Прежде чем исследовать понятие «охрана труда», стоит обратить внимание на такое понятие как труд, поскольку оно является основным. Без труда не было бы его «охраны». Труд - это целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на создание материальных благ, которые необходимы для удовлетворения его собственных потребностей. С физиологической точки зрения труд - это расходование человеком физической и умственной энергии.
Для человека труд является не только необходимостью, но и потребностью. А. П. Чехов говорил: «Человек должен трудиться, работать в поте лица, кем бы он ни был, и в этом заключается смысл и цель его жизни». Известно также высказывание А. Бебеля о том, что «без труда общество не может существовать».
Отсюда, можем сделать вывод, что труд является обязательным условием жизни человека и всего общества. При определенных условиях, когда на человека в процессе труда влияют вредные или опасные факторы, могут проявляться отрицательные последствия труда. Вот поэтому понятие «работа» и «охрана труда» являются сопутствующими.
Основную цель охраны труда можно выразить следующей формулой:
ОП = ЗТПЗ + СБНУП + ОЗП + ППП + ПАС (1.1)
где ЗТПЗ - предотвращение травматизма и профессиональных заболеваний; СБНУП - создание безопасных и безвредных условий труда; ОЗП - сохранение здоровья и трудоспособности; ППП - повышение производительности труда; ПАС - предупреждение аварийных ситуаций.
Охрана труда - это система организационно-технических, социально-экономических, правовых, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Большая часть населения так или иначе связано с отраслью образования. Около трех миллионов граждан РФ работает в учреждениях образования различных типов. Более 4,6 млн. дошкольников, около 15 млн. школьников, более 10 млн. учащихся и студентов, которые получают профессиональное образование, ежедневно, кроме выходных дней и каникул, посещают детские сады, школы, лицеи, техникумы, институты и университеты, учреждения дополнительного образования детей и взрослых. Родители воспитанников и учащихся хотят быть уверены в том, что их дети вернутся домой здоровыми и невредимыми. Проблема охраны труда и обеспечения безопасности является важной для любого государства. Эта проблема непосредственно связана с самыми разными сферами жизнедеятельности, включая и систему образования. Учебные и воспитательные процессы, присутствие в учреждениях образования и за их пределами, организация досуга и оздоровления, в большинстве случаев обеспечение комфортных бытовых условий проживания, проезда до места учебы и обратно определенным образом связаны с понятиями безопасности.
Охрана труда в отрасли образования - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников и учащихся в процессе трудовой деятельности и учебного процесса, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия.
Любое учреждение образования должно быть безопасно и комфортно. При этом руководство организации должно придерживаться следующих направлений:
- охрана жизни и здоровья сотрудников и учащихся, организация их медицинского обслуживания;
- безопасность устройств и последующая эксплуатация учебно-производственного оборудования;
- безопасность здания и всего инженерного оборудования;
- рациональная и комфортная организация учебно-воспитательного и производственного процесса;
- выполнение требований законодательных и нормативных актов по созданию здоровых и безопасных условий труда, образовательного и воспитательного процесса;
- организация профилактической работы по предупреждению травматизма.
Одним из функциональных составляющих организационных мероприятий является планирование работ по охране труда. Планирование производится на основе законов и нормативно-правовых актов (СНиПов, ГОСТов, и др.), директивных планов.
Приоритетной задачей организации охраны труда в учреждении образования является четкое дегелирование функциональных обязанностей и полномочий работников, которые занимаются обеспечением безопасности труда и учебы.
Для хорошей организации системы охраны труда в учреждении образования разрабатываются методики, программы и инструкции по охране труда.
Для четкой координации работ по охране труда в учреждении образования, администратор высшего звена назначает одного из своих заместителей ответственным за охрану труда в организации. Ответственный осуществляет оперативный контроль за состоянием охраны труда и подготавливает распорядительные документы (приказы, инструкции).
Одним из главных направлений в системе организации охраны труда в учреждении образования является контроль за состоянием ОТ и ТБ. Контроль осуществляет директор (ректор, декан, заведующий) учреждения образования, а также профсоюзный комитет состоящий из представителей трудового коллектива.
Система организации ОТ и ТБ по всем направлениям регламентируется законодательными и нормативно-правовыми актами (Кодексами РФ, Федеральными законами, Указами Президента, постановлениями правительства, ГОСТами, СНиПами).
Основные мероприятия по охране труда в образовательных учреждениях.
Каждое образовательное учреждение регулярно проходит проверки по выполнению требований охраны труда. Каждый год должна проводиться паспортизация санитарно-технического состояния здания, а в конце учебного года подлежат осмотру кабинеты. Также обследуются спортивные снаряды и устройства (при их наличии). В зависимости от вида проверки, после ее проведения составляются акты-приемки, акты-разрешения или акты испытания.
Для того чтобы охрана труда в образовательной организации была обеспечена в полной мере, необходимо проводить такие мероприятия:
- проводить обучающие лекции для персонала, обучающихся с задействованием руководства учреждения и местных исполнительных властей, по вопросам улучшения охраны труда;
- оповещать педагогический коллектив и учащихся о достижениях науки и техники в сфере охраны труда;
- посещать специализированные выставки, организовывать различные конкурсы и т. д.
Наука и образование требуют к себе повышенного внимания, так как от них часто зависит человеческая жизнь, поэтому обеспечивать наиболее благоприятные условия труда сотрудникам образовательных организаций и учащимся – это одна из первостепенных задач охраны труда государства.