Справочные материалы
Методическая работа в школе
Из года в год повышаются требования к качеству подготовки выпускников общеобразовательных школ. А это, в свою очередь, требует постоянного совершенствования учителем своих профессиональных качеств как предметника, как мудрого воспитателя и как детского психолога. Ведь не в каждой школе, особенно сельской, пусть даже и средней, есть школьный психолог. И без методической помощи в данной ситуации никак нельзя обойтись ни опытному педагогу, ни начинающему молодому выпускнику ВУЗа или колледжа. Поэтому грамотный, методически подкованный педагог, болеющий душой за качество образования, развития и воспитания своих учеников – необходимое условие управления качеством знаний в школе. А это невозможно без оптимально организованной методической работы в школе.
Для того, чтобы методическая работа в школе была направлена на повышение профессионального уровня учителя, его компетенции в вопросах педагогики, психологии, возрастной физиологии, она должна вестись логически обоснованно, чтобы формы соответствовали содержанию, а содержание вытекало из проблем, решаемых школой. Таким образом, необходима логически выстроенная система методической работы. Возникает проблема: «С чего начать создание системы методической работы в условиях своей школы?».
Теория методической работы в школе
Начнём с выяснения сущности методической работы в школе и обратимся для этого сначала к учебникам и пособиям по школьной педагогике. Однако, определение понятия «методическая работа в школе» в них, в основном, отсутствует. Чаще всего авторы различных учебных пособий сводят методическую работу к работе методических объединений, что не соответствует назначению методической работы и требованиям к её постановке в условиях новой образовательной среды, в которой оказалась современная школа. В литературе по школоведению, теории и методике управления учебно- воспитательным процессом в школе проблемы отражаются более широко. Но и здесь не всегда ясны многие вопросы.
Одни авторы сужают понятие методической работы до повышения квалификации учителей по частнометодическим, предметным вопросам. Другие рассматривают вопрос значительно шире, понимая под методической работой любые виды деятельности по повышению квалификации педагогов в пределах школы. Второй подход к понятию методической работы в школе наиболее полно отвечает назначению методической работы и требованиям к её постановке в условиях новой образовательной среды.
«Методическая работа - это деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения учебно – воспитательного процесса».
Исходя из этого, непосредственной целью методической работы в школе является рост уровня педагогического мастерства учителя и в целом педагогического коллектива. Методическая подготовка в школе не может сравниться с курсовой пере-подготовкой учителей, которая способна обеспечить высокую интенсивность обучения, фундаментальность и системность учебной информации. В то же время нужно отметить, что методическая работа в школе имеет много преимуществ.
Во - первых, методическая работа в школе носит относительно непрерывный, повседневный характер.
Во – вторых, позволяет теснейшим образом связывать содержание и характер методической работы с реального учебно – воспитательного процесса.
В – третьих, методическая работа в школе имеет возможность выявлять недостатки и затруднения в деятельности педагогов, а также ростки передового опыта, что позволяет сделать рост педагогов более управляемым процессом.
В - четвёртых, методическая работа в школе проходит в конкретном, развивающемся педагогическом коллективе, сплочённость которого создаёт особенно благоприятные условия для постановки методической работы.
Содержание методической работы в школе
Выделяют несколько основных направлений содержания методической работы в школе:
o методологическая подготовка;
o частнометодическая подготовка;
o дидактическая подготовка;
o воспитательная подготовка;
o этическая подготовка;
o общекультурная подготовка;
o техническая подготовка.
Содержание методической работы в школе может включать:
· изучение нормативно-правовых документов органов образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
· изучение новых педагогических технологий;
· диагностику профессиональных запросов учителей;
· подготовку учителей к аттестации;
· курсовую переподготовку;
· работу в городских и школьных творческих группах;
· подготовку к участию в научно-практических конференциях;
· организацию и проведение теоретических семинаров, единых методических дней, городских и республиканских семинаров;
· мониторинг учебных достижений, определение ИКО(индекс качества обученности) ученика, класса;
· программно- методическое обеспечение образовательного процесса;
· работу по оснащению кабинетов программными, методическими, диагностическими материалами;
· внеклассную работу по предметам;
· изучение передового педагогического опыта коллег.
Формы методической работы
Методическая работа может иметь различные виды, но сгруппировать их можно следующим образом:
1. Общешкольная работа (работа над единой проблемой школы, педагогические конференции, методические выставки, педагогические чтения).
2. Групповая работа (школа передового педагогического мастерства, наставничество, методические объединения учителей – предметников, творческие группы, работающие над актуальной для них проблемой).
3. Индивидуальная работа (консультации, самообразование).
Традиционно применяются следующие формы методической работы:
o Тематические педагогические советы. В год проводится 3 таких педсовета – 2 по учебной и методической тематике и 1 – по воспитательной.
o Методический совет.
o Межшкольные методические объединения учителей – предметников (периодичность проведения заседаний 1 раз в четверть и работа между заседаниями при посещении и анализе уроков и внеклассных мероприятий).
o Работа с диагностическими картами, с папками – накопителями, анализ которых проводится на ММО, но конечный итог - аттестация педагогических кадров.
o Психолого – педагогический семинар «Мастерство учителя» (проводится 1 раз в четверть).
o Педагогический консилиум.
o Взаимопосещение и анализ уроков.
o Работа над темами по самообразованию.
o Предметные недели (математики и физики, русского языка и литературы, начальных классов, физической культуры, биологии и химии).
o Индивидуальные беседы.
o Методические оперативки (по новинкам периодических изданий, по ведению документации, по выездам на семинары в другие школы района, по рекомендациям УО).
o Курсовая подготовка педагогических кадров.
o Аттестация.
Педсовет
Педагогический совет является постоянно действующим коллегиальным органом самоуправления педагогических работников школы. Он был и остаётся основной формой проведения методической работы в школе, корректируются только формы его проведения. Распространение получили такие формы как конференция, малый педсовет (по отдельным проблемам), педсовет – круглый стол.
Педагогический совет рассматривает вопросы совершенствования учебно – воспитательного процесса в школе, утверждает корректировку учебных планов и программ, принимает решения о допуске учащихся к выпускным экзаменам, обсуждает план работы, выносит решения о представлении к награждению как учащихся, так и педагогов. Задачи педагогического совета отражены в Положении о педагогическом совете школы.
Принципы, применяемые при подготовке педагогических советов:
- значимость поставленных проблем;
- научно – исследовательский подход к поставленной проблеме;
- интересный, полезный для всех подбор материала;
- корректный анализ недостатков в работе педагогического коллектива по обсуждаемому вопросу;
- определение путей разрешения проблем;
- деловитость;
- управляемость ситуаций;
- разумность принятия решений, их выполняемость;
- корректируемость решений.
Результаты методической работы имеют свои критерии:
· критерий результативности (обучения, развития и воспитания школьников);
· критерий рациональных затрат времени, экономичности - его наличие стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы;
· критерий роста удовлетворённости учителей своим трудом.
· положительный психолого-педагогический климат в школе;
· высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
· овладение современными методами обучения и воспитания;
· положительная динамика качества обучения и воспитания учащихся;
· высокий уровень профессиональной активности педагогов;
· своевременное распространение передового педагогического опыта;
· качественно организованная система повышения квалификации.
Поэтому об оптимальности построения методической системы можно говорить только тогда, когда она будет удовлетворять всем указанным критериям.