В последние годы Правительство РФ предприняло ряд важных шагов по реорганизации бюджетного процесса в рамках обширной реформы всего государственного управления. Улучшилось налоговое планирование, достигнута стабильность государственной финансовой системы. Началась работа по соотнесению планируемых расходов с приоритетными направлениями государственной политики, нацеленная на перенос акцента с контроля над затратами на достижение поставленных экономических и социальных целей [21, с. 12].
Одним из направлений бюджетной реформы в России является совершенствование бюджетного процесса на основе внедрения среднесрочного планирования и использования бюджетирования, ориентированного на результат [17, с. 69]. Задаче диверсификации экономики посвящен новый трехлетний бюджет РФ, который можно назвать бюджетом долгосрочной стабильности и предсказуемости, бюджетом диверсификации экономики. В Бюджетном послании Президента России Федеральному Собранию, в котором подводится итог предыдущих лет и задается курс на ближайшие три года и более долгосрочный период, отмечен ряд важнейших задач. Это превращение федерального бюджета в важнейший и эффективный инструмент макроэкономического регулирования. Снижение инфляции до 3-4% и удержание более стабильного курса рубля - важнейшие фундаментальные показатели российской экономики [13, с. 4].
Формирование бюджетного законодательства РФ как специфической отрасли права началось в 90-е г.г. прошлого века. Продолжается оно и сейчас - на нынешнем этапе бюджетной реформы, отличающейся тем, что объектом реформирования выступают одновременно и бюджетная система РФ, и бюджетный сектор экономики, преобразования в котором должны осуществляться одновременно и синхронно с изменениями в механизмах функционирования бюджетной системы РФ. Именно бюджетное законодательство призвано регламентировать не только процессы формирования и порядок распределения бюджетных средств в рамках бюджетной системы страны, но и механизм расходования полученных средств в границах бюджетного сектора экономики, причем вне зависимости от того, к какой конкретной отрасли экономики относится бюджетополучатель и в какой конкретной организационно-правовой форме он функционирует [16, с. 3].
|
Важными направлениями совершенствования бюджетного законодательства является разработка и принятие нормативных актов, регламентирующих порядок оценки эффективности бюджетных расходов и процедуры контроля за эффективностью затрат. Создание нормативно-правовой базы, позволяющей оценивать и контролировать эффективность государственных расходов, имеет огромное значение. Оно определяется тем, что:
- во-первых, бюджетный сектор занимает высокий удельный вес в составе российской экономики, причем бюджетные расходы постоянно увеличиваются;
- во-вторых, в настоящее время ведется активный поиск наиболее результативных методов реформирования государственных расходов в целях нахождения наиболее эффективных форм финансирования бюджетных затрат [16, с. 9].
Необходимо отметить, что одной из задач правового и методологического обеспечения бюджетного процесса является повышение эффективности формирования и расходования бюджетных средств в интересах общества, т.е. получение наибольшего объема общественных благ в условиях ограниченности финансовых ресурсов, консолидируемых в бюджете. Это предполагает выполнение, по крайней мере, трех основных условий:
|
формирование перечня мероприятий, финансируемых из бюджета, в соответствии со степенью их полезности (востребованности обществом);
предотвращение расходов, сверх минимально необходимых для выполнения мероприятий, финансируемых из бюджета;
наличие эффективной системы общественного контроля и воздействия на субъекты, принимающие решения в рамках бюджетного процесса [20, с. 16].
Совершенствование порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета - это одно из основных направлений деятельности Федерального казначейства, в рамках которого в последние годы происходят заметные изменения, связанные с разработкой и внедрением в существующую практику работы элементов управления ликвидностью единого счета федерального бюджета.
В 2004 г. Правительством РФ утверждена Концепция реформирования бюджетного процесса РФ, направленная на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами бюджетов бюджетной системы РФ. В рамках реализации задач концепции по обеспечению безусловного исполнения денежных обязательств следует совершенствовать процессы и процедуры управления денежными средствами и перейти к управлению ликвидностью единого счета федерального бюджета.
В настоящее время складываются благоприятные условия для совершенствования казначейских технологий, направленных на повышение эффективности управления государственными финансовыми ресурсами. В результате проводимой бюджетной политики активно развивается бюджетное законодательство, и бюджет государства в последние несколько лет исполняется с профицитом, что обеспечивает необходимое для исполнения бюджета наличие средств на едином счете федерального бюджета.
|
Однако изменения, происходящие в бюджетном процессе, такие как принятие федерального бюджета на трехлетний период, сбалансированность доходов и расходов бюджета, полное покрытие профицита исполнения бюджета к 2010 г., значительно повышает актуальность проблемы обеспечения безусловного исполнения денежных обязательств федерального бюджета по мере наступления сроков платежей по ним.
В этой связи перед Федеральным казначейством стоит задача в течение сравнительно небольшого временного периода создать механизм, реализующий безусловное исполнение денежных обязательств федерального бюджета и обеспечение координации управления операциями в рамках исполнения федерального бюджета с управлением ликвидностью единого счета федерального бюджета [18, с. 27].
Если раньше нужно было навести элементарный порядок в бюджетном хозяйстве, то в настоящее время необходимо новое качество управления общественными финансами. Надо работать над определением цели и оценкой результатов расходования бюджетных средств, создавать системы мониторинга, внутреннего аудита, научиться сравнивать финансовое положение с положением публично-правовых образований и учреждений аналогичных структур, существующих в коммерческом секторе. Это - совсем другой подход. Все больше следует анализировать положительный опыт управления финансами, выработанный коммерческим сектором, и применять этот передовой опыт в сфере публичных финансов [15, с. 5]
Минфин России со своей стороны будет проводить мониторинг финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. Уже издан приказ об этом и в первом квартале 2008 года такой мониторинг был проведён. По этой оценке, в том числе, были приняты решения о наделении или ненаделении дополнительными правами главного распорядителя, по качеству финансового менеджмента было вынесено суждение о работе соответствующих финансовых подразделений министерств и ведомств [15, с. 7].
В результате проводимой бюджетной политики активно развивается бюджетное законодательство, и бюджет государства в последние несколько лет исполняется с профицитом, что обеспечивает необходимое для исполнения бюджета наличие средств на едином счете федерального бюджета.
Однако изменения, происходящие в бюджетном процессе, такие как принятие федерального бюджета на трехлетний период, сбалансированность доходов и расходов бюджета, полное покрытие профицита исполнения бюджета к 2010 г., значительно повышает актуальность проблемы обеспечения безусловного исполнения денежных обязательств федерального бюджета по мере наступления сроков платежей по ним.
В этой связи перед Федеральным казначейством стоит задача в течение сравнительно небольшого временного периода создать механизм, реализующий безусловное исполнение денежных обязательств федерального бюджета и обеспечение координации управления операциями в рамках исполнения федерального бюджета с управлением ликвидностью единого счета федерального бюджета [18, с. 27].
Если раньше нужно было навести элементарный порядок в бюджетном хозяйстве, то в настоящее время необходимо новое качество управления общественными финансами. Надо работать над определением цели и оценкой результатов расходования бюджетных средств, создавать системы мониторинга, внутреннего аудита, научиться сравнивать финансовое положение с положением публично-правовых образований и учреждений аналогичных структур, существующих в коммерческом секторе. Это - совсем другой подход. Все больше следует анализировать положительный опыт управления финансами, выработанный коммерческим сектором, и применять этот передовой опыт в сфере публичных финансов [15, с. 5]
Заключение
Создание правовой базы для оценки и контроля эффективности бюджетных расходов относится к числу наиболее трудных и сложных задач в области нормотворческой деятельности, поскольку разработчикам нормативно-правовых актов приходится идти почти по целине. Дело в том, что сама работа по повышению эффективности государственных расходов развернулась в России в начале нового тысячелетия. В 2002 г. были приняты важные решения о реструктуризации бюджетного сектора экономики и переходе на новые методы финансового планирования, ориентированного на результат, а также о среднесрочном планировании. В 2004 г. было принято постановление Правительства РФ «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», которым была утверждена Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг. Эта концепция направлена на повышение эффективности бюджетных расходов, которая должна определяться посредством достижения конкретных результатов [16, с. 9].
В условиях перехода к рынку, Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными средствами. В основу концепции закладываются три основных блока задач:
сформировать четкие правила разработки и исполнения бюджета с максимально возможной детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета;
определить наиболее приемлемые для национальных и региональных условий формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот; создать полноценный информационно - аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе, чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета;
повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.
Первая группа задач реализуется уже сейчас. Одним из важнейших и сложнейших направлений совершенствования управления бюджетными ресурсами является внедрение элементов казначейского метода исполнения бюджета.
24 марта 2009 г. в Москве прошло собрание Сообщества финансистов России (СФР), на котором были обсуждены актуальные проблемы бюджетного процесса в РФ. Наибольшее внимание членами СФР было уделено проекту федерального закона «О внесении изменений в бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ». В связи с возможными техническими трудностями реализации ряда новаций новой редакции БК РФ решено считать 2009 год переходным. До конца текущего года технические, организационные и прочие проблемы должны быть разрешены, чтобы к началу следующего года новации могли быть реализованы в полной мере [24, с. 14].
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года // Текст опубликован в правовой системе «Консультант» с изменениями и дополнениями
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федер. Закон Российской Федерации от 17.07.1998г № 145-ФЗ // Текст опубликован в правовой системе «Консультант» с изменениями и дополнениями
3. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета). Приложение к Приказу Минфина РФ от 22 ноября 2007г. N114н
4. О Правительстве РФ: Фед. конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ
5. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ президента РФ от 9марта2004г., № 314
6. О Счетной палате Российской Федерации: Федер. Закон Российской Федерации от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ // Текст опубликован в правовой системе «Консультант» с изменениями и дополнениями
7. О Федеральном казначействе Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 703 // Текст опубликован в правовой системе «Консультант» с изменениями и дополнениями
. О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2006 г. № 503 // Текст опубликован в правовой системе «Консультант» с изменениями и дополнениями
9. О Центральном банке РФ: Федер. Закон Российской Федерации от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ
. Акперов И.Г., Коноплева И.А., Головач С.П. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учебное пособие. - Москва, 2006
11. Завьялов Д.Ю. Тенденции трансформации бюджетной системы / Финансы. - 2008. - № 6
. Крылов Г.З. Некоторые вопросы совершенствования бюджетного кодекса / Финансы. - 2007. - № 7
. Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет - бюджет диверсификации экономики / Финансы. - 2007. - № 4
. Мехтиярова Е.В. Об отдельных вопросах исполнения федерального бюджета в 2008 году / Мехтиярова Е.В. / Советник бухгалтера: - №2 2007 год
. Нестеренко Т.Г. Этапы бюджетной реформы / Финансы и бюджет: проблемы и решения. - 2008. - №2
. Родионова В.М. Совершенствование бюджетного законодательства - необходимое условие осуществления преобразований в бюджетной сфере России / Финансы и кредит. - 2006. - № 2
. Сабитова Н.М. К вопросу о реформировании бюджетного процесса в РФ / Финансы и кредит. - 2006. - № 6
. Садыгов Ф.К. Совершенствование порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета / Финансы и кредит. - 2008. - № 35
. Терентьева Н.А. Взаимодействие территориальных органов Федерального казначейства и финансовых органов при исполнении бюджетов / Терентьева Н.А. /Бино: бюджетные учреждения: - № 10 2007 год
. Чичелев М.Е. О дальнейшем совершенствовании бюджетного процесса / Финансы. - 2008. - № 2
21. Придачук М.П., Бутенко Е.А. Бюджетная реформа в Российской Федерации: достигнутые успехи и полученный опыт / Финансы и кредит. - 2008. - № 13
22. Тюнина С.В., Шамьюнов М.М. Профессиональный взгляд на новый бюджетный кодекс / Финансы. - 2009. - № 8
. Реформирование бюджетного процесса, статья / Финансы. - 2007. - №1
. Совершенствовать все звенья бюджетной системы, статья / Финансы. - 2009. - № 4
25. Ампилов А.Е. О дальнейшем совершенствовании бюджетного процесса / Финансы. - 2008. - № 2
26. Тюрихина А.В. Об отдельных вопросах исполнения федерального бюджета в 2009 году / Мехтиярова Е.В. / Советник бухгалтера: - №2 2008 год