Ход урока
Отгадай загадки
Есть бумага и дрова, Ветки, хворост и трава, Спички есть, но без меня Не разжечь тебе огня. Кто я?
Что такое: Нельзя ни выпить, ни съесть, Не имеет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, Не мягкий и не твердый, Неслышимый, невидимый, но всем так необходимый?
Его не видим и не слышим, Зато мы все всегда им дышим.
Введение в тему.
- Ребята, встаньте, пожалуйста из-за своих столов и попробуйте поймать воздух.
Можем ли мы его поймать?
Подвожу детей к теме урока
- Кто-нибудь догадался, о чем мы будем говорить на уроке?
- Чем важен воздух всем обитателям Земли?
- А какой он, воздух, из чего состоит?
Давайте попробуем наметить план работы на урок.
- Важность воздуха.
- Свойства воздуха.
- Состав воздуха.
- Сделать вывод.
Информация для ознакомления
Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете еще один океан – самый большой из всех. И вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане. Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты. Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды. И этот океан называется – Воздух. А вот какой он нам и предстоит выяснить.
Изучение нового материала.
- Итак, начнём. Представьте себе такую картину:
Стоял жаркий июльский день. Малыш лежал на стоге сена и вдыхал аромат нагретой травы. Вокруг стрекотали насекомые, в небе парил сокол.
- А как летают птицы? И самолёты? – спросил Малыш. - А что такое небо? Из чего оно?
Малыш глубоко вздохнул. Пахла нагретая на солнце трава, шуршали крылья бабочек, а небо было таким голубым и ярким, что малыш зажмурился и... заснул. Мальчику снилось, что он летит. Далеко внизу осталась лужайка. Рядом кружили птицы, а потом Малыш ничего уже не видел, он быстро летел к высоким облакам. И вот он уже на большом белом облаке. Там малыш увидел надпись: «Добро пожаловать в Лабораторию чудесных превращений Воздуха!»
- Итак, куда мы попали вместе с мальчиком?
- Кто работает в лаборатории? (Учёные.)
- Вот и мы с вами будем сегодня учёными, которые изучают воздух.
Определяет цвет воздуха. Для этого нам понадобятся прозрачный стакан, прозрачная пробирка
Алгоритм:
- Убедитесь, что пробирка пустая.
- Опустите (утопите) пробирку в стакан с водой.
- Из горлышка пробирки побежали пузырьки?
- Что было в пробирке?
- О каком свойстве воздуха вы узнали? (выбери правильный ответ – воздух белый, бесцветный - прозрачный)
Определяет запах воздуха
Алгоритм:
- Понюхайте воздух.
- Чем-нибудь пахнет?
- Понюхайте апельсин. Пахнет апельсином?
- О каком свойстве запаха вы узнали? (выбери правильный ответ – воздух пахнет апельсином, без запаха)
3 группа. «Надуй меня!»
(определяют форму воздуха)
Алгоритм:
- Возьмите шарик и надуйте его (не сильно)
- Закрутите.
- Что находится внутри шарика?
- Какую форму принял воздух (круглую или квадратную)?
- Отпустите шарик, пусть полетает!
- О каком свойстве воздуха вы узнали? (выбери правильный ответ – воздух круглый, нет формы)
Физкультурная минутка.
Опыт.
Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха? Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит – жить.
Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало.
- Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород – мы все дышим кислородом.)
Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нём становится намного больше углекислого газа, который для дыхания непригоден.
Нам нужно повесить еще одну карточку, давайте выберем правильную. Воздух – это газ или жидкость?
Опыт не выполнять самостоятельно.
Смотрите, я зажигаю на блюдце бумажку. Горит? (Горит.)
А теперь закрываю её стаканом. 1,2,3... погасла. Почему?
Бумага ещё не вся сгорела, но огня не может быть без кислорода. Дышат люди, звери, птицы, и все выдыхают углекислый газ. Горит огонь – тоже забирает кислород. И углекислого газа становится всё больше и больше. Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа. Всё живое задохнулось бы, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород.
- Так что же нам нужно сделать, чтобы очистить воздух?
- Правильно, садить как можно больше растений, деревьев и ухаживать за ними! Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух. Но это на улице…
- А что происходит с воздухом у нас дома? Какой он у нас в квартире?
- Вспомните, что делает ваша мама, чтобы в квартире было всегда чисто?
В помещении нужно постоянно делать влажную уборку и убирать пыль. Пыль проникает в наши помещения через двери и окна, образуется в результате нашей деятельности. В пыли обнаружены болезнетворные грибки и бактерии, поэтому в доме необходима влажная уборка и пылесос.
Мы выполнили все задание, узнали много интересного
Проведение теста
Поставьте плюс возле правильного ответа
Цвет воздуха | Бесцветный Белый |
Запах воздуха | Пахнет апельсином Без запаха |
Форма воздуха | Круглый Нет формы |
Состояние воздуха | Газ жидкий |
Посчитайте, сколько плюсиков у вас получилось. (4 плюса- Умнички, 3 и меньше – не расстраивайтесь у вас все еще впереди)
Запишите таблицу в тетрадь с правильными ответами
19 ноября
Воздух. Свойства воздуха
Цвет воздуха | |
Запах воздуха | |
Форма воздуха | |
Состояние воздуха |