Раздел 2. Природа Земли и человек




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по географии составлена на основе:

Примерных программ по учебным предметам (протокол федерального учебно – методического объединения по общему образованию от 08.04. 2015 №1(5)) география 5-9 класс.

Структура и содержание рабочей программы соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Целями изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  • формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
  • понимание особенностей взаимодействия человека и ироды на современном этапе его развития с учётом исторических факторов;
  • познание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
  • формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
  • формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
  • формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
  • формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
  • понимание закономерностей размещения населения и Территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  • всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии, как возможной области будущей практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.



Общая характеристика курса


География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Роль географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География — предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественно - и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
— комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества, основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
— целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определённым законам;
— умений ориентироваться в Пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
— умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
— предпрофильной ориентации.


Место географии в учебном плане


География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения 272, из них 34 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах. В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

 


Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. Учебное содержание курса географии в линии «Полярная сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс - география планеты, с 8 по 9 - география России.

Содержание учебника для 5—6 классов нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородности и целостности Земли, как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознать, что план и карта — выдающиеся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; о расселении людей планете, о государствах и их столицах.

Содержание учебника для 7 класса способствует углублению знаний обучающихся о природных закономерностях и о населении планеты; развитию базовых знаний страноведческого характера: о природе материков и океанов, их регионов и стран, о людях, их населяющих, о культурных традициях, особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Учебники для 8 и 9 классов посвящены изучению России, поэтому их содержание — центральное в системе географического образования, выполняющее, наряду с обучающей и воспитывающей, и идеологическую роль. Главная цель — формирование географического образа своей Родины во всём многообразии и целостности и показ взаимосвязи трёх основных компонентов — природы, населения, хозяйства.
В 8 классе даётся общий обзор, а в 9 классе изучаются географические районы.

 

На основании «Примерной ООП ООО» (протокол от 8 апреля 2015 г №1/5) внесены изменения в содержательный раздел программы в 8 и 9 классах.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ

Раздел 1. Источники географической информации

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Практические работы.1.Обозначение на карте материков и океанов.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Практические работы.

2.Топографический диктант.

3.Ориентирование при помощи компаса. Определение азимута.

Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов абсолютных высот. Разнообразие карт.
Практические работы4.Определение по карте и глобусу координат, расстояний и направлений.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

 

В связи с несоответствием материала в «География.Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. М., Просвещение. 2011.» и материала учебника географии 5 класса под редакцией А.И. Алексеева темы «Глобус» и «Географическая карта» в КТП – объединяются в одну.

Тема «Земля – планета Солнечной системы» в 5 классе изучается после темы «Развитие географических знаний о Земле»

Раздел 2. Природа Земли и человек

Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека
в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Практические работы.

5.Обозначение на карте гор и равнин, районов землетрясения и вулканов.

6.Описание по карте равнин и гор. Описание рельефа своей местности.


Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Атмосфера Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние Температуры. Изменение температуры с высотой. Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на Жизнь и деятельность человека
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой.

Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; Выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса. Человек и атмосфера Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Практические работы:1.Составление и анализ календаря погоды 2.Построение и анализ розы ветров.

Гидросфера — водная оболочка Земли. Вода на Земле. Части гидросферы Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движениё воды в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направление морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органически ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Мирового океана, меры по сохранению качества вод и органического мира. Воды суши. Реки Земли - их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование. Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность. Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Практические работы:3.Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

4. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли.

Экскурсия:1.Описание реки по плану

 

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Практические работы:5. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности


Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Практические работы: 6.Исследование механического состава почв школьного приусадебного участка

Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

 

Раздел З. Население Земли

 

Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации, с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.


Численность населения Земли, её изменение во времени. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Различные прогнозы изменения численности населения Земли.Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения, их количественные различия и географические особенности. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни. Миграции.
Практические работы. 1.Составление таблицы «Самые многочисленные страны мира»
Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения и её изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерность размещения населения мира. Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.

Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. География народов и языков. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их география.

Хозяйственная деятельность людей. Понятие о современном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география.

Городское и сельское население. Города и сельские поселения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации.

 

Раздел 4. Материки, океаны и страны

 


Современный облик Земли: планетарные географические закономерности. Материки и океаны на поверхности Земли. Происхождение материков и впадин океанов. Современное географическое положение материков и океанов. Главные черты рельефа Земли. Климатообразующие факторы и климаты. Внутренние воды суши. Зональные природные комплексы Земли. Мировой океан, его роль в жизни людей. Катастрофические явления природного характера.

Практические работы2.Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем. 3. Описание одного из климатических поясов по плану. 4.Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли 5. Установление сходства и различия материков на основе карт и рисунков учебника

Экскурсия 1: Приспособление растений и животных к природным условиям.


Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии, и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы. Историко-культурные районы мира. Памятники природного и культурного наследия человечества. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Практические работы:6.Определение координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах по 20° в.д. 7. Описание Египта по типовому плану 8. Обозначение на карте географических объектов путешествия по Австралии. 9.Описание Амазонки по плану10.Комплексная географическая характеристика стран (по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры.

 

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: