Совместная работа тифлопедагога и воспитателя по формированию предметных представлений у детей с нарушением зрения





 

Консультация для воспитателей

 

 

 

Составила:

учитель-дефектолог

Павлова Т.Г.

 

 

Рыбинск 2015

 

Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Предметы и явления его удивительны и не­повторимы. Они обладают массой свойств и признаков, о которых ребен­ку-дошкольнику предстоит узнать.

Каждое знакомство с предметом и явлением — урок развития детского ума, чувств, творчества. Этот урок преподаст школьнику взрослый. Только при учас­тии взрослого восприятие ребенком ок­ружающего мира начинает принимать целенаправленный характер.

Сущность восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и переработку информации из внешнего мира: узнавание самих предметов, их свойств и признаков, назначения, помо­гает отличить один предмет от другого, выделить признаки сходства и различия и т.д. Разнообразная информация посту­пает через органы чувств: глаза, уши, язык, нос, поверхность тела. Это так на­зываемое чувственное познание свойств и отношений окружающих предметов является непременным условием форми­рования полноценных представлений ребенка об окружающем мире, развития его речи и интеллекта.

Дети с нарушением зрения не имеют возможности хорошо видеть предметы, четко различать их признаки и свойства, а нарушение бинокулярного видения, глазодвигательных функций осложняет восприятиеформы, величины, прост­ранственного расположения частей. У таких детей наблюдаются сложности выделения объемности предметов, соот­ношения расстояния, определения мес­тоположения и взаимоотношений меж­ду предметами. Вследствие этого отмеча­ются некоторые особенности возникших зрительных образов: они неполные, не­точные, схематичные, расплывчатые, иногдапросто вербальные. Это под­тверждено многочисленными исследованиями; в том числе доктором педагоги­ческих наук Л. И. Плакс иной.

При определении задач и видов рабо­ты по формированию предметных пред­ставлений мы обязательно учитываем перечисленные особенности восприя­тия. В процессе педагогической деятель­ности мы решаем такие коррекционные задачи, как:

1. Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире, его объек­тах и предметах.

2. Формирование обследовательских умений.

3. Формирование словаря и связной речи.

4. Формирование умения использо­вать предметные представления в само­стоятельной деятельности.

Для решения этих задач мы использу­ем натуральные предметы (одежду, посу­ду, цветы, плоды), муляжи (овощи, фрук­ты, грибы), предметные картинки с изображени­ем животных жарких стран, птиц, насе­комых, контурные и силуэтные изобра­жения, предметы, предлагаемые в логи­ческой связи с другими предметами.

Основную роль при ознакомлении с предметами отводим формированию об­следовательских действий. Ребенок с нарушением зрения компенсирует недо­статок информации со стороны зрения возможностью потрогать, ощупать, по­нюхать предмет, постучать им, бросить. А тифлопедагог или воспитатель помога­ет восполнить пробелы в информации с помощью таких игр, как «Угадай на ощупь», «Какое по вкусу?», «Что нашел в мешочке?», «Как узнал?», «Что под сал­феткой?», «Магазин».

Далее свою работу мы направляем на формирование осознанных предметно-практических действий, умения переда­вать словом поэтапность выполнения этих действий и их результатов (по Л.И.Плаксиной). На данном этапе учим устанавливать признаки сходства и раз­личия между предметами, делать умозаключения, выводы. В этом нам помога­ют всевозможные загадки, игры «Найди лишний», «Сгруппируй по признаку», «Парные картинки», «Составь загадку».

Одной из наиболее сложных и труд­ных задач является формирование навы­ков словесного описания предметов. Учитывая особенности детей с наруше­нием зрения, эффективным приемом в этом направлении считаем использова­ние наглядности: натуральных предме­тов, схем, алгоритмов. Предлагаем детям загадки-описания, игры на придумыва­ние загадок, задания «угадай предмет по одной из частей», «выбери отгадку из множества». Поощряем использование детьми в своих рассказах образных выра­жений, эпитетов, сравнений. Результаты работы по данному направлению пока еще далеки от желаемых. Поэтому разно­образим работу по обогащению словаря, уделяем внимание чтению художествен­ных произведений, пересказу литератур­ной прозы.

Добиться поло­жительных результатов поможет нам совместное планирование учебно-воспи­тательной и коррекционно-педагогической работы. В основе такого плана лежит тематическое построение педпроцесса. Изучение сведений о предметах и объек­тах окружающего мира распределено по месяцам следующим образом:

 

Месяц 1-2 неделя 3-4 неделя
Сентябрь   Диагностика Овощи
Октябрь Фрукты, ягоды Деревья, кусты, грибы
Ноябрь   Зимующие птицы Дикие животные
Декабрь Человек (строение, органы чувств) Одежда
Январь   Головные уборы, обувь Посуда
Февраль   Мебель Транспорт
Март   Домашние животные Домашние птицы
Апрель   Перелетные птицы Цветы
Май   Насекомые, рыбы Диагностика

 

 

Тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия, а воспитатели по его рекомендациям организуют на­блюдения, экскурсии, рассматривание объектов, продуктивные виды деятель­ности. Так, в сентябре планируются экс­курсии в овощной магазин, лепка ово­щей, рисование и аппликация натюр­мортов, чтение произведения Ю.Тувима «Овощи», сказки Д.Родари «Приключе­ния Чиполлино», загадывание загадок, составление рассказов-описаний, труд в огороде, приготовление салатов. Обяза­тельным компонентом работы является включение специальных коррекционных упражнений (автор Л.И.Плаксина): об­водка через кальку, по точкам, выполне­ние задания «дорисуй вторую половину», выкладывание целого из частей и др. Как обобщение знаний по теме «Овощи, фрукты» с детьми проводится комбини­рованное занятие «Дело было в огороде». Какую радость испытывают дети, когда правильно отгадывают загадку про овощ, спрятанный в «чудесном» мешочке, или отвечают на вопросы о том, что бывает кислым, круглым, зеленым. В повсед­невной жизни стараемся дать возмож­ность каждому ребенку раскрыть свой чувственный опыт. Просим детей расска­зывать о виденном, их «объяснения» и «рассуждения» интересны и забавны. Свои впечатления ребята отражают так­же в рисунках, поделках. Можно создать свою библиотечку книжек с иллюстрациями («Сказка про осень», «В огороде на грядке выросли загадки», «Страна деревьев, листьев, плодов»). В результате такой работы у ребят не пропадет интерес к такому творчеству. По мере прохождения каждой темы вместе с воспитателями необходимо проанализировать ра­боту, запла­нировать работу с родителями.

При необходимости в содержание го­дового тематического плана можно внести коррективы, дополнения, изменения. Задачей ближайшего будущего для нас является изготовление таких специаль­ных пособий для работы с находящими­ся на плеоптическом и ортоптическом этапах лечения детьми, которые учиты­вали бы тифлопедадогические требова­ния.

Такой подход к проблеме формирова­ния начальных сведений о предметах и явлениях окружающего мира помогает каждому ребенку с нарушением зрения раскрыть полноту и многообразие этого мира, узнать много интересного, найти «чудо из чудес»!

 

Чудо можно увидать повсюду:

В дерене, цветке, звезде,

В отраженьях на воде

И в закате...

Чудо рядом и вдали,

Дома, на краю земли.

Чудо к тем, кто очень ждет,

Обязательно придет!


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: