Русский космизм
Определение
Русский космизм – особое мировоззрение, получившее развитие в XIX – XX веках. Его признаками считаются:
1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека – в неразрывной связи с космосом;
2) активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность человека, в связи с чем предполагается преображение человека;
3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса;
4) признание необходимости соединения усилий людей, единства (“соборности”) человечества.
В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы.
Предпосылки
Предпосылки зарождения космизма в античную эпоху
Идея Космоса, как единого замкнутого в себе целого, легла в основу научных моделей Вселенной, первая из которых была создана Евдоксом. Идеи космизма применялись в философско-научной школе Пифагора. Ученик Сократа Платон в своей идеалистической философии широко применял идею "духовных сущностей". По Платону, Вселенная - единая, вечная, живая и совершенная сфера, одаренная душой и движением. Принцип космизма формировался на общих принципах целостности и всеединства. В широком смысле, принципы построения моделей Человек-Космос выходят на проблемы современности (экология, В анализе русского космизма, прежде всего, подчеркивают его уникальность в многообразии течений мировой философской, художественной, мировоззренческой мысли. Между тем, русский космизм выступает как одно из наиболее ярких течений мирового космизма, явные истоки которого находятся в творчестве ряда античных мыслителей, ученых Нового времени и в обращении к этой тематике в новейших течениях зарубежной научной, художественной, философской, теологической мысли. Понятие "космизм" включает в себя все направления мировоззренческого порядка: это и восприятие, и размышление, и умение строить логические цепочки, и предвидение. Особого внимания заслуживают глобальные концепции древних (Аристотель, Анаксимандр, Демокрит, философы-орфики, Птолемей, Пифагор и др.). Древние философы отвергали мифологическое решение реальных проблем жизни, создатели древней, прежде всего античной, философии попытались предложить свои подходы к решению проблем человечества, соответствовавшие их уровню знаний. В ходе обсуждения таких проблем, к числу которых относится и проблема единства мира, они выработали новые понятия. Можно найти созвучие древних философских принципов с теми идеями, которые выдвигались позитивистской философией девятнадцатого века. Но ученые древности многие законы космоса выводили чисто эмпирическим путем, только благодаря наблюдениям и применяя философские глобализм и др.).
|
Европейская мысль придерживалась христианской антропоцентристской традиции космизма, по которой человек признавался венцом творения, средоточием мира. Наука Нового времени, коперниканская революция предложила новую концепцию мироздания. Коперниканская парадигма утверждала, что нет в Космосе места живым существам. Принцип христианского антропоцентризма отвергался. В результате исчезло представление о мире как гармоническом целом. В науке Нового времени Вселенная представлялась бесконечной игрой атомов, не имеющей какого-либо центра.
|
Гелиоцентрическая система Коперника – вполне естественнонаучная система, была «дополнена» эзотерическим учением Дж. Бруно о бесконечности Вселенной и многочисленности обитаемых в ней миров. «Пустой» Космос Коперника, абстрактные системы европейских философов не имели значительного отклика в русской философии. В силу своей антропологической и социальной ориентации она еще в XVII в. начала задумываться о космическом характере земных явлений, о связи человека и Вселенной. Космос для русской философии постепенно превращался в предмет исследований. В русской философии идею антропоцентризма, когда человек отделен от природы и противопоставлен ей, заменяет идея антропокосмизма, когда человек восстанавливает прерванные связи с природой и задумывается о своем месте в ней и в Космосе в целом.
Западные идеи антропокосмизма и безграничности творческой способности человека, проявились в отечественной культуре и сформировали мировоззрение космизма в России, в результате чего и появилась философия русского космизма, и космизм именно «русский», ибо он, как уже говорилось, не есть новоизобритение русского ума.
Таким образом, мы имеем основание считать, что именно космизм, возникший еще в античную эпоху в философии натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор и др.) и классической античности (Сократ, Платон, Аристотель), прошедший дальнейшее развитие в философии Западной Европы эпохи Возрождения (Н. Коперник, Д.Бруно), Нового Времени (Г. Галилей, И. Ньютон, И. Кант, В. Гегель) как естественнонаучное и религиозное направление, стал проводником глобальных идей в русской философии.