Поворот оверштаг
Это основной поворот на лав ировке. Делается он против ветра и состоит из двух элементов: приведения яхты до положения левентик и последующего уваливания на новый галс. Для успешного поворота оверштаг необходимы: хорошая скорость, (рулевой перед поворотом слегка уваливает судно), и слаженная работа экипажа.
По первой команде — «К повороту оверштаг приготовиться!» или просто — «К повороту!», которая, подается заблаговременно, экипаж яхты занимает свои места. Подветренный стаксель – шкот берут на руки.
По второй команде — «Поворот!» рулевой кладет руль на ветер и приводит судно. В это же время травят подветренный стаксель - шкот, который крепят в момент пересечения носом яхты линии ветра. Затем сразу же выбирают ставший подветренным стаксель – шкот, теперь рулевой должен сесть с наветренной стороны и взять шкот в ту руку, которой раньше держал румпель, а румпель – в ту, которой раньше держал шкот. (Менять место надо так, чтобы все время находиться лицом вперед).
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:
В гонках, и особенно на гладкой воде, рекомендуется травить стаксель - шкот в тот момент, когда парус начинает сам переходить на другой галс, но не раньше, так как тянущая способность стакселя сохраняется, пока он работает, и скорость при повороте не уменьшается.
Сразу же после поворота полезно немного пройти чуть полней с не выбранными до конца стаксель - шкотами и слегка потравленными гика - шкотами. Это дает возможность быстрее набрать скорость на новом галсе и избежать возникающего при повороте дрейфа. Шкоты выбирают сразу же, как только яхта наберет ход и рулевой приведет судно до курса крутой бейдевинд.
|
Поворот через фордевинд
Поворот через фордевинд – это поворот судна на другой галс в тот момент, когда яхта пересекает кормой направление ветра. Поворачиваем руль до тех пор, пока лодка не ляжет на попутный курс. К этому времени рулевой должен пересесть на середину яхты. А затем, оттолкнув гик в другую сторону, быстро передвинуться к наветренному борту, меняя руки, державшие шкот и румпель. (Менять место надо так, чтобы все время находиться лицом вперед).
Поворот через фордевинд осуществляется по ветру и на острых и на полных (бакштаг и фордевинд) курсах.
На острых курсах поворот через фордевинд обычно делают только в самых крайних случаях (например,
когда на ветре обнаруживается какое -либо препятствие — мель, судно и т. п. — и поворот оверштаг сделать нельзя). Чтобы сделать поворот через фордевинд, необходимо сначала увалиться до курса полный фордевинд, затем пересечь кормой линию ветра и перенести грот на другой галс, после чего привестись до
курса бейдевинд, но уже на новом галсе (рис. 11 0). Исполненный таким образом поворот позволяет судну спуститься под ветер и миновать препятствие на курсе, оставив его на ветре.
На полных курсах поворот через фордевинд всегда делают при перемене галса, когда ветер заходит или яхта меняет курс, пересекая кормой линию ветра.
Иногда идти курсом чистый фордевинд нельзя: либо ветер слабый, либо яхта сильно рыскает на
попутной волне. В таких случаях можно лечь на курс бакштаг и, сохраняя неизменным генеральный курс, периодически менять галсы, делая повороты через фордевинд. Такое плавание под парусами называют лавировкой на попутном » ветре » (или лавировкой на фордевинд).
|
Нелишним будет заметить, что поворот через фордевинд —довольно трудный по сравнению с поворотом оверштаг маневр, а в сильный ветер —даже опасный. При неуверенном управлении рулем или нечеткой работе на шкотах и бакштагах могут быть порваны паруса или поломан рангоут.
Действия рулевого и работа экипажа при повороте через фордевинд
— по команде «К повороту через фордевинд приготовиться!» готовят и очищают шкоты и бакштаги;
бакшта -гах обязательно должны работать два человека;
— по команде «Поворот!» рулевой кладет руль под ветер; шкотовые выбирают стаксель -шкот и травят гика -шкот до вант; когда корма подойдет к линии ветра, гика -шкот быстро выбирают, чтобы к моменту
пересечения линии ветра гик оказался в диаметральной плоскости. В это время сначала обтягивают и крепят бывший подветренным бакштаг, а затем отдают бакштаг, бывший наветренным. Как только корма пересечет линию ветра и грот пойдет на другой галс, гика -шкот свободно травят почти до вант, чтобы избежать крена удара ветра и слишком быстрого приведения; затем, постепенно выбирая гика - и стаксель -шкоты, приводятся и ложатся на новый галс.
В сильный шквалистый ветер, когда у рулевого могут появиться сомнения, делать ли поворот через фордевинд на полном курсе, можно сделать поворот, который у яхтсменов ГДР называется «коровий оверштаг»*. При этом повороте рулевой, выбирая гика -шкоты, приводит яхту до курса бейдевинд, делает
поворот оверштаг, а потом спускается до тех пор пока не ляжет на новый галс и курс полным ветром (рис. 111).
|
При повороте через фордевинд нужно помнить о следующем:
— слишком медленное выбирание гика -шкота, когда корма яхты переходит линию ветра раньше, чем гик оказывается в диаметральной плоскости, приводит к тому, что удар ветра рывком бросает грот на новый галс. Килевую яхту при этом сильно кренит и бросает на ветер, а швертбот, если не успеть растравить гика -шкот, в свежий ветер может опрокинуться;
— опоздание с отдачей наветренного бакштага может привести к обрыву этого бакштага или поломке
гика, а иногда и мачты. Швертбот в таких случаях обычно опрокидывается; — приведение на новом галсе с не растравленным (зажатым) гика – шкотом вызывает большой крен; яхту так бросает на ветер, что в этот момент ею почти невозможно управлять. При этом значительно теряется скорость. Швертбот в такой ситуации может опрокинуться;
— не закрепленный вовремя на новом галсе бакштаг может при
достаточно сильном ветре стать причиной поломки мачты.
При обучении новичков поворотам через фордевинд и оверштаг недостаточно двух приведенных команд. Их подают только тогда, когда экипаж натренирован и понимает рулевого буквально с полуслова. Чтобы достичь такого понимания, начинающий яхтсмен должен изучить последовательно все действия при повороте по отдельно подаваемым командам (рис. 108 и 110).