Под чартером понимается фрахт воздушного суда с экипажем для выполнения единичного рейса или определенной программы полетов вне твердого расписания.
Характеристики:
• -выполняются по чьему-то заказу
• -они могут назначаться на любую дату и время по требованию заказчика рейса с согласованием со службами движения воздушных судов
• -дестинация указывается заказчиком, но требует дополнительного согласования о возможностях аэропорта назначения
• -приобретение авиабилета возможно только в оба конца
• -правом на распространение авиабилетов обладает только заказчик или его агент
• -политика ценообразования и предоставления скидок и льгот находится в ведении заказчика рейса.
Эк. смысл чартера заключается в полной передаче риска незаполняемости салона и простоя кресел на заказчика авиарейса в обмен на значительный дисконт.
Дешевизна чартерных перевозок может иметь ряд негативных последствий для пассажиров:
• -низкое качество обслуживания
• -возможный перенос даты, времени или отмена рейса
• -ограниченные возможности пассажиров за неиспользованный билет.
Договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер)
Предметом договора чартера является выполнение чартерной перевозка по определенному графику и маршруту.
Обязанности перевозчика:
• -предоставить самолет необходимой модели
• -застраховать транспортное средство
• -выполнить формальности связанные с организацией чартерного рейса
• -предоставить экипаж в необходимом составе и количестве
Обязанности заказчика:
• -обеспечить доставку пассажира к месту регистрации за определенное время
• -обеспечить пассажиров необходимой информацией
|
• -оплатить стоимость чартерной программы в указанные сроки.
Ответственность сторон по договору.
Авиакомпания освобождается от обязательств и необходимости нести ответственность в случае невозможности осуществления полета из-за действий непреодолимой силы (погода, забастовка и т.д.)
В связи с этими обстоятельствами командир имеет право:
• -перенести или отменить вылет
• -уменьшить допустимую коммерческую загрузку
• -делать незапланированные посадки, остановить или прекратить полет.
Авиаперевозчик отвечает за задержку рейса в случае вины авиатранспортного предприятия. Оно уплачивает заказчику штрафные санкции.
Заказчик также отвечает за задержку рейса. При этом возмещает размеры штрафов аэропорту за дополнительное время посадки.
В случае отказа заказчика от осуществления чартера, он оплачивает перевозчику штрафные санкции.
В случае отстоя борта в аэропорту дестинации заказчик обязан оплатить стоимость или обеспечить размещение и питание экипажу.
Заказчик не несет ответственность за отказ от выполнения чартерной программы в случае предоставления воздушного судна не соответствующего договорным условиям или отказ мотивирован переносом времени вылета более чем на 5 часов.
В договоре чартера указывается:
• -тип воздушного судна
• -максимальная загрузка
• -место отправления и назначения
• -назначение перевозки
• Стоимость чартера зависит от:
• -типа воздушного судна
• -загрузки
• -дальности маршрута
• -тип чартерной перевозки
• -время выполнения полетов
• -дни вылета (пт,сб. – более дорогостоящие)
|
• -время вылета (утренние, обеденные – более дорогостоящие)
• -оплаченные услуги на борту
• -размер чартерного заказа
• -вид, форма, время оплаты чартера
Процедура заключения чартерного договора.
1. Переговоры с авиаперевозчиком (пул аргументирует заказ, обсуждается форма, вид и т.д.)
2. Изыскание возможности авиакомпании
3. Подготовка летной документации
4. В случае, когда между возможностями перевозчиками, решениями руководства аэропорта и требованиями к туру заказчика достигается компромисс, производится подписание договора чартера
5. Разработка ценовой стратегии реализации кресел туроператора. Заказчик устанавливает размер тарифа, дифференцирует их в зависимости от класса обслуживания, устанавливает размер комиссионного вознаграждения, скидки для льготников, правила и стоимость провоза багажа
6. Заказчик занимается реализацией кресел. Их продажа осуществляется в трех видах:
• -в составе своих туров
• -в составе туров других туроператоров
• -как перевозку
Заказчиком чартера может быть физическое или юридическое лицо, имеющее необходимую сумму и возможность распространения и продажи билетов. Чаще всего заказчиками чартера являются:
• -единичные туроператоры, организующие туры на массовые направления, имеющие собственные возможности обеспечения максимальной загрузки
• -пулы – временные объединения туроператоров, усилия которых направлены на совместный выкуп чартера
• -авиаброкеры – имеющие непосредственные отношение либо к туристическому рынку либо к рынку авиаперевозок организации, занимающиеся фрахтованием воздушных судов с целью последующей оптовой продажи чартеров туроператорам
|
• -собственно авиакомпания может организовать чартерный рейс с целью освоения новых дестинаций, привлечения клиентов и получения дополнительной прибыли.
Виды чартерных программ:
• Разовые с отстоем. Чартер, рассчитанный на единичный вывоз и дальнейший возврат туристов. В этом случае для заказчика рейса дешевле оплачивать отстой борта в принимающем аэропорту в течение нахождения туристов на отдыхе, чем оплачивать целый «холостой» полет в оба конца (обратно в аэропорт вылета и снова в аэропорт назначения, чтобы вывести отдыхающих). Такой вид чартерных программ является наиболее дорогостоящим.
• Шаттл-чартеры. В отличие от разовых чартерных программ, шаттл-полеты применяются при построении чартерной цепочки, то есть периодичных (обычно кратных неделе, или 10 дням) полетов в одном и том же направлении, в течение сезона. В таких чартерных программах борт не простаивает в аэропорту дестинаций, а тут же вылетает обратно, загруженный ранее прилетевшими туристами. Однако в этом случае заказчик цепочки вынужден оплачивать два холостых полета борта. Из аэропорта дестинаций в первом полете цепочки и в аэропорт дестинаций при завершении сезона.
• Сплит-чартеры — есть организация перевозок, при которой на одном участке пути пассажиры летят регулярными авиалиниями, на оставшейся — чартерными. Сплит-чартеры обычно применяются на вылете из аэропорта, не имеющего обширную сеть регулярных авиарейсов, в более значительный воздушный узел, откуда пассажирам просто и удобно улетать в любые направления чартерными или регулярными линиями.
• Поли-чартерная перевозка — ее определение сродни сплитчартерам, однако ее особенность в том, что оба стыкуемых рейса, используемых в перевозке являются чартерными. В связи с этим организация поли-чартерной перевозки требует координированных действий двух туроператоров — заказчиков чартерных программ.
• Транзит-чартеры — есть чартерная перевозка, обычно организуемая несколькими, расположенными в различных регионах туроператорами (или филиалами одного туроператора), подразумевающая промежуточную посадку в третьем аэропорту с целью принятия на борт туристов, направляющихся на отдых в дестинацию рейса. Аналогично происходит и обратный полет, доставляющий туристов поочередно в два аэропорта.