единиц, 11 часов на экзамен (при наличии)

Форма отчетности: экзамен

 

Содержание дисциплины, структурированное по темам, с указанием видов учебных занятий и отведенного на них количества академических часов

№ п/п Раздел дисциплины/темы Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Контактная работа преподавателя с обучающимися Самостоятельная работа
Лекции Семинарские (практические занятия) Лабораторные занятия
1. Введение в предмет. Безопасность: понятие, основные элементы классификации.           устная беседа
2. Социальная безопасность: современные вызовы и риски в системе науки и образования России.           устная беседа
3. Концептуальные подходы к анализу феномена «социальная безопасность»           устная беседа
4. Социальная безопасность: брачно-семейный и гендерный аспекты           устная беседа
5. Демографические вызовы и риски           устная беседа
6. Коммуникация в системе социальной безопасности           устная беседа
7. Массовое поведение и социальные конфликты в контексте социальной безопасности           устная беседа
8. Социальная безопасность в обществе: вариативные коммуникативно-диалоговые модели и их перспективы           устная беседа
9. Мировой социум как детерминанта социальной безопасности в России           устная беседа
10. Работы с текстовыми материалами           контрольнаяработа
11. Н.-иссл. Работа (статьи)           контрольная работа
12.              
Итого часов 76            

План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

Семестр Название раздела, темы Самостоятельная работа обучающихся Оценочное Средство Учебно­ методическое обеспечение самостоятельной работы
Вид самостоятельной работы Сроки выполнения Затраты времени (час.)
  Практика различных коммуникативно-диалогических моделей современной студенческой молодежью: социальная напряженность и позитивация н. эссе     5 баллов  
  Экспликация вызовов и рисков мегауровня в качестве детерминант социальной безопасности современной России н. эссе     5 баллов  
             
             
Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)      
Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)      

 

3. Содержание учебного материала

 

Наименование модуля Содержание Модуля
1. Модуль 1. Социальная безопасность населения: категории, понятия, подходы к исследованию Тема 1. Введение в предмет.   Тема 2. Социальная безопасность: современные вызовы и риски. Тема 3. Концептуальные подходы к анализу феномена.
2. Модуль 2. Социальная безопасность населения различных уровней социальной структуры общества (теория и методология) Тема 4. Социальная безопасность: брачно-семейный и гендерный аспекты. Тема 5. Демографические вызовы и риски. Тема 6. Коммуникация в системе социальной безопасности.
3. Модуль 3. Практический модуль (+ ролевые игры) Тема 7. Массовое поведение и социальные конфликты. Тема 8. Социальная безопасность в обществе: вариативные практики. Тема 9.
4. Модуль 4. Практический модуль (работа с текстовыми материалами) Тема 10. Мировой социум как детерминанта социальной безопасности. Тема 11. Работы с текстовыми материалами. Н. статьи.  

 

 

Тема 1.

Опасность – негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям[1].

Все опасности реальны тогда, когда они могут воздействовать на конкретные объекты (объекты защиты). Каждый компонент окружающей среды может быть объектом защиты от опасностей. В порядке приоритета к объектам защиты относятся: человек, сообщество, государство, природная среда и т.д. Основное желаемое состояние объектов защиты – безопасное. Оно реализуется при полном отсутствии воздействий опасностей. Состояние безопасности достигается также при условии, когда действующие на объект защиты опасности снижены до предельно допустимых уровней воздействия.

Безопасность – состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений[2].

Безопасность можно определять как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства[3].

Социальная безопасность – наука о комфортном и безопасном существовании человека, общества, государства.

Социальная безопасность – учебный курс, в котором отражены вопросы защиты человека, государства, общества от внутренних и внешних угроз.

Общетеоретические основы изучения социальной безопасности молодежи в общественно-политической жизни общества определяются основными принципами развития современной цивилизации. Современная мировая цивилизация находится в динамично и всё ускоряющемся развитие. Индустриализация, охватившая большинство стран мира привела к мировому разделению труда и необходимости кооперации в организации мировой экономики, получившей наименование глобализации. Мировое разделение труда привело не только к интенсивному движению товаров и технологий, но и к активному движению идей и рабочей силы. Эти процессы в значительной мере определили основные закономерности становления молодёжной субкультуры как феномена 20-21 веков. Этот феномен носит противоречивый характер, сочетая в себе как прогрессивные, так и реакционные тенденции. Молодёжные проблемы в полной мере отражают все основные кризисные элементы современной цивилизации, опирающиеся на рыночные принципы формирования экономического человека. Важным фактором теоретической характеристики участия молодёжи в жизни общества является определение роли государственных институтов в управлении экономическими процессами страны.

Тема 2.

Исторические и актуальные особенностей формирования системы безопасности молодежи в современном обществе определяются институциональным контекстом участия молодежи в общественно-политической жизни общества. Выражено взаимодействием государственных органов, политических партий, общественных объединений и общественных организаций как условием формирования молодёжной политики с учётом специфики общественно-политической системы России. Особенности политической социализации современной российской молодежи рассматриваются в контексте преобразований постсоветского периода РФ. Система государство и молодежь отражают состояние государственной молодежной политики в РФ. Важную роль играет молодежное самоуправление как механизм вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь общества. Молодежь в общественно-политической жизни региона находит своё выражение через конкретные институциональные основы и содержательные направления деятельности.

Опыт социально-политического исследования проблем безопасности молодежи обусловлен политическим участием молодежи в просе социализации как механизме передачи молодому поколению основ гражданской и правовой культуры. Учёт особенностей политической социализации современной российской молодежи, её гражданской ответственности – условие обеспечения социальной безопасности молодежи. Политическое поведение молодежи как субъекта социальной активности определяется формами самосознания, мотивами и типами ситуаций. Феномен социально-политического лидерства в молодежной среде выражает традиции и структуру современного российского социума. Нормативные основы социальной безопасности молодёжи определяются конституцией РФ, законами РФ, нормативными актами правительства РФ, подзаконными актами министерств и ведомств РФ, законами субъектов РФ, распоряжениями глав муниципальных образований.


Тема 3.
В условиях трансформации российского общества, влекущей за собой маргинализацию, ухудшение материального благосостояния людей, низкий уровень жизни, усиление социальной напряженности, особенно актуальным становится обеспечение социальной безопасности молодежи как стратегического ресурса общества, выполняющего особую функцию – сохранения и развития страны, преемственности ее истории и культуры, ответственности за жизнь старших и воспроизводство последующих поколений.

Необходимым условием обеспечения социальной безопасности российской молодежи во всех сферах политической, социально-экономической жизни является формирование механизма ее обеспечения, прежде всего его организационно-управленческой основы, так как построение и эффективное функционирование системы социальной безопасности молодежи как состояния защищенности личности, социальной группы, общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, прав, свобод находится в непосредственной зависимости от ее организационно-управленческого обеспечения.

В настоящее время организационно-управленческое обеспечение социальной безопасности молодежи не соответствует социальной практике: существует большое количество организаций и учреждений, участвующих в обеспечении социальной безопасности молодежи, специалисты которых совмещают свои специфические функции с другими функциями; уменьшилось реальное воздействие государства на решение проблем молодежи; современная российская молодежь, обладающая значительными внутренними ресурсами, не имеет не только достаточного опыта их реализации, но и адекватной надежной внешней системы защиты от различного рода социальных рисков, угроз, неблагоприятных социальных явлений.

Решение проблем организационно-управленческого обеспечения социальной безопасности молодежи в современном российской обществе во многом зависит от умений самого региона самостоятельно решать данные проблемы, использовать различные механизмы его оптимизации, саморегулирования и самоорганизации на уровне региона. Все это обуславливает необходимость исследования организационно-управленческого обеспечения социальной безопасности молодежи.

Общетеоретический уровень исследования молодежи в контексте макросоциальных процессов. Молодежь как особая группа общества. Концепция Э. Шпрангера, М. Мид, Г. Гризе, Ш. Эйзенштадта. Марксистская концепция молодежи.

Молодежь и общество: диалектика взаимоотношений на макро- и микроуровнях взаимодействия. Оценка объективных безопасных условий и явлений развития молодежи. Типы социального поведения молодежи и его признаки. Молодежь как объект образования, воспитания и как субъект небезопасных действий. Общая социальная, культурная, психофи­зиологическая характеристика молодежи (студенческой, школьной).

Три революции в системе образования и характер безопасной жизнедеятельности. Классическая и мозаичная модель образования. Гуманитаризация образования как необходимый элемент обучения и воспитания молодого поколения культуре безопасности. Современное отношение молодежи к семье, браку, сексу. Три периода в семейно-бытовой жизнедеятельности молодежи, их особенности и содержание. Сексуальное поведение молодежи и характер изменения норм в сфере половых взаимоотношений. К вопросу о сексуальной безопасности.

Тема 4.

Самой сложной проблемой современной цивилизации является проблема насилия в семье, которая в полной мере является ячейкой общества. Но в этой ячейке молодежь может себя ощущать защищённой либо как во враждебной среде.

Насилие в семье - это самостоятельная и значимая социальная проблема. Сегодня наблюдается весьма упрощенное понимание данного феномена, чаще всего как физического или сексуального насилия, связанного с нанесением ущерба здоровью. Отсутствует статистический учет. Не проводятся научные исследования на национальном уровне. Недостаточны профилактические меры в борьбе с этим явлением и практические меры по оказанию помощи пострадавшим. Пришло время вывести обсуждение проблемы внутрисемейной жестокости за рамки женских организаций. Необходима переориентация на новые общественные структуры и организации, в числе которых значимое место должно принадлежать государству, политическим партиям и научным центрам. Целесообразно создать национальное объединение по проблемам семейного насилия, которое своими действиями окажет влияние на федеральную политику в данной области и добьется выделения необходимых денежных средств. Она также будет способствовать общественному осознанию серьезности проблемы через рекламную кампанию в прессе, телевизионные ток-шоу и фильмы на данную тему. Пора понять, что именно в семье зарождается культура насилия, семья – это колыбель насилия. Безопасность в семье - основа безопасности в обществе.

Двадцать первый век начался под знаком насилия. События 11 сентября 2001 года всему миру продемонстрировали масштабы терроризма. Террористические акты все чаще совершаются с использованием современного оружия, при этом на каждого погибшего приходится гораздо большее число тех, кто получил ранение, стал инвалидом, потерял трудоспособность или кто потерял родных и близких. Таким образом, можно говорить о долговременных социальных последствиях терроризма. Вследствие своей распространенности терроризм представляется как неизбежное условие современной жизни, порождая у людей чувство беспомощности и незащищенности. Помимо непосредственной угрозы смерти, ранения или увечий, террористические акты порождают психологические проблемы, включая депрессию и тревожное состояние, посттравматические стрессовые нарушения. Воздействие терроризма на психическое здоровье и поведение не только его жертв, но и всего населения является непредсказуемым, вследствие огромного числа факторов. Психические травмы могут вести к неупорядоченному и антиобщественному поведению, например, к насилию и агрессии по отношению к близким и другим людям. Но особая опасность терроризма заключается в том, что он культивирует насилие как способ решения любых проблем. Терроризм не просто культивирует насилие, он формирует культуру насилия.

 

Тема 5.

Современное государство не только берет на себя значительную часть воспроизводственных издержек, но и оказывает влияние на формирование новых моделей поведения и распределение гендерных ролей в семье. Институционализация социальных прав и рождение государства благосостояния привели к изменению модели социального воспроизводства. Однако со времени своего возникновения государство благосостояния было гендерно дифференцированным, предлагая для мужчин систему социального страхования, непосредственно увязанную с участием в производстве и уровнем доходов, а женщине - льготы и пособия, связанные с выполнением ее воспроизводственных функций, и прежде всего с материнской ролью. Вся система социального обеспечения была построена таким образом, что благосостояние женщины определялось доходами ее супруга в большей степени, чем ее собственным участием в производстве. Даже пособия на детей довольно долго выплачивались не матери, а главе семьи.

В области трудового законодательства в большинстве западных стран в отношении женщин и детей был принят ряд протекционистских мер, запрещающих ночной труд, сверхурочную работу, работу в тяжелых и вредных условиях. При этом ограничения оправдывались заботой, не столько о здоровье женщины, сколько о будущих поколениях - женщина рассматривалась в первую очередь не как работник или гражданин, а как носитель воспроизводственной функции.

Социально важная роль женщин в укреплении семьи (совпадающая с задачами демографической политики) была поддержана и идеологическими средствами. В целом государство социализировало гендерный контракт патриархальной семьи, возлагающий на женщину диспропорциональную долю ответственности за обеспечение семейного воспроизводства. Все же политика государства благосостояния (даже матерналистски ориентированная) снизила экономическую зависимость женщин в частной сфере предоставлением им альтернативных источников финансовой помощи. Но это была именно помощь - женщина по-прежнему оставалась ответственной за выполнение семьей функции социального воспроизводства. Матерналистский дискурс оставался господствующим до 60-х годов, когда под влиянием феминизма «второй волны» началась борьба за гендерное равенство в экономической и политической сфере.

Под влиянием женского движения в большинстве западных стран (прежде всего в странах социал-демократической модели государства благосостояния) были приняты меры, обеспечивающие женщинам доступ на рынок труда и равный с мужчинами экономический статус. В дополнение к материнским пособиям была развернута система государственных детских дошкольных учреждений, введено отдельное налогообложение супругов и законодательно закреплены женские репродуктивные права. Новая направленность социальной политики большинства западных государств привела к ослаблению сложившейся модели семьи, состоящей из мужа-кормильца и зависимой жены, и способствовала внедрению двойной роли работающей матери. Акцент в социальной политике был перенесен с материнства на родительство. Ряд мер был направлен на изменение сложившегося распределения домашней нагрузки между супругами (например, обязательный отпуск по уходу, предоставляемый отцу ребенка). Однако наиболее существенным был сдвиг в самой идеологии социального воспроизводства, которое стало рассматриваться как общенациональная, а не внутрисемейная проблема.

Однако с середины 80-х годов государство благосостояния в большинстве западных стран переживает серьезный кризис. Это не просто кризис финансовых основ, а кризис легитимации, связанный с размыванием чувства социальной солидарности и дифференциацией интересов различных социальных групп. Он имеет и гендерный акцент - нарастающее перераспределение ресурсов между полами, пошатнувшаяся монополия мужчин на рынке труда и утрата контроля над семейной сферой пробуждает у них чувство гендерной солидарности. Очевидная бюрократизация пассивного государства благосостояния также имела негативные гендерные последствия, поскольку зависимость от кормильца семьи сменилась для многих женщин зависимостью от государства. Существенным фактором стало изменение идеологического баланса: дискредитация социалистических идей и рост влияния неолиберализма, проповедующего минимизацию вмешательства государства и в экономику вообще, и в семейные отношения в частности. Сегодня очевидно, что критика тенденции к огосударствлению социального воспроизводства была во многом справедливой. Но очевидно и то, что рынок не может полностью заменить в этой сфере государство, а возвращение к традиционной семейной модели воспроизводства является анахронизмом. В условиях постиндустриальной рыночной экономики, когда в результатах социального воспроизводства заинтересовано общество в целом, необходим новый консенсус и новая легитимация перераспределения его издержек. Понятия активного гражданства, опоры на сообщество и социальные связи, добровольного участия начинают все более активно использоваться сегодня применительно к социальным правам. Под влиянием феминистской критики идет активный процесс переформулирования самого понятия социального гражданства, попытки преодоления дихотомии этики справедливости и этики заботы, автономии и ззаимозависимости, равенства и различия. Вероятно, окончательное разрешение этой дилеммы невозможно в рамках индустриального общества, основанного на разделении рыночного производства и семейного воспроизводства на отдельные сферы деятельности с противоположными нормами и идеологией. Начавшееся их сближение - длительный процесс, который не может быть разрешен только на основе какой-то одной стратегии.

От государственного социализма к переходной экономике: кризис социального воспроизводства

Участие государства в процессах социального воспроизводства было особенно значительно в бывших социалистических странах, и многие склонны видеть в этом одну из причин современного кризиса воспроизводственной сферы, с трудом адаптирующейся к условиям рынка. Однако отличие модели государственного социализма состоит не только и не столько в степени огосударствления сферы воспроизводства, сколько в качественном своеобразии сложившейся модели. Ее основы были заложены революционной политикой в отношении женщин и семьи в первые годы Советской власти, но в дальнейшем подверглись значительной коррекции в ходе эволюции экономической и политической системы СССР. В советском законодательстве, надолго опередившем эпоху и задавшем ориентиры для западного феминистского движения, женский вопрос был разрешен на основе радикальнодемократических принципов. Брак рассматривался как союз равных партнеров, который может быть свободно расторгнут по желанию одной из сторон. Государство всеми способами вовлекало женщин в общественное производство, руководствуясь марксистским тезисом, что женская эмансипация достигается прежде всего участием в общественно-полезном труде. Государственная поддержка материнства стала одним из приоритетов внутренней политики.

 


Тема 6.[1]

 

Построение и эффективное функционирование системы национальной безопасности находится в непосредственной зависимости от содержания и направленности политики. В рамках политической деятельности формируются ориентиры целеполагания, определяются национально-государственные приоритеты в сфере безопасности, создается правовой фундамент, регламентирующий принципы работы и пределы компетенции специальных органов, осуществляется непосредственное руководство механизмом защиты личности, общества и государства от негативных воздействий. В то же время не всякое политическое воздействие дает необходимый результат и положительно влияет на состояние национальной безопасности.

Формирование политики, адекватной потребностям безопасности России, является насущной необходимостью в условиях современного общественного развития. Кардинальные изменения, происшедшие в нашей стране в последнее время, требуют новых подходов к определению принципиальных основ политической деятельности в сфере безопасности. Особое значение при этом приобретает социальный аспект проблемы. Как показывает прошлый и новейший исторический опыт, игнорирование социальных параметров политики ведет к серьезным провалам во многих областях общественной жизни, но особенно пагубно сказывается на состоянии национальной безопасности.

 

Частью более общей категории - национальной безопасности является социальная безопасность. Социальная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, социальной группы, общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, прав, свобод.

Постоянным объектом социальной безопасности в общем виде является личность, ее жизненно важные права и свободы в социальной сфере жизнедеятельности общества: право на жизнь; на труд, его оплату; на бесплатное лечение и образование; доступный отдых; гарантированную социальную защиту со стороны государства. Однако сами объекты и субъекты социальной безопасности могут меняться по мере изменения условий развития общества.
[2]

Поэтому можно говорить не только об общем, но и приоритетных объектах социальной безопасности, т.е. таких социальных группах и общностях, которые в конкретных социально-экономических условиях являются наиболее ущемленными и нуждающимися в социальной защите и усилении степени безопасности.
Особенность современной России состоит в том, что приоритетными объектами социальной безопасности в условиях перехода к рыночным отношениям стали социально ущемленные реформами группы и общности: женщины, дети, военнослужащие, инвалиды и пенсионеры.
Состояние социальной безопасности в обществе находится в прямой зависимости от уровня жизни населения. Социальная безопасность не может быть обеспечена только действиями официальных и неофициальных властных институтов. Она требует благоприятных социально-экономических условий. Среди них главное - преодоление ставшего в России затяжным социально-экономического кризиса. Социальная безопасность в обществе зависит от социальной политики государства. Социальная политика и социальная безопасность - две стороны одной медали. Чем реалистичнее социальная политика государства, тем выше уровень социальной безопасности каждого члена общества, каждой российской семьи. Более того, социальная политика - это своего рода инструмент обеспечения социальной безопасности общества как стратегической цели государства.

Социальная политика регулирует отношения между обществом и личностью в целом; между обществом и военнослужащими, в частности. Основой этой регуляции может быть система социальных гарантий, которые обеспечивают реализацию предусмотренных Конституцией социальных прав личности: права на жизнь, на труд, на отдых, на охрану здоровья, на образование.

На практике это означает, что государство проводит патерналистскую политику по отношению к разным социальным группам населения, и среди них военнослужащие. Патернализм в переводе с латинского - отцовский, отеческий. "Патерналистская доктрина"означает, что в основе социальной политики лежит забота и ответственное, "отеческое"отношение государства к гражданам, занятым в сфере труда и незанятым в ней, но выполнившим свой трудовой долг перед обществом.

Наиболее существенными для понимания содержания социальной политики, ее целей и общей направленности являются такие категории как: уровень жизни, образ жизни, качество жизни.

Под уровнем жизни понимается обеспеченность населения необходимыми благами и степень удовлетворения индивидуальных потребностей человека в них.
Образ жизни выражает установившуюся структуру ценностных ориентации, жизненных интересов. Это своего рода этическая сторона в достигнутом уровне благосостояния, когда доступны все удовольствия, но человек выбирает только то, что считает нравственным, приличным и так далее.

Качество жизни выражает меру индивидуальной доступности того, чем располагает общество (здоровье и здравоохранение, образование, отдых и так далее). Другими словами, речь идет об условиях жизнедеятельности, а также о том, насколько достигнутые обществом условия жизни могут способствовать существованию «Я», реализации его совокупного творческого потенциала и сохранению аналогичных возможностей для последующих поколений.

Отмеченные категории имеют особое значение для понимания того, что мерилом социального прогресса является Человек и возможность его свободного развития, а социальная политика есть средство достижения намеченных целей: утверждение образа, качества и уровня жизни, достойных человека; достижение социального равновесия в обществе; гармонизация общественных отношений как один из способов укрепления политич



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: