Консультация для воспитателей
Составила:
учитель-дефектолог
Павлова Т.Г.
Рыбинск 2015
Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Предметы и явления его удивительны и неповторимы. Они обладают массой свойств и признаков, о которых ребенку-дошкольнику предстоит узнать.
Каждое знакомство с предметом и явлением — урок развития детского ума, чувств, творчества. Этот урок преподаст школьнику взрослый. Только при участии взрослого восприятие ребенком окружающего мира начинает принимать целенаправленный характер.
Сущность восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и переработку информации из внешнего мира: узнавание самих предметов, их свойств и признаков, назначения, помогает отличить один предмет от другого, выделить признаки сходства и различия и т.д. Разнообразная информация поступает через органы чувств: глаза, уши, язык, нос, поверхность тела. Это так называемое чувственное познание свойств и отношений окружающих предметов является непременным условием формирования полноценных представлений ребенка об окружающем мире, развития его речи и интеллекта.
Дети с нарушением зрения не имеют возможности хорошо видеть предметы, четко различать их признаки и свойства, а нарушение бинокулярного видения, глазодвигательных функций осложняет восприятиеформы, величины, пространственного расположения частей. У таких детей наблюдаются сложности выделения объемности предметов, соотношения расстояния, определения местоположения и взаимоотношений между предметами. Вследствие этого отмечаются некоторые особенности возникших зрительных образов: они неполные, неточные, схематичные, расплывчатые, иногдапросто вербальные. Это подтверждено многочисленными исследованиями; в том числе доктором педагогических наук Л. И. Плакс иной.
|
При определении задач и видов работы по формированию предметных представлений мы обязательно учитываем перечисленные особенности восприятия. В процессе педагогической деятельности мы решаем такие коррекционные задачи, как:
1. Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире, его объектах и предметах.
2. Формирование обследовательских умений.
3. Формирование словаря и связной речи.
4. Формирование умения использовать предметные представления в самостоятельной деятельности.
Для решения этих задач мы используем натуральные предметы (одежду, посуду, цветы, плоды), муляжи (овощи, фрукты, грибы), предметные картинки с изображением животных жарких стран, птиц, насекомых, контурные и силуэтные изображения, предметы, предлагаемые в логической связи с другими предметами.
Основную роль при ознакомлении с предметами отводим формированию обследовательских действий. Ребенок с нарушением зрения компенсирует недостаток информации со стороны зрения возможностью потрогать, ощупать, понюхать предмет, постучать им, бросить. А тифлопедагог или воспитатель помогает восполнить пробелы в информации с помощью таких игр, как «Угадай на ощупь», «Какое по вкусу?», «Что нашел в мешочке?», «Как узнал?», «Что под салфеткой?», «Магазин».
Далее свою работу мы направляем на формирование осознанных предметно-практических действий, умения передавать словом поэтапность выполнения этих действий и их результатов (по Л.И.Плаксиной). На данном этапе учим устанавливать признаки сходства и различия между предметами, делать умозаключения, выводы. В этом нам помогают всевозможные загадки, игры «Найди лишний», «Сгруппируй по признаку», «Парные картинки», «Составь загадку».
|
Одной из наиболее сложных и трудных задач является формирование навыков словесного описания предметов. Учитывая особенности детей с нарушением зрения, эффективным приемом в этом направлении считаем использование наглядности: натуральных предметов, схем, алгоритмов. Предлагаем детям загадки-описания, игры на придумывание загадок, задания «угадай предмет по одной из частей», «выбери отгадку из множества». Поощряем использование детьми в своих рассказах образных выражений, эпитетов, сравнений. Результаты работы по данному направлению пока еще далеки от желаемых. Поэтому разнообразим работу по обогащению словаря, уделяем внимание чтению художественных произведений, пересказу литературной прозы.
Добиться положительных результатов поможет нам совместное планирование учебно-воспитательной и коррекционно-педагогической работы. В основе такого плана лежит тематическое построение педпроцесса. Изучение сведений о предметах и объектах окружающего мира распределено по месяцам следующим образом:
Месяц | 1-2 неделя | 3-4 неделя |
Сентябрь | Диагностика | Овощи |
Октябрь | Фрукты, ягоды | Деревья, кусты, грибы |
Ноябрь | Зимующие птицы | Дикие животные |
Декабрь | Человек (строение, органы чувств) | Одежда |
Январь | Головные уборы, обувь | Посуда |
Февраль | Мебель | Транспорт |
Март | Домашние животные | Домашние птицы |
Апрель | Перелетные птицы | Цветы |
Май | Насекомые, рыбы | Диагностика |
|
Тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия, а воспитатели по его рекомендациям организуют наблюдения, экскурсии, рассматривание объектов, продуктивные виды деятельности. Так, в сентябре планируются экскурсии в овощной магазин, лепка овощей, рисование и аппликация натюрмортов, чтение произведения Ю.Тувима «Овощи», сказки Д.Родари «Приключения Чиполлино», загадывание загадок, составление рассказов-описаний, труд в огороде, приготовление салатов. Обязательным компонентом работы является включение специальных коррекционных упражнений (автор Л.И.Плаксина): обводка через кальку, по точкам, выполнение задания «дорисуй вторую половину», выкладывание целого из частей и др. Как обобщение знаний по теме «Овощи, фрукты» с детьми проводится комбинированное занятие «Дело было в огороде». Какую радость испытывают дети, когда правильно отгадывают загадку про овощ, спрятанный в «чудесном» мешочке, или отвечают на вопросы о том, что бывает кислым, круглым, зеленым. В повседневной жизни стараемся дать возможность каждому ребенку раскрыть свой чувственный опыт. Просим детей рассказывать о виденном, их «объяснения» и «рассуждения» интересны и забавны. Свои впечатления ребята отражают также в рисунках, поделках. Можно создать свою библиотечку книжек с иллюстрациями («Сказка про осень», «В огороде на грядке выросли загадки», «Страна деревьев, листьев, плодов»). В результате такой работы у ребят не пропадет интерес к такому творчеству. По мере прохождения каждой темы вместе с воспитателями необходимо проанализировать работу, запланировать работу с родителями.
При необходимости в содержание годового тематического плана можно внести коррективы, дополнения, изменения. Задачей ближайшего будущего для нас является изготовление таких специальных пособий для работы с находящимися на плеоптическом и ортоптическом этапах лечения детьми, которые учитывали бы тифлопедадогические требования.
Такой подход к проблеме формирования начальных сведений о предметах и явлениях окружающего мира помогает каждому ребенку с нарушением зрения раскрыть полноту и многообразие этого мира, узнать много интересного, найти «чудо из чудес»!
Чудо можно увидать повсюду:
В дерене, цветке, звезде,
В отраженьях на воде
И в закате...
Чудо рядом и вдали,
Дома, на краю земли.
Чудо к тем, кто очень ждет,
Обязательно придет!