Этапы экономической науки, преднаука




Глава из учебного пособия

ИвановаН.Г. Современная политическая экономия: учеб. пособие / Н.Г. Иванова, Е.А. Драгомирова, В.А. Базжина. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. – 107 с.

РЕТРОСПЕКТИВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Этапы экономической науки, преднаука

Развитие экономической науки, как правило, представляется в виде последовательности экономических школ, исторически сменяющих друг друга. Такой исторический подход вполне оправдан тем, что дает подробное описание взглядов различных экономистов, отражающих специфику своего времени, а затем показывает их влияние на последующие экономические теории. Однако для более целостного понимания данной науки предлагается отойти от традиционного подхода и представить ретроспективу экономической мысли в зависимости от развития предмета и методов ее исследования. Предмет экономической науки чрезвычайно сложен и многообразен и прошел длительный исторический путь. Именно это не позволяет дать ему краткое и всеобъемлющее определение. Можно выделить несколько этапов в развитии предмета экономической науки: экономия, политическая экономия (политэкономия), экономикс, институционализм, современная политэкономия. Наиболее общая характеристика выделенных этапов.

1. Экономия. Первоначальный этап развития экономической науки характеризуется как экономия – совокупность знаний о домоводстве и домашнем хозяйстве. Однако мыслители древности, рассматривая отдельные экономические явления, еще не выделяли их из всей совокупности общественных процессов, потому данный этап можно считать лишь преднаучным – когда формируются исходные пункты экономической науки и появляется осознание необходимости исследования законов хозяйствования.

2. Политэкономия. На этом этапе экономика становится настоящей наукой, отдельной от других, формируется множество школ. И хотя разные школы выделяли свой предмет изучения, в целом все вопросы сводились к следующим: что такое богатство, откуда оно берется, как его распределять.

3. Экономикс. Данный этап характеризуется нарочито практической направленностью экономических знаний, исследованием различных проблем хозяйственного механизма на микро- и макроуровне, активным использованием статистико-математического аппарата.

4. Институционализм. Совокупность теорий, в которых акцентируется внимание на роли социальных институтов в экономическом развитии. Предметом исследования является система институтов, где отношения между хозяйствующими субъектами определяются не только экономическими, но и внеэкономическими факторами.

5. Современная политэкономия. Предмет исследования находится на стадии формирования: современность выдвигает обществу все новые проблемы, которые невозможно решить, используя лишь отдельные имеющиеся методы. Требуется новое осмысление человеческой деятельности в глобальной экономике.

Следует отметить, что первые три этапа имеют хронологическую последовательность. Далее этапы сосуществуют параллельно, отражая не столько хронологию развития, сколько различие в сущности – предмете и методах исследований, которых придерживаются различные группы экономических школ. Четыре обозначенных этапа, уже состоявшихся, их специфика и роль в развитии экономической науки, более подробно описаны в данной главе. Пятый – современный этап – описывается в главах 2, 6 и представляет собой авторский взгляд на дальнейшие перспективы развития экономики.

Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире, и первый этап в развитии ее предмета можно назвать этапом экономии. Ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние, как один товар обменивается на другой и т.д. Наиболее известны экономические взгляды древнегреческих ученых Ксенофонта (445-355 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Ксенофонт изложил свои воззрения в работе «Ойкономия» (от греч. οikos – дом, nomos – закон, т.е. «правила ведения хозяйства»), впервые объединив принципы организации и управления хозяйством в учение и тем самым положив начало использованию специального термина, характеризующего совокупность вопросов хозяйственной сферы. Можно констатировать, что объектом интересов античных ученых было полунатуральное рабовладельческое хозяйство, и исследование зарождающихся товарно-денежных отношений носило случайный характер.

Эпоха средневековья не внесла значительного вклада в развитие экономической науки: церковь играла в тот период исключительную роль. Обладая колоссальными богатствами и земельной собственностью, церковники оправдывали господство крепостничества. Таким образом, экономическая мысль облекалась в религиозную оболочку. Наиболее известны взгляды Фомы Аквинского (1225-1275), который рассматривал такие экономические проблемы как собственность, торговля, справедливая цена, процент.

В целом можно сказать, что в период античности и средневековья экономические явления еще не выделились из всей суммы общественных процессов, и воззрения того времени образовали лишь исходные пункты экономической науки: необходимость исследования законов хозяйствования и пути увеличения богатства. Потому данный этап – этап экономии – можно охарактеризовать как преднаучный. Его предметом исследования являются отдельные вопросы хозяйственной жизни, отражающие в большей степени интересы господствующих слоев, логически не построенные в единую систему.

 

Политэкономия

На следующем этапе, начиная с XV-XVI вв., который можно назвать этапом политической экономии, экономика формировалась как систематизированное знание, как наука. Множество научных школ и отдельных представителей объединил единый предмет исследования. Основной вопрос, который тогда интересовал экономистов, - почему одни страны богатые, а другие бедные, в чем заключается богатство, откуда оно берется? Экономика становилась наукой о богатстве. Здесь необходимо рассмотреть некоторые экономические учения, которые внесли наиболее существенный вклад в развитие предмета исследования.

Первой школой экономической науки был меркантилизм (XV-XVII вв.). Меркантилисты формой общественного богатства считали золото и серебро, а основным его источником – внешнюю торговлю. Они выступали за поощрение экспорта (в первую очередь, готовой продукции) и развитие производства внутри страны за счет импорта дешевого сырья (в основном из стран-колоний); отстаивали идеи активного государственного вмешательства в экономику, развития отечественной промышленности и транспортных сетей, освоения новых территорий и проведения политики протекционизма. Таким образом, меркантилисты представляли интересы торгового капитала и выражали, прежде всего, экономическую политику государства. Особое значение данной школы состоит в том, что ее представители начали исследование товарно-денежных отношений. Среди наиболее известных представителей данного учения следует назвать Томаса Мана (Мэна) (1571-1641), Жан-Батиста Кольбера (1619-1683), Антуана Монкретьена (1575-1621). Особого внимания заслуживает появление термина «политическая экономия» (от греч. politikós – государственный, общественный, т.е. «общественное хозяйство»), который в дальнейшем надолго стал названием экономической науки в целом: в 1615 г. во Франции вышел «Трактат политической экономии» Антуана Монкретьена, посвященный проблемам развития промышленности и создания национального хозяйства. Впервые экономика страны стала рассматриваться как целостный объект, для которого существуют свои правила управления. Таким образом, экономия превратилась в политическую экономию, то есть произошел переход от уровня отдельных вопросов хозяйствования к уровню общественного хозяйства.

Следующий шаг в развитии экономики связан с физиократической школой (от греч. physis – природа, krateo – власть, т.е. «власть природы»). Основными представителями этой школы являются Франсуа Кенэ (1694-1774), Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781). Физиократы произвели переход исследования от сферы торговли к производству, однако сфера производства у них была ограничена лишь сельским хозяйством, в котором они и видели источник богатства нации. Вершиной физиократического учения является первая «макроэкономическая» модель – «Экономическая таблица» Ф. Кенэ (1758 г.), в которой была предпринята первая попытка анализа воспроизводства общественного капитала.

Идеи физиократов были развиты и углублены представителями английской классической политэкономии (XVII-XIX вв.). Классики выявили значение труда как источника богатства общества и меры ценности всех товаров; доказали, что экономика регулируется рынком и имеет свои законы, которые объективны; впервые дали систематическое изложение экономической теории как единой целостной научной дисциплины. Огромный вклад в развитие экономической науки внесли: ранние политэкономы Уильям Петти (1623-1687), Пьер Буагильбер (1646-1714), основатель классической политэкономии – шотландский экономист Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), Джон Стюарт Милль (1806-1873). Теория стоимости, теория заработной платы, теория ренты, теория процента и теория прибыли впервые были увязаны в единую логическую систему, надолго ставшую основным содержанием учебных курсов по политической экономии. Считается, что именно с этой школы экономика превратилась из разрозненных знаний в науку.

Указанные экономические школы имеют достаточно четко выраженную хронологическую последовательность. Однако параллельно с ними развивались и другие учения. Так, в период позднего средневековья (XVI-XVII вв.) формировались западные утопические теории. Основоположниками утопического социализма являются Томас Мор (1478-1532) («Утопия», 1516 г.) и Томмазо Кампанелла (1568-1639) («Город Солнца», 1623 г.). Их идеи позднее продолжили Шарль Фурье (1772-1837), Клод Анри Сен-Симон (1760-1825), Роберт Оуэн (1771-1858). Предмет науки представители данного направления видели в построении идеальной модели общественного устройства и справедливого распределения богатства, устранении социального неравенства и частной собственности. Реальная практика доказала несостоятельность утопических идей. Однако в силу своей социальной и моральной привлекательности они имели множество приверженцев.

В середине XIX века в Европе, которая переживала глубокий социально-экономический кризис, классическая доктрина государственного невмешательства не оправдала себя, и многие ученые-экономисты стали более серьезно относиться к социалистическим идеям. На экономическое учение Карла Маркса (1818-1883), позднее получившее название марксизма, оказали воздействие немецкая классическая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм. Сконструированная им экономическая теория продолжила и развила теорию трудовой стоимости (начатую классической школой): всякий продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Решение этого противоречия марксисты видели в социалистической революции и ликвидации частной собственности. Учение Маркса об общественно-экономических формациях и причинах их смены позволило рассматривать историю человечества в виде логической схемы, а не хаоса фактов. Впервые капитализм был исследован как единая система законов и категорий.

Рассмотренные экономические школы сконцентрировали свое внимание на изучении объективно действующих экономических законов, пытаясь познать сущность экономических процессов.

 

Экономикс

Термин «экономикс» (economics) был введен А. Маршаллом («Принципы экономической науки (экономикс)», 1890 г.) для обозначения экономики как науки взамен применявшегося в то время термина «политическая экономия», что придало ее названию большую практическую направленность. В контексте данного пособия экономикс рассматривается как совокупность экономических учений и школ, предметом исследования которых являются различные проблемы хозяйственного механизма на микро- и макроуровне, процессы, происходящие в сферах производства, распределения, обмена и потребления. Экономисты и поныне исследуют их последствия для физических лиц, организаций и общества в целом. Методологически отличительной чертой данного этапа развития экономической науки явилось усиление роли математики и построение моделей экономических процессов.

Экономикс, несмотря на то, что сам термин появился позже, начался с теории маржиналистов. Наиболее яркие представители маржинализма – Карл Менгер (1840-1921), Леон Вальрас (1834-1910), Уильям Стэнли Джевонс (1835-1882), Джон Бейтс Кларк (1847-1938). Предмет экономики они видели в исследовании поведения отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения. Если экономисты классической школы ставили во главу угла экономической науки объективную трудовую стоимость, то маржиналисты счи­тали основной экономической категорией полезность. Полезность субъективна, но, по их мнению, именно она формирует цены, так как определяет индивидуальный, а значит, и рыночный спрос. Таким образом, маржиналистами было положено начало изучения сферы потребления. Свое название данное направление взяло от основного применявшегося метода – предельного анализа (от англ. marginal – предельный, последний). К заслугам данного учения стоит отнести то, что, начиная с них, произошел переход к точному анализу функциональных зависимостей (функции спроса, предложения, затрат, полезности и т.д.), позволивший делать гораздо более точные заключения о поведении потребителей и фирм и рыночном равновесии.

Следующий важный шаг в развитии экономической науки – неоклассическое направление (конец XIX в.), основоположником которого считают Альфреда Маршалла (1842-1924). Неоклассики являются последователями классиков и маржиналистов. У классиков неоклассики переняли приверженность принципам экономического либерализма и невмешательства государства в экономику. Они рассматривали экономику как саморегулирующийся механизм, который сам приводит к равновесию между предложением и спросом, производством и потреблением. У маржиналистов они заимствовали методы предельного анализа и теорию полезности.

Опираясь на учения указанных предшественников, представители неоклассического направления сформулировали субъективную теорию стоимости и теорию равновесия. Экономическое хозяйство представляется ими как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. При этом, в отличие от предшественников, неоклассики не сделали акцент на издержках (как это делали классики) или полезности (как это делали маржиналисты), а считали цену порождением двух факторов: объективного (издержек производителя) и субъективного (оценок потребителя – полезности). Данный подход в итоге воплотился в модели рыночного равновесия, в которой цена определяется пересечением кривых спроса и предложения.

Таким образом, в рамках целостной теории неоклассики интегрировали две противоположные концепции цены: классическую объективную теорию издержек и маржиналистскую субъективную теорию полезности, создав субъективную теорию стоимости и равновесия. Неоклассики отошли от изучения объективно действующих законов, сконцентрировав внимание на изучении внешних форм проявления этих законов: взаимодействии спроса и предложения, ценообразовании. Неоклассическое направление составляет основу современной микроэкономики.

До 1930-х годов в экономической науке главенствовали два основных направления: политическая экономия, которая пыталась постигнуть сущность экономических явлений, и неоклассика, которая имела в своем распоряжении только микроэкономический инструментарий. Великая депрессия (экономический кризис 1929-1933 гг.) выявила новые теоретические проблемы экономической науки – проблемы макроэкономического уровня. Следующие две школы – кейнсианство и монетаризм, появившиеся уже в XX веке, также можно отнести к этапу экономикса. Основная заслуга данных школ состоит в том, что с них началось использование макроэкономического анализа.

Основой для новой теории, в которой нуждалось общество, явился труд Джона Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Анализируя действие рыночного механизма, Кейнс (1883-1946) пришел к следующему выводу: хотя такие негативные явления как кризисы, инфляция, безработица, монополизация внутренне и присущи рынку, и рыночный механизм сам может справиться с этими явлениями, однако потери общества при этом велики, и, чтобы их минимизировать, требуется государственное вмешательство. Необходимость государственного воздействия на экономические процессы – один из основных кейнсианских постулатов. Циклическое развитие экономики (спад, оживление, подъем) Кейнс объяснил не объективными законами, а психологией людей, их стремлением по мере дохода больше сберегать, чем потреблять, результатом чего становится уменьшение эффективного спроса, которое приводит к замедлению темпов роста и занятости. Задача государства состоит в том, чтобы активизировать сберегаемую часть национального дохода и заставить работать (превратить в инвестиции). В качестве рычагов государственного регулирования рыночной экономики Кейнс назвал фискальную (бюджетно-налоговую) и монетарную (кредитно-денежную) политики.

Монетаристы выявили связь между темпами развития экономики и динамикой количества денег в обращении и, считая основным инструментом государства монетарную политику, отстаивали, что вмешательство государства в экономику должно ограничиваться контролем над денежной массой. Регулируя количество денег в обращении, государство может влиять на основные экономические параметры: темпы экономического роста, безработицу, уровень цен. Направление монетаризма обычно противопоставляется кейнсианству в силу иного взгляда на проблемы государственного регулирования экономики. Однако в развитии предмета экономической науки эти школы можно поставить рядом: монетаристы, во главе с основоположником Милтоном Фридменом (1912-2006), продолжили исследование макроэкономических проблем.

Теорией, наиболее полно выразившей этап экономикса, представляется теория неоклассического синтеза. Представители данной школы – Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэльсон (1915-2009). Эта теория фактически воплотила в себе все существующие направления экономикса, явила собой синтез микро- и макроэкономического разделов. Неоклассический синтез выявил взаимосвязь и неразрывность микро- и макроэкономики; обосновал необходимость эффективного воздействия государства на рынок как единого целого при соблюдении свободы поведения производителя и потребителя; доказал, что в части государственного вмешательства в зависимости от развития экономики должны использоваться либо кейнсианские рекомендации, либо монетаристские. Во второй половине ХХ в. именно это учение является мэйнстримом в экономической науке и, как правило, составляет содержание современной экономической дисциплины.

 

Институционализм

В конце XIX века наряду с базовым направлением экономической мысли – политэкономией – и активизирующимся экономиксом, сформировалось новое направление – институционализм. В то время важную роль в экономике развитых стран помимо рыночной конкуренции стали играть государство, профсоюзы, монополии, политические партии и т.д. Новая теория предложила изучать экономические процессы с учетом этих явлений. Институционализм – направление исследований, рассматривающих экономическую организацию общества как комплекс различных экономических и социальных институтов. Под институтом понимается привычный способ осуществления общественной жизни, общественный обычай. Данное понятие может иметь широкую трактовку – это и государство, и корпорация, и профсоюз, и конкуренция, и монополия, и налоги, и юридические нормы, и устойчивый образ мышления и т.д. Суть институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ все сопутствующие им институты, то есть учитывать неэкономические факторы.

Виднейшие представители раннего институционализма – Торстейн Веблен (1857-1929), Джон Коммонс (1862-1945), Уэсли Митчелл (1874-1948). Они сформировали основные направления данного течения: социально-психологическое (Веблен связал основу экономики с действием психологического фактора), социально-правовое (Коммонс сделал упор на правовые категории и юридические учреждения), институционально-статистическое (Митчелл исследовал методы ослабления экономических кризисов, сформулировал теорию регулируемого капитализма).

Во многом направление институционализма стало оппозиционным, как по отношению к политэкономии, так и к экономиксу. Его отличия от политэкономического направления проявляются в следующем:

· институционалисты не стремились проникнуть в сущностные, глубинные связи явлений, изучаемые политэкономией, что свидетельствует о достаточно поверхностном подходе. Экономическая наука, по их мнению, должна не только познать экономическое явление, но и представить возможные пути его решения;

· институционализм считает равноправными и взаимосвязанными экономику, науку, культуру, политику. Классическая же политическая экономия рассматривает экономику в качестве основы или «базиса» остальных сфер.

Основные отличия институционализма от экономикса:

· для экономикса первичными являются интересы индивида, для институционалистов – интересы общества, поведение же отдельных субъектов предопределяется ситуацией в экономике в целом, их цели и предпочтения формируются обществом;

· институционалисты, у которых проявляется стремление опираться на реальные процессы, критиковали неоклассическую теорию за ее излишнюю абстрактность, упрощенное понимание человека;

· институционалисты исследуют экономику как составную часть / элемент социальной системы, в то время как маржиналисты изучают ее «в чистом виде», без выделения социальных аспектов;

· институционалисты отвергают основной принцип экономикса – модель рационального выбора в условиях имеющихся ограничений. Хозяйствующие субъекты, по их мнению, руководствуются в своем поведении не задачей оптимизации какой-либо целевой функции, а различными «привычками» (приобретенными правилами поведения) и социальными нормами.

Методология институционалистов также отлична от политэкономии и экономикса: в своих исследованиях они опираются на описательно-статистический метод, использование исторического опыта, логики, впервые применяют междисциплинарный подход.

В середине ХХ века произошел новый виток развития: появилось неоинституциональное направление. Его родоначальником считают Рональда Коуза (1910-2013).

Неоинституционализм является учением, основанном на противоречии. Базовой категорией в нем остается социальный институт. Поэтому неоинституционалисты продолжили исследование данных институтов, чем сохранили традиции институционалистов. Однако если «старые» институционалисты применяли междисциплинарный подход к объяснению экономических проблем, то неоинституционалисты, напротив, стали изучать политические, правовые, социальные проблемы с помощью категорий экономической теории. Причем для их исследования применялись методы неоклассического направления (экономикса). Например, к изучению таких явлений, как образование, охрана здоровья, брак, преступность, выборы и др., предлагается использовать понятия, традиционные для неоклассической теории: максимизация, равновесие, эффективность. Таким образом, противостояние старого институционализма и экономикса переросло в некий их синтез.

На неоинституциональном подходе базируется целый ряд теорий, таких как теория прав собственности, трансакционных издержек и фирмы (Р. Коуз), теория организаций (О. Уильямсон), новая экономическая история (Д. Норт и др.), теория общественного выбора (Дж. Бьюкенен и др.).

В целом направление институционализма, включая различные его учения, остается актуальным по сегодняшний день. Несмотря на длительный исторический путь развития данного направления, методологическая и теоретическая основа до сих пор претерпевает изменения.

В данной главе был рассмотрен ряд учений и экономических школ преднаучного и политэкономического этапа, а также этапов экономикса и институционализма. Несомненно, они не являются абсолютными и единственными: не умаляя достоинств и заслуг других школ, следует отметить, что именно указанные сыграли наиболее важную роль в развитии предмета экономической науки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: