Формы методической работы




Справочные материалы

Методическая работа в школе

Из года в год повышаются требования к качеству подготовки выпускников общеобразовательных школ. А это, в свою очередь, требует постоянного совершенствования учителем своих профессиональных качеств как пред­метника, как мудрого воспитателя и как детского психолога. Ведь не в каждой школе, особенно сельской, пусть даже и средней, есть школь­ный психолог. И без методической помощи в данной ситуации никак нельзя обойтись ни опытному педагогу, ни начинающему молодому выпускнику ВУЗа или колледжа. Поэтому грамотный, методиче­ски подкованный педагог, болеющий душой за качество образования, развития и воспита­ния своих учеников – необходимое условие управления качеством знаний в школе. А это невозможно без оптимально ор­ганизованной методической работы в школе.

Для того, чтобы методическая работа в школе была направлена на повышение профессионального уровня учителя, его компетенции в вопросах педагогики, психологии, возрастной физиологии, она должна вестись логически обоснованно, чтобы формы соответствовали содержанию, а содержание вытекало из проблем, решаемых школой. Таким образом, необходима логически выстроенная система методической работы. Возникает проблема: «С чего начать создание системы методической работы в условиях своей школы?».

Теория методической работы в школе

Начнём с выяснения сущности методической работы в школе и обра­тимся для этого сначала к учебникам и пособиям по школьной педагогике. Однако, определение понятия «методическая работа в школе» в них, в основном, отсутствует. Чаще всего авторы различных учебных пособий сводят методическую работу к работе ме­тодических объединений, что не соответствует назначению методической работы и требованиям к её постановке в условиях новой образовательной среды, в которой оказалась современная школа. В литературе по школоведению, теории и методике управления учебно- воспитатель­ным процессом в школе проблемы отражаются более широко. Но и здесь не все­гда ясны многие вопросы.

Одни авторы сужают понятие методической работы до повышения квалификации учителей по частноме­тодическим, предметным вопросам. Другие рассматривают вопрос значительно шире, понимая под методической работой любые виды деятельно­сти по повышению квалификации педагогов в пределах школы. Вто­рой подход к понятию методической работы в школе наиболее полно отвечает назначению методической работы и требованиям к её постановке в усло­виях новой образовательной среды.

 

«Методическая работа - это деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения учебно – воспита­тельного процесса».

Исходя из этого, непосредственной целью методической работы в школе явля­ется рост уровня педагогического мастерства учителя и в целом педагогического коллектива. Методическая подготовка в школе не может сравниться с курсовой пере-подготовкой учителей, которая способна обеспечить высокую интенсивность обучения, фундаментальность и системность учебной информации. В то же время нужно отметить, что методическая работа в школе имеет много преимуществ.

Во - первых, методическая работа в школе носит относительно непрерывный, повседнев­ный характер.

Во – вторых, позволяет тесней­шим образом связывать содержание и характер методической работы с реального учебно – воспитательного процесса.

В – третьих, методическая работа в школе имеет возможность выявлять недостатки и затруднения в деятельности педагогов, а также ростки передового опыта, что позволяет сде­лать рост педагогов более управляемым процессом.

В - четвёртых, методическая работа в школе проходит в конкретном, развивающемся педагогическом коллективе, сплочён­ность которого создаёт особенно благоприятные условия для постановки методической ра­боты.

Содержание методической работы в школе

Выделяют несколько основных направлений содержания методической работы в школе:

o методологическая подготовка;

o частнометодическая подготовка;

o дидактическая подготовка;

o воспитательная подготовка;

o этическая подготовка;

o общекультурная подготовка;

o техническая подготовка.

Содержание методической работы в школе может включать:

· изучение нормативно-правовых документов органов образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;

· изучение новых педагогических технологий;

· диагностику профессиональных запросов учителей;

· подготовку учителей к аттестации;

· курсовую переподготовку;

· работу в городских и школьных творческих группах;

· подготовку к участию в научно-практических конференциях;

· организацию и проведение теоретических семинаров, единых методических дней, городских и республиканских семинаров;

· мониторинг учебных достижений, определение ИКО(индекс качества обученности) ученика, класса;

· программно- методическое обеспечение образовательного процесса;

· работу по оснащению кабинетов программными, методическими, диагностическими материалами;

· внеклассную работу по предметам;

· изучение передового педагогического опыта коллег.

Формы методической работы

Методическая работа может иметь различные виды, но сгруппировать их можно следующим образом:

1. Общешкольная работа (работа над единой проблемой школы, педагогические конференции, методические выставки, педагогические чтения).

2. Групповая работа (школа передового педагогического мастерства, наставничество, методиче­ские объединения учителей – предметников, творческие группы, работающие над актуаль­ной для них проблемой).

3. Индивидуальная работа (консультации, самообразование).

Традиционно применяются следующие формы методической работы:

o Тематические педагогические советы. В год проводится 3 таких педсовета – 2 по учебной и методической тематике и 1 – по воспитательной.

o Методический совет.

o Межшкольные методические объединения учителей – предметников (периодич­ность проведения заседаний 1 раз в четверть и работа между заседаниями при посещении и анализе уроков и внеклассных мероприятий).

o Работа с диагностическими картами, с папками – накопителями, ана­лиз которых проводится на ММО, но конечный итог - аттеста­ция педагогических кадров.

o Психолого – педагогический семинар «Мастерство учителя» (проводится 1 раз в четверть).

o Педагогический консилиум.

o Взаимопосещение и анализ уроков.

o Работа над темами по самообразованию.

o Предметные недели (математики и физики, русского языка и литературы, началь­ных классов, физической культуры, биологии и химии).

o Индивидуальные беседы.

o Методические оперативки (по новинкам периодических изданий, по веде­нию документации, по выездам на семинары в другие школы района, по рекомендациям УО).

o Курсовая подготовка педагогических кадров.

o Аттестация.

Педсовет

Педагогический совет является постоянно действующим коллегиальным органом самоуправления педагогических работников школы. Он был и остаётся основной формой проведения методической работы в школе, корректиру­ются только формы его проведения. Распростране­ние получили такие формы как конференция, малый педсовет (по отдельным проблемам), педсовет – круглый стол.

Педагогиче­ский совет рассматривает вопросы совершенствования учебно – воспитатель­ного процесса в школе, утверждает корректировку учебных планов и программ, принимает решения о допуске учащихся к выпускным экзаменам, обсуждает план работы, выносит решения о представлении к награждению как учащихся, так и педагогов. Задачи педагогического совета отражены в Положении о педагогическом совете школы.

Принципы, применяемые при подготовке педагогических советов:

- значимость поставленных проблем;

- научно – исследовательский подход к поставленной проблеме;

- интересный, полезный для всех подбор материала;

- корректный анализ недостатков в работе педагогического коллектива по обсуждаемому вопросу;

- определение путей разрешения проблем;

- деловитость;

- управляемость ситуаций;

- разумность принятия решений, их выполняемость;

- корректируемость решений.

Результаты методической работы имеют свои критерии:

· критерий результативности (обучения, развития и воспитания школьников);

· критерий рациональных затрат времени, экономичности - его наличие стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы;

· критерий роста удовлетворённости учителей своим трудом.

· положительный психолого-педагогический климат в школе;

· высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

· овладение современными методами обучения и воспитания;

· положительная динамика качества обучения и воспитания учащихся;

· высокий уровень профессиональной активности педагогов;

· своевременное распространение передового педагогического опыта;

· качественно организованная система повышения квалификации.

 

Поэтому об оптимальности построения методической системы можно говорить только тогда, когда она будет удовлетворять всем указанным критериям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: