Проблемы письма и чтения у младших школьников
Что необходимо знать родителям, чтобы вовремя заметить возникшие у школьника проблемы с письмом и чтением.
О проблемах школьного обучения написано много. На полках книжных магазинов сотни книг с советами, как помочь детям в подготовке к школе, как научить читать, писать, считать, как развивать память, внимание, мышление, речь. Гораздо меньше книг о проблемах, которые появляются не сразу, а во 2—4 классах.
Родителей интересует: что делать, когда домашние уроки делаются по 5—6 ч, как поступить с ребенком, если он ничего не хочет делать, а учительница постоянно жалуется на его поведение, как помочь школьнику, у которого нет друзей, и он это переживает, но наладить отношения с классом не может? Все эти трудности неизбежно накладывают отпечаток на школьные успехи ребенка.
В последнее время у детей в начальной школе все чаще проявляются нарушения письма и чтения, и вот это происходит с вашим ребенком. Что делать дальше?
Обязательно надо проконсультироваться у специалистов. Проблема не является изолированной, решать ее надо в комплексе в первую очередь с логопедом, а также психологом, детским психиатром, возможно невропатологом. Они могут помочь родителям в занятиях с ребенком дома.
Вот несколько советов: Чего делать нельзя?!
Если ребенок делает много ошибок, учителя рекомендуют родителям больше читать и писать с ним. Все выходные и каникулы заняты диктантами, бездумным списыванием огромных текстов. Иногда даже специалисты пытаются нарушения письма и чтения исправить количественными приемами: диктантами, чтением больших текстов. Кстати, это может послужить сигналом для родителей о недостаточной компетентности специалиста, который занимается с ребенком.
Подход к ребенку, у которого на письме появляются ошибки стойкого характера, у которого трудности при чтении, должен быть совершенно другим.
На первых этапах необходима в основном устная работа: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка. По этой же причине нежелательно детям с трудностями при письме и чтении давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок). А работу над ошибками желательно проводить так, как советует логопед. Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написанные слова.
Если на дом задали прочитать текст или много писать, надо, чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит лучше справиться с домашним заданием.
Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что:
— ничего не делается по мановению волшебной палочки, нужны время, терпение и система;
— родители, учителя и специалисты должны работать в тесной связке — только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций как для ребенка, так и для окружающих;
— необходимо выполнять все, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, а так, как сказано. Иначе, наступившее улучшение быстро сойдет на нет, и проблемы могут только усилиться;
— помните, ребенок не виноват в своих проблемах! Он не «лодырь», не «лоботряс», не «тупой» и пр. Он пока просто не может писать и читать лучше. Ему надо помочь!
Еще один совет. Мы много говорим о важности индивидуального подхода, но для его осуществления надо выявить эти индивидуальные особенности. Прежде чем начинать дополнительно заниматься дома по рекомендации специалиста, подумайте и решите для себя — какой он, ваш ребенок? каковы особенности его характера, поведения?
Один будет с удовольствием сидеть за столом дома или в школе и выполнять упражнения, которые вы ему предложите, другой уже через 7—10 мин не будет знать, куда деть руки и ноги.
Есть дети (на мой взгляд, они должны педагогов волновать больше всего), которые очень исполнительны. Они не сопротивляются, делают все, о чем их попросят. Такой ученик может заниматься очень долго. Не радуйтесь, этих «паинек» надо «расшевелить», вынудить принимать самостоятельные решения, вплоть до отказа заниматься тем, чем им не хочется.
Подвижных детей не стоит насильно заставлять выполнять какие-то дополнительные задания. Им бы набраться терпения уроки сделать. И развитие фонематического восприятия, и звукобуквенный анализ, и развитие памяти, внимания — все это можно делать в любой обстановке — призовите свою фантазию. Это касается и учителя и родителей.
Например:
— убираясь на кухне, в комнате, попросите ребенка найти не меньше десяти слов (названий предметов), где первым был бы звук [с] (или любой другой);
— возвращаясь с ним из школы, попросите, чтобы он внимательно смотрел на дорогу; а затем спросите, сколько красных машин проехало, сколько всего машин проехало или что угодно;
— учитель в начале урока, в качестве разминки, может задать любой вопрос (о здании школы, школьном коридоре или дворе), проверить память и внимание учеников (некоторые из них даже не знают, сколько этажей в школьном здании); заставить их не только смотреть, но и видеть. Через некоторое время дети сами начнут придумывать такие упражнения;
— придя с ребенком в магазин, взрослый может использовать время покупок для плодотворной работы по развитию звукобуквенного анализа: попросить найти на полке продукты с заданным звуком; устроить соревнование — кто больше найдет таких слов;
— развивая слуховое внимание, попросите 1 мин не разговаривать, не объясняя причину; затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса;
— играйте дома в анаграммы, когда из одного длинного слова надо составить множество слов поменьше; устройте соревнование.
Любые игры и просто действия, даже самые, казалось бы, незамысловатые, направленные на развитие речи и таких важнейших психических процессов, как память, внимание, восприятие, полезны для ребенка. Но они принесут пользу только тогда, когда выполняются на подъеме, без принуждения.
Вот то основное, что необходимо знать родителям, чтобы вовремя заметить возникшие у школьника проблемы с письмом и чтением.