Ивлиев (Ианнуарий), архм. Евангелие от Луки. Богословско-экзегетический комментарий. М, 2019. С. 563-568.




В прочитанном отрывке подчеркивается подлинность, а главное - телесность воскресения Иисуса Христа. Очень похожий рассказ мы встречаем и в Евангелии от Иоанна:

В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа (Ин 20:19-20).

В обоих рассказах речь идет о событиях все того же первого дня после субботы, то есть того дня, который в нашем языке называется воскресеньем. Собравшиеся «Одиннадцать Апостолов и бывшие с ними», а также вернувшиеся из Эммауса, всё еще продолжают беседовать, как внезапно «Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам!» Они же не узнали Его, но испугались, подумав, «что видят духа», то есть привидение. Иисус показал им свои руки и ноги, дал им себя потрогать, чтобы они убедились, что перед ними реальная «плоть» и реальные «кости», потом Он на виду у них съел кусок печеной рыбы. Все это в художественно-повествовательной форме доказывает телесное присутствие Воскресшего в Церкви. И в ранней церкви, в которой писал свое Евангелие Лука, понять именно это было очень важно. Поэтому рассказ имеет глубокий богословский смысл. Он предостерегает от характерного для эллинизма дуалистического воззрения, будто Христос присутствует в Церкви только «духовно». Нет, утверждает Евангелие: Христос присутствует в Церкви целостно и ощутимо-телесно. Но как? Каким образом? Ответ может быть только один: Христос присутствует так, как Он сам обещал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20). Иначе говоря, Христос присутствует в общественных процессах, которые происходят в каждой общине действительно верующих во Христа людей. В таком случае верующие ощущают Иисуса реально и «осязаемо».

Безусловно, в Евангелии этот рассказ выражает тем самым мысль о Церкви как таинственном теле Христовом. Эта мысль уже была неоднократно высказана в посланиях апостола Павла: Церковь есть некая «корпоративная личность». Она есть «тело», но такое «тело», которое радикально отлично от «тела» всякого иного земного общества, ибо Церковь есть тело воскресшего Христа, общество, наполненное воскресшим Господом, который действует в ней, ведет ее сквозь историю, организует ее и распределяет в ней харизмы, то есть дары Святого Духа.

После демонстрации своей ощутимой реальности воскресший Иисус предлагает апостолам последние поучения и отдает последние распоряжения перед своим вознесением. Несколько отличные по форме, но сходные по содержанию сообщения о последних словах Воскресшего Его ученикам мы находим в Книге Деяний (Деян 1:6-8) и в Евангелии от Матфея (28:16-20). Слова Иисуса Христа дают обоснование последующей христианской апостольской миссии. В Евангелии от Луки Иисус напоминает апостолам о своих прежних поучениях, об исполнении в Его жизни, смерти и воскресении всего того, что было написано о Нем в трех частях Священного Писания Ветхого Завета: в пяти книгах Моисея, у пророков и в псалмах. Он открывает им очи ума «к уразумению Писаний», чтобы они поняли то, чего до сих пор не могли понять: страдания Христа были необходимы по спасительному промыслу Божьему. Но полное исполнение обетований, которые изложены в Писаниях, произойдет только тогда, когда для всех народов во имя Христа прозвучит апостольская проповедь покаяния и прощения грехов. Эта универсальная миссия среди языческих народов должна начаться в Иерусалиме и распространиться во всем мире, как об этом говорится и в Книге Деяний: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» Деян 1:8). У Луки звучит важная тема свидетельства. Ведь собравшиеся ученики были свидетелями мессианских событий в жизни, смерти и воскресении Иисуса. Таким образом, отныне их проповедь является законным и истинным свидетельством перед миром. «Сила свыше» - это дар Святого Духа, который должен укрепить апостолов в их миссии, придать «силу» им самим и их свидетельству. Так апостол Павел напоминает фессалоникийцам, которым он возвестил Христа: «Наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе» (1 Фес 1:5). Но до тех пор, пока они не облекутся силою свыше, апостолы должны оставаться в Иерусалиме, городе, в котором берет свое начало спасительное Евангелие, простираясь «даже до края земли». В Книге Деяний Лука расскажет замечательную историю о том, как произойдет это «облечение силою свыше» в день Пятидесятницы (Деян 2:1-36). С того момента апостолы и начнут свою проповедь Евангелия.

Заключение Евангелия от Луки скупыми словами кратко повествует о вознесении Иисуса. «Кратко», потому что вознесение, как и воскресение, - таинственное событие, недоступное физическому описанию. Обо всем этом можно говорить только символическими намеками, так, как это представлено в символических изображениях на иконах. И, перефразируя слова Господа «имеющий уши слышать, да услышит», в случае рассказов о запредельных земному опыту тайнах можно сказать: «имеющий разум понимать, да поймет» символичность таких образов, как «небо», «отдаляться», «возноситься». Как бы то ни было, мы читаем о том, что Иисус был «вознесен» в «небесную» сферу Божественной славы. Это событие заканчивает первую часть сочинения евангелиста Луки, и оно же открывает вторую часть - Книгу Деяний святых Апостолов, где говорится о том, что воскресший Иисус многократно наставлял своих апостолов, «в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян 1:3). После этого, отдав им последние распоряжения на Елеонской горе, Иисус «поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян 1:9).

В Евангелии не говорится о сорока днях. Следует рассказ о том, что Иисус вывел апостолов из Иерусалима к Вифании, селению на склоне Елеонской горы в трех километрах от Иерусалима. Упоминание этого места у евангелиста Луки не случайно, но символично. Дело в том, что именно в этом селении Иисус остановился перед своими страстями: «Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою» (Лк 21:37; 22:39). Именно Вифания на Елеонской горе была тем местом, из которого шел путь Христа через страсти и крест к воскресению. Теперь Он выступает как ведущий, как «вождь», предводитель апостолов на том же пути, каким шел Он сам: из Иерусалима - на Елеонскую гору и далее в славу Божью. На этом пути воскресший Господь благословляет учеников, подняв свои руки. Это благословляющий жест священника, в котором Иисус соединяет себя со своими последователями, а их - с Богом. Именно так, призывая народ Израиля к Богу, «поднял Аарон руки свои, [обратившись] к народу, и благословил его» (Лев 9:22). «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо». Апостолы пали ниц перед Ним - Сыном Божьим. Именно это обозначает слово, переведенное у нас как «поклонились Ему». Такое «поклонение» подобает только Богу.

В этом поклонении Иисусу Христу как Богу выражен основной смысл вознесения. Оно означает конец тех дней, когда ученики общались с Иисусом как с человеком во плоти и крови, ограниченным своими естественными земными пределами. Но вознесение означает одновременно и начало тех дней, когда общение с Господом не будет знать никаких препятствий. Отныне Он на небе, одесную Бога Отца, и Его Божественная власть не ограничена никакими земными формами, никакими физическими пределами. Как Он сам говорит в Евангелии от Матфея: отныне «дана Мне всякая власть па небе и па земле» (Мф 28:18). Вознесение означает, что ныне уже ни пространство, ни время и ничто другое не может быть препятствием для нашего теснейшего общения с нашим Спасителем. Как писал апостол Павел:

...ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим 8:38-39).

Отсюда нам понятно, что не скорбь разлуки, а радость подлинного единения с Господом переполняла апостолов, когда они «с великою радостью возвратились в Иерусалим», в храм, где они с того времени и пребывали, «благословляя Бога» (Деян 2:46; 3:1; 5:42) за Его дело искупления всех людей через своего Сына Иисуса Христа. Неслучайно Евангелие от Луки заканчивается там же, где началось, - в Иерусалимском храме, в доме Господнем. Исходя отсюда, из храма Ветхого Завета, апостолы в силе Святого Духа станут свидетелями Нового Завета в Иисусе Христе, свидетельствуя «в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1:8). Апостольское свидетельство положило начало тем преданиям, которые и легли в основу святых Евангелий, в том числе Евангелия святого Луки, размышления над которым мы с вами и завершаем во славу Божью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: