Подход к ребенку, у которого на письме появляются ошибки стойкого характера, у которого трудности при чтении, должен быть совершенно другим.




Проблемы письма и чтения у младших школьников

Что необходимо знать родителям, что­бы вовремя заметить возникшие у школьника пробле­мы с письмом и чтением.

О проблемах школьного обучения написано много. На полках книжных магазинов сотни книг с советами, как помочь детям в подготовке к школе, как научить читать, писать, считать, как развивать память, внимание, мышление, речь. Гораздо меньше книг о проблемах, ко­торые появляются не сразу, а во 2—4 классах.

Родителей интересует: что делать, когда домашние уроки делаются по 5—6 ч, как поступить с ребенком, если он ничего не хочет делать, а учительница постоянно жалуется на его поведение, как помочь школьнику, у которого нет дру­зей, и он это переживает, но наладить отношения с классом не может? Все эти трудности неизбежно наклады­вают отпечаток на школьные успехи ребенка.

В последнее время у детей в начальной школе все чаще проявляются нарушения письма и чтения, и вот это происходит с вашим ребенком. Что делать дальше?

Обязательно надо проконсультироваться у специали­стов. Проблема не является изолированной, решать ее надо в комплексе в первую очередь с логопедом, а также психологом, детским психиатром, возможно невропато­логом. Они могут помочь родителям в занятиях с ребен­ком дома.

Вот несколько советов: Чего делать нельзя?!

Если ребенок делает много ошибок, учителя рекомен­дуют родителям больше читать и писать с ним. Все выходные и каникулы заняты диктантами, бездумным спи­сыванием огромных текстов. Иногда даже специалисты пытаются нарушения письма и чтения исправить коли­чественными приемами: диктантами, чтением больших текстов. Кстати, это может послужить сигналом для ро­дителей о недостаточной компетентности специалиста, который занимается с ребенком.

Подход к ребенку, у которого на письме появляются ошибки стойкого характера, у которого трудности при чтении, должен быть совершенно другим.

На первых этапах необходима в основном устная работа: упражне­ния на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Мно­гочисленные ошибки, которые неизбежно будут допус­каться при их написании, фиксируются в памяти ребен­ка. По этой же причине нежелательно детям с трудностями при письме и чтении давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок). А работу над ошибками жела­тельно проводить так, как советует логопед. Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написан­ные слова.

Если на дом задали прочитать текст или много писать, надо, чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит лучше справиться с домашним заданием.

Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что:

— ничего не делается по мановению волшебной па­лочки, нужны время, терпение и система;

— родители, учителя и специалисты должны работать в тесной связке — только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуа­ций как для ребенка, так и для окружающих;

— необходимо выполнять все, что назначено специа­листом, и не от случая к случаю, а так, как сказано. Иначе, наступившее улучшение быстро сойдет на нет, и проблемы могут только усилиться;

— помните, ребенок не виноват в своих проблемах! Он не «лодырь», не «лоботряс», не «тупой» и пр. Он пока просто не может писать и читать лучше. Ему надо помочь!

Еще один совет. Мы много говорим о важности ин­дивидуального подхода, но для его осуществления надо выявить эти индивидуальные особенности. Прежде чем начинать дополнительно заниматься дома по рекомен­дации специалиста, подумайте и решите для себя — какой он, ваш ребенок? каковы особенности его ха­рактера, поведения?

Один будет с удовольствием сидеть за столом дома или в школе и выполнять упражнения, которые вы ему предложите, другой уже через 7—10 мин не будет знать, куда деть руки и ноги.

Есть дети (на мой взгляд, они должны педагогов волновать больше всего), которые очень исполнительны. Они не сопротивляются, делают все, о чем их попросят. Такой ученик может заниматься очень долго. Не радуйтесь, этих «паинек» надо «расшевелить», вынудить принимать са­мостоятельные решения, вплоть до отказа заниматься тем, чем им не хочется.

Подвижных детей не стоит насильно заставлять вы­полнять какие-то дополнительные задания. Им бы на­браться терпения уроки сделать. И развитие фонемати­ческого восприятия, и звукобуквенный анализ, и разви­тие памяти, внимания — все это можно делать в любой обстановке — призовите свою фантазию. Это касается и учителя и родителей.

Например:

— убираясь на кухне, в комнате, попросите ребенка найти не меньше десяти слов (названий предме­тов), где первым был бы звук [с] (или любой дру­гой);

— возвращаясь с ним из школы, попросите, чтобы он внимательно смотрел на дорогу; а затем спросите, сколько красных машин проехало, сколь­ко всего машин проехало или что угодно;

— учитель в начале урока, в качестве разминки, мо­жет задать любой вопрос (о здании школы, школь­ном коридоре или дворе), проверить память и вни­мание учеников (некоторые из них даже не знают, сколько этажей в школьном здании); заставить их не только смотреть, но и видеть. Через некоторое время дети сами начнут придумывать такие уп­ражнения;

— придя с ребенком в магазин, взрослый может ис­пользовать время покупок для плодотворной ра­боты по развитию звукобуквенного анализа: по­просить найти на полке продукты с заданным зву­ком; устроить соревнование — кто больше найдет таких слов;

— развивая слуховое внимание, попросите 1 мин не разговаривать, не объясняя причину; затем спроси­те, что он услышал за это время, какие звуки, голоса;

— играйте дома в анаграммы, когда из одного длин­ного слова надо составить множество слов помень­ше; устройте соревнование.

Любые игры и просто действия, даже самые, казалось бы, незамысловатые, направленные на развитие речи и таких важнейших психических процессов, как память, внимание, восприятие, полезны для ребенка. Но они при­несут пользу только тогда, когда выполняются на подъе­ме, без принуждения.

Вот то основное, что необходимо знать родителям, что­бы вовремя заметить возникшие у школьника пробле­мы с письмом и чтением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: