Музыкальная викторина школьников




18 апреля в ДМШ № 2 состоялась XIX Открытая музыкально-теоретическая викторина учащихся ДМШ и ДШИ, посвящённая творческому содружеству русских композиторов «Могучая кучка». В состязаниях приняли участие 7 музыкальных школ города, их выступления оценивало жюри, в составе которого работали преподаватели отделения «Теория музыки» ПКИ А. Г. Сухова и Л. А. Бульен под председательством руководителя Областной секции «Теория музыки», председателя цикловой комиссии теоретического отделения ПКИ Е. Ю. Севастьяновой. Вела программу автор проекта, председатель теоретического отделения ДМШ № 2 О. И. Доронина. В первом туре состоялись соревнования команд в семи конкурсах, второй тур состоял из выступлений юных музыковедов, третий тур викторины включал исполнительские номера. В ходе соревнований учащиеся проявляли эрудицию, смекалку, находчивость, знание музыки композиторов. По итогам первого тура максимально возможное количество баллов не заработала ни одна команда, поэтому первое место не присуждалось. Лауреатами второй степени стали команды ДМШ им. В. Чеха (преподаватели К. Н. Строков и О. А. Боровкова) и ДМШ № 2 Пензы (преподаватели А. В. Вавилова, О. И. Доронина, Е. С. Потапова), на третьем месте ДМШ № 4 (преподаватель Е. В. Сырцева). Главными критериями оценки выступлений юных музыковедов были наличие музыковедческого подхода в раскрытии темы, оригинальность выбора темы и ракурса её освещения, умение заинтересовать слушателей. Звания Лауреатов второго тура получили учащиеся ДМШ им. В. Чеха («Тема Востока в творчестве композиторов «Могучей кучки»), ДМШ № 4 («Милий Балакирев») и ДМШ № 1 («Я сделал всё, что мог» Интервью, которого не могло быть.). Участники третьего тура награждались дипломами с указанием номинаций «За лучшее исполнение» и другие. В концертной программе звучали музыкальные выступления школьников, подготовленных преподавателями ДМШ № 2. С этого года лауреаты Викторины получают право поступления без экзаменов в ПКИ на отделение «Теория музыки».

Гибель богов

Так назывался конкурс музыкальных эрудитов – студентов исполнительских специальностей, проходивший 25 апреля в нашем колледже. Две команды – «Мьюзиканты» (капитан Дарья Осадчая) и «Октава» (капитан Елизавета Уханова) преодолевали всевозможные испытания по теме «Творчество композиторов второй половины 19 века»: отвечали на каверзные вопросы, сами придумывали вопросы для соперников, определяли изображения на фотографиях, добавляли недостающие ноты в тексте известного произведения, по слуху определяли стиль композитора, импровизировали театральные сценки, отгадывали на слух музыкальные произведения, воспроизведённые в обратном порядке. В конкурсах импровизаций, эрудитов и в работе с нотным текстом команды получили одинаковое количество баллов, но в остальных команда «Октава» опережала соперников, в результате она победила. Специальный диплом команда «Октава» получила за лучшее домашнее задание, которое отличалось музыкальностью и профессионализмом. Участники команды представили сценку из оперы «Садко» Римского-Крсакова с темброво красочным и артистичным исполнением песен торговых гостей на духовых инструментах в сопровождении фортепиано (Валерия Полуднякова). Песня Варяжского гостя прозвучала на тромбоне в исполнении Елизаветы Ухановой, Песню Индийского гостя исполнила на флейте Александра Фёдорова, Песню Веденецкого гостя мы услышали на фаготе в исполнении Валерии Косоротовой. В жюри входили преподаватели отделения «Теория музыки» А. Г. Сухова и Л. А. Бульен, воглавляла жюри председатель цикловой комисси «Теория музыки» Е. Ю. Севастьянова. Подготовила и провела проект А. Ю. Крюкова. Самым главным и ценным результатом соревнований стало общение, в ходе которого творчество композиторов было предметом размышлений, споров, увлечённых поисков решений.

20 взглядов на младенца Иисуса

Встреча с пианистом Ильёй Харлановым, состоявшаяся в Малом зале нашего колледжа 27 апреля, оказалась потрясающе интересной. В первую очередь, наше внимание привлёк нестандартный репертуар. Музыка Оливье Мессиана в концертах звучит крайне редко. Для Ильи Харланова Мессиан – один из любимых авторов, что понятно из глубокого проникновения пианиста в тонкости его стиля, увлечённости музыкой, умения вести за собой аудиторию и красочности исполнения. Илья Харланов принадлежит к «звёздному» поколению лучших выпускников нашего колледжа Анастасии Судневой, Ильи Кузнецова, Дениса Щевелёва. В колледже он занимался в классе М. М. Наумкиной, затем окончил Саратовскую государственную консерваторию по классу профессора Л.И. Ангерт. Фортепианный цикл «20 взглядов на младенца Иисуса» создан композитором в 1944 году, через 2 года после его возвращения из немецкого лагеря для военнопленных в Силезии. В цикле воплощены две ведущие темы творчества Мессиана: духовная, основанная на художественном воплощении евангельских сюжетов, и тема птиц, которых Мессиан изучал как учёный-орнитолог, расшифровывал их пение. Художественная трактовка композитором образа птиц как служителей нематериальных сфер напрямую связана с духовными темами. Сочинения Мессиана пронизаны светом, таинственным сиянием, они искрятся блеском ярких звуковых красок, контрастами утонченных, величественных и сверкающих «космических» интонаций, всплесков кипящей энергии, безмятежных голосов птиц, даже птичьих хоров и экстатического безмолвия души. Отвергая низкую, будничную сторону действительности, Мессиан хочет утвердить противостоящие ей традиционные ценности красоты и гармонии, высокой духовной культуры, причем, не реставрируя их посредством какой-то стилизации, а щедро используя современную гармонический язык, изысканные ритмы. В исполнении Ильи Харланова мы услышали 10 пьес из 20-ти, входящих в цикл. В них получили развитие основные лейтмотивы, которыми объединён цикл: тема Бога, тема Звезды и Креста, символизирующая начало и завершение земного пути Иисуса, тема Радуги, тема птиц и колокольные звоны. Музыку Мессиана по звучанию можно сравнить с творчеством Дебюсси или Скрябина.

Музыка ХХ века

 

3 мая студенты 2 курса отделения «Теория музыки» выступили в открытом заседании теоретического кружка, ежегодно проходящего в форме теоретических семинаров по зарубежной музыкальной литературе ХХ века. Темой новых исследований стала французская музыкальная культура авангарда первой половины ХХ века, яркими представителями которой были композиторы «Французской группы шести». Название группе критик Анри Колле дал по аналогии с «пятёркой», как во Франции было принято называть композиторов Могучей кучки: статья Колле называлась «Русская пятёрка, французская шестёрка и господин Сати». Смысл аналогии в том, что композиторы Шестёрки, как и русские композиторы полувеком раньше, заявляли о своём намерении отстаивать национальную специфику музыкального языка против иностранных влияний. Выступавшие студенты должны были собрать наиболее интересные и важные сведения о творчестве композиторов, предстать в роли пропагандистов их музыки, заинтересовать аудиторию. В сообщении Олега Воробьёва заключался обзор общих тенденций французской культуры, литературы, поэзии, архитектуры и живописи. Фёдор Севастьянов с увлечением рассказал о творчестве художника Марселя Дюшана. О французской «Группе шести» и творчестве Франсиса Пуленка подготовила сообщение Елена Ненахова. Екатерина Косаева посвятила своё выступление Дариусу Мийо, а Кристина КазаковаЖоржу Орику. Сообщения студентов иллюстрировались записями фрагментов музыкальных произведений и слайдами.

Редактор Л.А. Бульен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: