Возраст | Задачи развития | Последствия разлучения или потери | Помощь в минимизации травмы |
Младенчество | Младенцы развивают чувство защищенности и доверия из каждодневного опыта. Их основная работа – развить чувство доверия к другим. | Они понимают, что их окружение изменилось. Они реагируют на разницу в температуре, шуме, изменения окружающих предметов. Они могут стать менее гибкими. | Быть внимательными к потребностям. Свести перемены в распорядке дня к минимуму. |
Дети, только начинающие ходить и говорить | Они отрываются от матерей, начинают развивать чувство уверенности в своих силах и самоуважения, начинают чувствовать свою способность делать что-то самостоятельно. | Разрушение чувства независимости, уверенности в собственных силах и самоуважении. Дети, уже начавшие ходить и говорить, могут демонстрировать поведение, характерное для младенцев. | Нуждаются в развитии независимости или в развитии баланса между зависимостью и независимостью. Терпимо относиться к прилипчивому поведению, т.к. они не верят, что взрослые всегда будут рядом, когда они им понадобятся. Могут вести себя, как будто являются своими собственными родителями, нуждаются в возможностях для проявления доверия и автономии и возможностях контролировать окружающий мир. Понимать те события, которые связаны с разлучением и потерей, т.к. подобные события могут вызвать воспоминания в будущем. |
Дошкольники | Развиваются навыки самообслуживания; обычно задают много вопросов; развивают осознание своей личности и становятся более независимыми. Демонстрируют огромный интерес к окружающему миру. Развивают речевые навыки и умения. Не способны понимать причину и следствие. | Мир непонятен им; боязнь быть брошенными; характерно неправильное понимание причин перемещений; возложение вины на себя. | Прислушиваться ко всем странным заявлениям для получения представления о неверном понимании ребенком причин размещения его в приемную семью. Быть внимательным к развитию ребенка. Задержки развития речи являются характерной чертой для детей, которые пережили физическое насилие или отсутствие внимания. Нуждаются в постоянстве и предсказуемости, чтобы выработать чувство доверия и контроля. |
От 6 до 10 лет | Учеба в школе, развитие моторных навыков и отношения со сверстниками своего пола являются самыми важными задачами. Нравственное развитие включает обостренное чувство того, что есть правильно и неправильно. Становится более настойчивым, проблема справедливости является крайне важной. Возросшая способность понимать и обобщать. | Мешает развитию способности устанавливать и укреплять дружеские отношения. Характерен регресс в сторону более ранних стадий развития. | Нуждаются в объяснении причин потери. Нуждаются в информации о своем прошлом, чтобы понять, кто они есть. Нуждаются в помощи в установлении отношений со сверстниками, в учебе и определении причин и способов контролировать свои негативные чувства. Дети, пережившие сексуальное насилие, нуждаются в заботе и несексуальных отношениях. |
Подростки | Потребность в признании сверстниками становится сильнее потребности в сопричастности с семьей. Должны справляться с возникающими сексуальными и агрессивными импульсами. Начинают искать свое место в мире. Хотят независимости от семьи. Развивают интеллектуальные способности и способности к аргументированию. Чувство сопричастности и отношения со сверстниками крайне важны. | Чувство потери усиливается вследствие эмоциональной нестабильности и импульсивности, характерных для подросткового возраста. Потеря осложняет процесс осознания себя как личности и влияет на самооценку. Будучи разлученным с семьей на стадии, когда нужна независимость, ребенок испытывает чувство гнева. | Имеют потребность быть полноправными участниками процесса планирования, потребность ощущать, что их желания всегда принимаются во внимание. Нуждаются в помощи, чтобы осознать и справиться со своими негативными чувствами и низкой самооценкой. Нуждаются в помощи в обсуждении сексуальных проблем на базе несексуальных отношений. Нуждаются в поддержке в отношениях со сверстниками; например, в помощи справляться с давлением сверстников. |
Перемещение/потеря – это время большого волнения и дискомфорта для детей. Знать об их чувствах и правильно реагировать на них значит поддерживать процесс формирования привязанности между ребенком и новой семьей. |