Регионализация в современном мире




ТУРИСТCКОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ РОССИИ

(ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

 

 

 

Издательство АлтГУ

 

Барнаул 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ГЛАВА 1. РЕГИОНОВЕДЕНИЕ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1.1 Регионализация в современном мире.

1.2 Регионализация в России

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ТУРИСТСКОГО РЕГИОНОВЕДЕНИЯ

2.1 Основные понятия

2.2 Районирование в туризме

2.3 Регионообразующие факторы в туризме

2.4 Региональная политика, развитие и туризм

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

ГЛАВА 3. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ

3.1 Предпосылки развития туризма в России

3.1.1 Природные предпосылки развития туризма в России

3.1.2 Социально-экономические предпосылки развития туризма в России

3.1.3 Туристская инфраструктура России

3.2. Основные виды туризма и рекреации в России

 

3.2.1 Культурно-познавательный туризм

3.2.2 Экологический туризм

3.2.3 Спортивный и экстремальный туризм

3.2.4 Бальнеология

3.2.5 Социальный туризм

3.2.6 Бизнес-туризм

3.2.7 Морские и речные круизы

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ГЛАВА 1. РЕГИОНОВЕДЕНИЕ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

Регионализация в современном мире

 

В современном мире отчетливо проявляются две тенденции: глобализации и регионализации. Глобализация обнаруживает себя в формировании единого экономического, политического и информационного пространства. Усиление процессов глобализации идет под влиянием, прежде всего стран, развивающихся на постиндустриальной основе. Глобализация обусловлена потребностями развитых стран экспортировать новые технологии и знания, а развивающихся стран — природные ресурсы и промышленные товары; неимоверным расширением возможностей обмена товарами и информацией; стремительным ростом объемов международной торговли и гигантских потоков капитала, свободно перемещающегося по планете; развитием всемирных коммуникационных сетей и взаимопроникновением социокультурных систем.

Другой тенденцией развития современного мира является регионализация как интеграции локальных сообществ и стремление их к самостоятельности. Регионализация проявляется в расширении границ между территориально-социальными комплексами, сохранении культурных различий этносов и других социальных групп, усилении чувства их исключительности, возникновении самодостаточных экономических и политических образований.

Региональная граница защищает социальную исключительность всякого сообщества от вторжений и разрушений со стороны «других», ограждает сообщество от массированного проникновения стандартных форм и технологий организации социальной жизни. Другими словами региональная граница есть утверждение того факта, что человечеству свойственно многообразие форм жизнедеятельности, которые не могут и не должны быть стандартизированы. Таким образом, наличие региональной дифференциации общества является неотъемлемым условием его сохранения и жизнедеятельности. Поэтому регионализация присуща всем типам современных обществ, независимо от их размеров, уровня развития, особенностей политических структур.

В настоящее время процессы регионализации развиваются на двух уровнях:

А) Макроуровень. На этом уровне регионализация проявляется:

1. В стремлении локальных цивилизаций оградить себя от экспансии других цивилизаций извне. Это ведет к «столкновению цивилизаций», что, по мнению С.П. Хантингтона, станет основной проблемой грядущего мироустройства;

2. Регионализация на макроуровне проявляется в том, что государства, развивающиеся на постиндустриальной основе, являясь инициаторами «глобализма», сами стали на путь регионализации, все более явно образуя замкнутую и самодостаточную систему. Об этом свидетельствует, в частности, замыкание торговых и инвестиционных потоков в пределах постиндустриальной системы, ужесточение иммиграционной политики на Западе, его растущая устойчивость к сотрясающим периферию хозяйственным кризисам (В.Л. Иноземцев). Поэтому западные страны, максимизировав производственные результаты на основе самовозрастания накопленного интеллектуального капитала и обеспечив себе абсолютное превосходство над аграрно-индустриальным миром, сегодня как никогда ранее заинтересованы в сохранении и поддержании собственной стабильности и автаркии.

Б) Мезоуровень. На этом уровне регионализация, обнаруживается в стремлении к интеграции отдельных территорий, входящих в состав различных государств. Так, в современной Западной Европе идет процесс преобразования ее облика. На смену Европе национальных государств идет Европа регионов. В конце 1996 г. более 300 европейских регионов с различной территорией, политико-административным устройством, представляющих интересы свыше 400 млн. своих граждан приняли Декларацию о регионализме в Европе. Инициатором принятия этой Декларации была ассамблея регионов Европы, которая в своей программе действий стремится к дальнейшей регионализации в институциональных рамках отдельных стран с учетом важности процессов интеграции и регионализации в современном мире, и поэтому к признанию регионализма не только в Европейском Союзе, но и за его пределами. Интересна работа, посвященная вопросам регионализма в Европе Л.М. Бусыргиной «Регионы Германии». На обширном материале показаны региональные отличия, порой довольно контрастные, одной из крупнейших Европейских стран, вопреки ошибочному представлению о Германии как о довольно однородном социо-культурном пространстве.

Для России - страны со сложной полиэтнической и конфессиональной структурой, которую в историческом прошлом неоднократно пытались административными методами «корректировать» - вопросы региональной политики чрезвычайно актуальны. Происходящая трансформация социально-экономических отношений в России привела к значительным и вместе с тем противоречивым изменениям в ее регионах. Сложность и неоднозначность процессов реализации реформ на местах, проявление таких негативных тенденций, как нарушение пространственных связей, нарастание центробежных сил, сепаратизма, обусловили усиление различий в характере протекания самих преобразований, в их социальных результатах для конкретных регионов и необходимость их изучения.

 

Регионализация в России

 

На макроуровне процессы регионализации захватили и современную Россию, где в 90-х гг. ХХ в. нарастало государственно-административное, правовое, социокультурное и экономическое своеобразие отдельных территорий. Регионализация в стране сопровождалась «суверенизацией» национальных и территориальных образований, возникновением самостоятельных субъектов управления.

В 1993 г. в России была принята Конституция, в которой с политико-правовой точки зрения были выделены 89 регионов как субъектов Российской Федерации: Республики; Края, Области, Еврейская автономная область, Автономные округа и города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург.

Установление в России такого политико-правового института, как «субъект Федерации», предопределило развитие процессов политического, экономического и социокультурного самоутверждения регионов. Этот институт интересен не столько своей обусловленностью природно-географическими факторами, сколько зависимостью от этнических, социокультурных и политических обстоятельств, так как последние определяют процесс превращения российского провинциализма в российский регионализм.

Регионализация в России явилась следствием ее природно-климатического, социально-экономического, этнокультурного и политико-административного многообразия, политических амбиций элиты, а также ментальности тех или иных социальных, в том числе и этнических групп, на местах.

Кроме того, регионализация в России была следствием появления новых свойств ее общественной системы в целом, которая меняла свою социально-политическую и геополитическую организацию, пытаясь выйти из кризисного состояния. Регионализация была также реакцией на кризис той системы командно-административного управления, которая строилась на жестком централизме и унификации управленческих целей применительно к регионам.

Регионализация в России в 90–х гг сопровождалась обострением противоречий между центральной и местной властью. Ситуация осложнялась тем, что региональные властные структуры оказались более способными, как, кстати, и центральная власть, к воспроизводству старых традиций командно-административной системы, чем к инновационным методам и формам государственного управления. Конфликтная ситуация в России во многом определялась противоречием между новым состоянием российского общества и старым набором политических институтов и идей как на уровне центральной, так и региональной власти.

В результате реформ 90-х в России еще более углубились различия между центром и периферией. Неравномерное географическое распределение кризисных регионов в России способствовало дальнейшему усилению этих различий.

По Конституции России регионы как субъекты Федерации равноправны, но равноправны они, прежде всего по отношению к центру, и это касается выполнения всеми субъектами федеративных взаимоотношений единых правил поведения. Вместе с тем Российская Федерации построена по смешанному типу, что предполагает деление государства на основе двух разных принципов, которые в совокупности являются противоречивыми: 1) административно-территориальное деление (города федерального значения, области, края); 2) национально-территориальное деление (автономная область, автономные округа, республики).

Смешанный принцип государственного устройства является основой того, что субъекты Российской Федерации на практике обладают различным политико-правовым статусом, что является причиной различных противоречий. Так, асимметрия в политико-правовом положении субъектов Российской Федерации долгое время приводила к тому, что в субъектах Федерации (особенно в республиках) часто принимались законы, несоответствующие Конституции Российской Федерации или федеральным законам. Отдельные субъекты Федерации провоцировали бюджетные конфликты, отказываясь перечислять деньги в федеральный бюджет.

Субъекты Российской Федерации являются регионами с различным уровнем социально-экономического развития, что обусловливает их различный экономический статус и порождает асимметрию в отношениях с центром и между собой. Многие субъекты Российской Федерации относятся специалистами к так называемым проблемным регионам. В настоящее время среди них выделяют следующие группы:

1) Слаборазвитые регионы, население которых в своем большинстве считается бедным, так как более 80% граждан находятся ниже черты бедности (Алтай, Тыва, Марий Эл и др.);

2) Депрессивные регионы, производственные мощности которых не используются из-за сокращения государственного заказа и разрыва кооперационных связей, с характерным для них резким снижением уровня жизни населения, работавшего в советское время в своем большинстве на одном из крупном градообразующем предприятии (отдельные области Западной и Восточной Сибири, Урала и др.);

3) Кризисные регионы, характеризуемые резким спадом производства (Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Адыгея, Чувашия; Читинская и Ивановская области);

4) Предкризисные, с меньшим спадом производства (Владимирская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Тверская, Ярославская, Кировская, Воронежская, Пензенская, Ростовская, Курганская, Свердловская, Челябинская, Омская, Камчатская, Сахалинская, Калининградская области, Ставропольский, Алтайский и Хабаровский края, республика Мордовия, Карачаево-Черкесия, Удмуртия, и ряд национальных округов);

5) Регионы с экологическими проблемами, которые характеризуются наличием вредного производства, или переживающие последствия различных катастроф (Поволжье, Урал, Кузбасс и др.).

Кардинальные различия субъектов Федерации по уровню экономического развития породили такую ситуацию, которая предполагает, что финансовая поддержка одних регионов за счет других будет сохраняться еще в течение длительного времени. Особенность этой ситуации заключается в том, что лишь незначительное количество регионов России является донорами, в то время как подавляющая часть получает дотации. При этом существующая система дотирования регионов далека от оптимальной. Она имеет ряд отрицательных сторон, так как формирует иждивенческие настроения, а, следовательно, «выравнивания» регионов не происходит. Наоборот, дотируемые регионы становятся все более зависимыми от центра, а регионы-доноры не имеют стимулов для увеличения своей доходной базы, для привлечения дополнительных инвестиций.

Кроме того, экономическая асимметрия отражается на уровне и качестве жизни населения, особенно так называемых «проблемных регионов», порождая социальную напряженность и стихийную миграцию экономически активного населения из «бедных» регионов в «богатые», деформируя жизненное пространство и целостность федеративного государства, которому необходимы самостоятельные и экономически развитые регионы.

Регионализация в России обострила все «больные» для российского общества вопросы: проблемы управления, межнациональных отношений, национально-территориального устройства, кадрового потенциала. Более того, регионализация таит в себе и опасность «развала» России. Поэтому перед центром встали три задачи:

1) укрепление вертикали государственной власти,

2) разработка региональной политики с учетом специфики развития того или иного региона,

3) подготовка управленческих кадров новой формации, способных к инновационным формам деятельности в новых социально-экономических и политических условиях России.

В плане укрепление вертикали государственной власти в условиях регионализации и становления Российской Федерации как «сообщества регионов» в соответствии с Указами Президента Российской Федерации в мае 2000 г. на территории Российской Федерации были образованы семь федеральных округов, а 19 января 2010 года новым Указом Президента Российской Федерации был выделен Северо-Кавказский федеральный округ:

1. Центральный федеральный округ (17 субъектов Федерации: Области: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская. Центр – г. Москва).

2. Северо-Западный федеральный округ (11 субъектов Федерации: Республики: Карелия, Коми; области: Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псковская, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Центр – г. Санкт-Петербург).

3. Южный федеральный округ (6 субъектов Федерации: Республики: Адыгея (Адыгея), Калмыкия, Края: Краснодарский, Области: Астраханская, Волгоградская и Ростовская. Центр – г. Ростов-на-Дону).

4. Северо-Кавказский федеральный округ (7 субъектов Федерации Республики: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия – Алания, Чеченская; Края: Ставропольский. Центр-г.Пятигорск);

5. Приволжский федеральный округ (14 субъектов Федерации: Республики: Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская; Пермский край; Области: Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская. Центр – г. Нижний Новгород).

6. Уральский федеральный округ (6 субъектов Федерации: Области: Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Центр – г. Екатеринбург).

7. Сибирский федеральный округ (16 субъектов Федерации: Республики: Алтай, Тыва, Хакасия, Бурятия; Края: Красноярский, Алтайский, Забайкальский; Области: Томская, Омская, Новосибирская; Новокузнецкая, Кемеровская, Иркутская; Долгано-Ненецкий автономный округ и Эвенкийский автономный округ. Центр – г. Новосибирск).

8. Дальневосточный федеральный округ (10 субъектов Федерации: Республика Саха (Якутия); Края: Приморский и Хабаровский; Области: Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская; Еврейская автономная область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ. Центр – г. Хабаровск).

В плане разработки региональной политики с учетом специфики развития того или иного региона, а также в целях укрепления государственности в Российской Федерации, совершенствования федерализма, создания условий для более эффективного и гармоничного развития регионов Российской федерации и обеспечения роста благосостояния населения, в июне 1996 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». Все вышеупомянутые особенности проявляются и в развитии региональных структур туризма, которые формируются под влиянием сложных политико-административных, социально-экономических и природно- климатических факторов.

В последние десятилетия в России сформировалась новая научная дисциплина – регионалистика, быстрое развитие которой – это своего рода реакция на «социальный заказ», возникший под воздействием таких факторов, как: 1) формирование новой общественной среды, связанной с процессами регионализации, развитием федерализма и местного самоуправления, с превращением регионов в субъекты и факторы общественной жизни; 2) появление регионального лоббизма в федеральных органах государственной власти, результатом чего явилось формирование новой региональной политики Центра, разработка законопроектов, подготовка исполнительной властью различных программ во всех сферах региональной жизни и т.д.; 3) необходимость поддержания политико-экономического единства страны; 4) необходимость выравнивания уровней социально-экономического развития регионов России; 5) рост этнокультурных потребностей населения; 6) расширение комплекса внешних связей регионов.

В плане подготовки управленческих кадров новой формации в стране в конце 90-х гг. в высшей школе России началась подготовка специалистов по направлению «Регионоведение». Государственный образовательный его стандарт предусматривает, что специалист, прошедший профессиональную подготовку по регионоведению должен: 1) знать историю, экономику, географию, религию, культуру и экологию региона; региональную государственно-политическую и правовую системы, национально-этнический состав и социальную структуру населения региона, понимать особенности общественного развития региона; 2) иметь представление об основных этапах развития системы межрегиональных и межнациональных отношений в России, тенденциях и факторах ее развития; понимать место региона в системе межрегиональных и межнациональных отношений, а также геополитическое положение региона; 3) понимать проблемы национальной безопасности России и проблемы региональной безопасности; 4) владеть методами комплексного регионального исследования, моделирования и прогнозирования экономических, демографических, социальных, политических, культурных, экологических процессов в регионе; 5) владеть методами маркетинговых исследований, информационных и управленческих технологий; 6) уметь использовать результаты научных и маркетинговых исследований и методы информационных и управленческих технологий в профессиональной деятельности; 7) уметь учитывать региональную специфику при разработке межрегиональных и международных экономических, социальных, культурных и экологических проектов и программ; 8) владеть культурой мышления и публичного выступления, способностью правильно и логично оформить свои мысли в устной и письменной форме, участвовать в дискуссиях по профессиональным проблемам; 9) уметь на научной основе организовать свой труд, владеть приемами и методами сбора, хранения и обработки информации, в том числе с использованием электронно-вычислительной техники; 10) обладать способностью к непрерывному образованию и расширению своих знаний на основе новых информационных и образовательных технологий; 11) знать основы педагогической и психологической деятельности в коллективе, обладать способностью принимать эффективные управленческие решения.

Развитие регионального туризма требует новых управленческих кадров. В связи с этим назрела необходимость, в рамках регионоведения как научной дисциплины внести изучение туристко-рекреационных аспектов регионального развития. В настоящий момент это происходит и обозначены основные подходы в формировании научной дисциплины «туристское регионоведение».

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В чем проявляются процессы глобализации и регионализации в современном мире?

2. На каких уровнях развивается процесс регионализации в современном мире?

3. Какие особенности имеет процесс регионализации в современной России?

4. Покажите, какие опасности или преимущества скрывает в себе построение Российской Федерации: по административно-территориальному и одновременно по национально-территориальному принципам.

 

ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ТУРИСТСКОГО РЕГИОНОВЕДЕНИЯ

 

2.1. Основные понятия

В России в последние несколько лет весьма интенсивно развиваются региональные исследования, но пока в рамках смежных дисциплин. Сегодня можно говорить лишь о том, что завершен лишь первый период формирования регионалистики в качестве самостоятельной научной дисциплины, аккумулирующей знания, почерпнутые из различных научных дисциплин и пытающейся сформулировать свой собственный предмет исследования.

По мнению авторов «Политической энциклопедии», предметом регионалистики является «регион как самостоятельная пространственно-географическая, административно-территориальная, институционально-политическая, экономическая, социальная, историко-культурная, этническая и демографическая величина» (Политическая энциклопедия: В 2 т. М., 1999. Т. 2. С. 333—334). Основная цель регионоведения как учебной дисциплины заключается в формировании представлений о той ситуации, которая сложилась в регионе (или группе регионов), тенденциях и направлениях регионального развития, региональной политике, проблемах и особенностях регионального управления.

Такое представление о предмете регионалистики как научной дисциплины задает общие контуры предметной области туристского регионоведения как учебной дисциплины. Однако конкретное содержание этой учебной дисциплины будет определяться в первую очередь тем, как трактуется само понятие «регион», а на его основе и «туристский регион»

В узком (политико-правовом) смысле слова под регионом понимают административно-территориальные образования. В широком – территориальные образования, свободные от административных привязок. В этом смысле понятие «регион» может означать природно-климатическую зону; географическую территорию; межгосударственную территорию; экономический или хозяйственно-экологический район, историко-культурный ареал и т.п.

Кроме того, в учебной и научной литературе под регионами понимаются как обширные территории, охватывающие целые континенты или группы стран, так и несколько соседствующих друг с другом субъектов Российской Федерации, отличающихся особенностями исторического развития, географического положения, природных и трудовых ресурсов, специализации хозяйства и т.д.

В целом в науке под регионом понимается часть территории, обладающей общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Однако при этом каждая научная дисциплина отдает приоритет тому или иному регионообразующему фактору. Поэтому под «регионом» в этих дисциплинах подразумеваются подчас различные объекты.

В географии «регион» – это определенный территориальный комплекс, состоящий из земли, воздуха, флоры, фауны и населения, находящихся в особых отношениях друг с другом и составляющих вместе особую часть поверхности земли.

В экономике «регион» рассматривается как сложное соединение многочисленных звеньев производственных систем и социальной инфраструктуры, объединенных единой территорией, хозяйственной организацией и соответствующими управленческими структурами.

В культурологи «регион» определяется как специфическое культурное образование, вписанное в общий «пейзаж», основу которого составляют однородная физическая среда и более или менее однородная экономика, составляющие каркас общественной жизни и общий фон исторического и нравственного развития. В культурологической литературе понятие «регион» часто используется также в качестве аналога особого «мира» с присущим только ему менталитетом, образом мышления, традициями, мировоззрением и мироощущением.

В политологии «регион» – это часть территории одной или нескольких соседних стран с более или менее однородными природными, экономическими, социально-политическим и культурными условиями. В политологической литературе регион часто рассматривается как группа стран, которые по многим очевидным параметрам больше взаимозависимы друг с другом, чем с иными странами. При этом государства, объединенные в регион, должны иметь некий интегрирующий географический фактор, например общий выход к морю или систему естественных транспортных коммуникаций (например, Ближний Восток, Центральная или Восточная Европа).

В рамках доктрины европейского интегрального федерализма определение термина «регион» включает в себя наличие таких признаков, как общая территория; определенное население; общность истории, природных условий и решаемых проблем.

В Указе Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. При этом отмечается, что регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Все перечисленные затруднения в полной мере проявляется и в многочисленных попытках выяснить что такое «туристкий регион». Есть несколько подходов в определении туристского региона. Всемирная туристская организация (ВТО) определяет туристский регион как территорию, которая располагает большой сетью специальных сооружений и услуг, необходимых для организации отдыха или оздоровления. К сожалению, это определение не вносит ясности в этот вопрос. Поскольку отсутствует указание на территориальный охват. Под это понятие могут подпадать территории различной размерности. С другой стороны известно, что по версии (ВТО) выделяется 6 туристских регионов: Европа; Ближний Восток, Южная Азия, Юго-Восточная Азия и Тихоокеанский регион, Африка и Америка. Попутно отметим, что в отечественной географической науке все же более традиционным является выделение туристских регионов по материкам и континентам, а именно: Европа, Азия, Африка, Северная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания.

В этой связи предпринимались попытки ввести иерархическую составляющую в определение «туристский регион». Существует предложение для описания крупных геополитических, экономико- и физико-географических территориальных таксонов применяется термин «макрорегион». Например, шесть регионов выделяемых ВТО или материки и континенты рассматривать как макрорегионы, а уже внутренние различия изучаются на уровне мезорегионов и микрорегионов. В данном случае возникает некое снижение смыслового статуса понятия регион.

Существует подход, выявляющий ранги рекреационных образований, которые определяются как функциональная совокупность рекреационной природной и урбанизированной среды, преобразованной для рекреации. При этом в иерархическом плане рекреационные образования выстраиваются в ряд: рекреационный регион – рекреационный район - рекреационная зона - рекреационный комплекс - рекреационное учреждение. Рекреационный регион занимает высший таксономический ранг, и что важно, его границы определяются границами природных комплексов и административно-экономических единиц. Границы рекреационных (туристких) регионов устанавливаются исходя из следующих условий: 1) Размещение в границах крупного экономического района; 2) Концентрация управления в крупном рекреационном центре; 3) Использование принципа комплексности и разнообразия; 4) Установление радиусов доступности структурных элементов: из главного рекреационного центра до наиболее удаленного элемента рекреационной системы региона – 1200 км; 5) Единства транспортной инфраструктуры с интервалами между рекреационными образованиями не более 300 км; 6) Наличие ландшафтных коридоров, соединяющих туристские районы (Лукьянова, Цыбух, 2004). В данном варианте хорошо представимы размерности региона в рамках существующего природного и административно-экономического районирования.

Учитывая специфику туристкой отрасли, которая немыслима без существующих региональных: географических, экономических, культурологических и политологических аспектов, пространство туристского региона видится вложенным в уже сложившуюся структуру. Безусловно, туризм требует специфических подходов в управлении и экономике, но он не может формироваться без существующего регионального контекста.

В заключение следует отметить, что в отечественной географической литературе, в качестве синонима для «региона» часто используется термин «район», а также «зона». Для того, что бы выяснить соотношение этих ключевых понятий имеет смысл рассмотреть подробно один из инструментов изучения пространства - районирование.

 

2.2. Районирование в туризме

 

Районирование в географии имеет давнюю историю и определенные достижения. Исследователи выявляют объективно существующие районы исходя из: а) задач изучения; б) объекта изучения. В последнее десятилетие большое значение приобретает природно-ресурсное районирование. Для любых научно выявляемых районов существенны два общих признака: а) место в региональной иерархии; б) тип. Существуют районы разного порядка, при этом район более высокого ранга делится на районы более низкого порядка. В этой иерархичности заключено внутренне единство районирования. «При спуске» вниз по иерархической лестнице возрастает степень детализации при характеристике особенностей района.

Существуют разные подходы в туристском районировании. Например, есть предложение выделять объективный ряд районирования (который связывают с объективным процессом районообразованием: территория – рекреационная местность - курорт или туристский центр) и субъективный ряд (связанный с научно-исследовательским процессом районированием: территориально рекреационная система – рекреационный район - туристская (курортная) зона). Думается, что подобное деление излишне. В объективной реальности не существует «туристских местностей» или «зон». Если говорить об «объективности», то реальность существует как целостность и любое деление это уже научно-исследовательская субъективность. Поэтому, может существовать только «субъективный ряд» районирования. Попутно отметим, что под «туристским районом», некоторые исследователи, понимают – территорию, обладающую признаками аттрактивности, которая обеспечена туристкой инфраструктурой и системой организации туризма. Туристские районы отличаются следующими признаками: 1. Время возникновения; 2. Предпосылки формирования; 3. Уровень развития инфраструктуры; 4. Туристская специализация (Ю.Д. Дмитревский, 2000).

С вышесказанным интерес вызывает так же и понятие «зона». В существующих схемах районирования, разработанных советскими и российскими исследователями, «зоны» – это территории высокого таксономического порядка, которые в свою очередь подразделяются на районы. При этом «зоны» зачастую стали называть «регионами», что стало распространенным в более поздних схемах в 90-х годах, когда появилась мода на региональные исследования.

В отечественной рекреационной географии существуют различные схемы районирования. Впервые рекреационное районирование в СССР было осуществлено школой профессора В.С. Преображенского в 1973 и уточнено в 1980.ся территория по степени развитости была разделена на 4 зоны и 20 районов. Спустя пять лет И.В. Зорин внес в районирование большую детализацию и разбил территорию СССР на 5 зон и 31 район. Интерес представляют варианты рекреационного районирования В.С Преображенского, Б.Н. Лиханова(1993), в котором территория СССР подразделяется на 3 зоны и 19 районов, а также туристское районирование СССР авторы Ю.С Путрик и В.В.Свешников(1993), которые выделяют 5 туристких зон и 34 района. Более поздние схемы учитывали сложившуюся геополитическую ситуацию в бывшем пространстве СССР.

Туристско-рекреационное районирование России и стран СНГ, проведенное А.В Дарьинским (1994) и используемое в дальнейшем Ю.Д Дмитревским (2000) основывалось на выделение туристско-рекреационных зон; туристский макрорайонов; мезорайонов; микрорайонов и туристских объектов. По данной версии территория России и стран СНГ подразделялась на 4 зоны и 18 макрорайнов

Первая туристско-рекреационная зона охватывала юг Украины, Закавказье, Северный Кавказ и Нижний Дон. Выделялось 8 макрорайонов: 1. Кавказско-Черноморский; 2. Северо-Кавказский; 3. Горно-Кавказский; 4.Закавказье; 5.Каспийский; 6.Крымский; 7. Одесский; 8. Крымско-Азовский.

Вторая туристско-рекреационная зона охватывала территории Республики Молдовы, Беларуси, Северной и центральной Украины, а также ряд экономических районов России – Центральный, Северо-Западный, Поволжский, Уральский, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский и значительная часть Северного района. Внутри зоны выделялись 5 макрорайонов: 1.Центральна Россия; 2. Северо-Западный; 3. Западный; 4. Днепровско-Днестровский; 5.Волжско-Уральский.

Третья туристско-рекреационная зона включала в себя юг Сибирии Дальнего Востока, а также республики Средней Азии. В составе зоны выделяли 5 макрорайонов: 1. Среднеазиатский; 2.Обско-Алтайский; 3.Енисейский; 4. Прибайкальский; 5.Дальневосточный.

Четвертая туристско-рекреационная зона рассматривалась как перспективная и включала в себя зону тайги и тундры России.

В 1996 г. в Российской международной академии туризма была разработана очередная схема рекреационного районирования, которая уже учитывала новые факторы, а именно политическую стабильность. Согласно этой схеме территория России разделена на 4 зоны (В.А. Квартальнов и др, 2001):

1. Центр России включает районы: Западный (Калиниградская, Новгородская и Псковская области), Верхневолжский (Тверская, Ярославская, Костромская, Нижегородская, Кировская области и Республики Чуваши и Марий-Эл) Центральный(Московская, Смоленская, Брянская, Белгородская, Калужская, Тульская, Рязанская и Владимирская области), и Уральский(Пермская, Свердловская, Челябинская, Оренбургская области, республики Башкирия и Удмуртия) районы;

2. Европейский Север России включает три района: Ленинградский (Лениградская область), Кольско-Карельский район (Мурманская область и Республика Карелия) и Русский Север (Архангельская и Вологодская области и Республика Карелия);

3. Европейский Юг России включает районы: Южно-Российский (Курская, Белгородская, Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Пензенская области, Республика Мордовия), Поволжский (Самарская, Саратовская, Волог



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: