Выполните правку-переделку (переведите фрагмент записанной устной речи в письменную). Что утратил и чем обогатился текст при редактировании?




ЧАСТЬ 1

Чередование гласных в корне: а / о, е / и, а (я) / им, а (я) / ин

В корнях с чередующимися гласными

ГАР/ГОР пишется А, если на корень падает ударение, и пишется О, если ударение не падает на корень (загар - загораешь). Искл.: изгарь, пригарь, выгарки.

ЗАР/ЗОР под ударением может писаться и А, и О, без ударения – А (зорька - зарево - заревой). Искл.: зоревать, зорянка.

КЛАН/КЛОН, ТВАР/ТВОР под ударением может писаться и А, и О, без ударения – О (кланяться - наклон - наклониться, тварь - творчество - творить). Искл.: утварь.

ЛАГ/ЛОЖ, КАСС/КОС пишется А, если после корня следует суффикс А (касаться - коснуться, предлагать - предложить). Искл.: полог.

МАК/МОК пишется А, если корень имеет значение «погружать в жидкость», пишется О, если корень имеет значение «пропускать жидкость» (непромокаемый плащ - обмакнуть кисть в краску).

РАСТ/РАЩ/РОС в безударном положении пишется А перед СТ и Щ, перед С пишется О (расти - росли). Искл.: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав и производные от них слова.

БЕР/БИР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ДЕР/ДИР, ЖЕГ/ЖИГ, МЕР/МИР, ПЕР/ПИР, СТЕЛ/СТИЛ, ТЕР/ТИР, ЧЕТ/ЧИТ пишется И, если после корня следует суффикс А (замирать - замер, блистать - блестеть, вычесть - вычитать, выжегший - сжигать). Искл.: сочетание, сочетать.

ПЛАВ/ПЛОВ/ПЛЫВ гласный А может быть ударным и безударным (плавать - плавучий), О пишется в словах пловец и пловчиха, Ы - в слове плывуны.

РАВН/РОВН пишется А в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, уравнять); О - в словах со значением «ровный, гладкий, прямой» (сровнять, уровень).

СКАК/СКОЧ пишется А в безударном корне перд Г, О – перед Ч (подскакать - подскочить). Искл.: скачок, скачу.

А(Я)/ИМ, А(Я)/ИН пишутся ИМ и ИН, если дальше следует суф. -А- (пожать - пожимать, понять - понимать, начать - начинать, примять - приминать).

 

Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы.

Бл_стательный, бл_стящий, вн_мательный, вын_мать, нач_нающий, закл_нать, зад_рать, прид_раться, зап_реться, расст_лить, соч_тание, выч_тать, поч_тать, поч_сти, бракосоч_тание, выж_гать, заж_гательный обм_реть, раст_раться, прит_реться, соб_рательный, безотл_гательный, благораспол_жение, предпол_гаемый, обл_гать, пол_г, разл_жить, з_рница з_ревать, з_ревой, з_ря, оз_рение, з_рянка, выг_рки, г_релка, дог_рание, заг_релый, пог_релец, приг_рь, благотв_рительный, вытв_рять, удовлетв_рение, утв_рь, взм_кать, вым_кнуть, вым_ченный, вым_чка, м_кание, м_крота, непром_каемый, подм_чивший, пром_кашка, см_чить, вым_чивать, взр_слеть, взр_стать, нар_щение, отр_сль, р_стение, р_стовщик, р_сток, разр_стись, подр_стковый, вск_чить, ск_чок, ск_чу, к_сательная, неприк_сновенный, неук_снительно, прик_сание, коленопрекл_ненный, накл_ниться, откл_нение, на пл_ву, пл_вец, пл_вунец, попл_вок, пл_вчиха, спл_вщик, пл_вцы, подр_внять, пор_вняться, прир_внять, р_весник, р_внина, р_вноденствие, разр_внять, ср_внение, ур_внение, ур_вновешенный, пор_вну.

 

Гласные о / е (ё) после шипящих согласных

В корне слова после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ пишется Ё, если в корне есть чередование с Е (шепот - шепчет). Если чередования с Е нет, то пишется О (шомпол).

Прим.: слова с корнем ЖОГ/ЖЕГ пишутся по-разному. В корнях существительных пишется О (сильный ожог), в глаголах – Ё (ожог руку).

В суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий, образованных от существительных и наречий, под ударением пишется О, без ударения Е (горячо - горячее).

Прим.: Ё пишется в словах с французским суффиксом ЁР (дирижер, ретушер, ухажер).

В суффиксах и окончаниях глаголов, причастий, а также отглагольных прилагательных и существительных пишется только Ё (стережет, вооруженный, печеный, ночевка). Искл.: трещотка.

 

Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы.

Ж_лтизна, маж_рный, реч_нка, с нош_й, с багаж_м, говорить общ_, испытующ_, ш_рты, подстриж_н, тяж_лый, беч_вка, кош_лка, мецц_, ретуш_р, чащ_ба, реш_тка, обж_ра, ж_нглер, крыж_вник, деш_вый, скерц_, реч_нька, уч_ба, парч_вый, смеш_н, плюш_вый, сооруж_н, капюш_н, ш_пот, ш_колад, печ_нка, туш_нка, ч_порный, коч_вка, ш_ссе, ж_рдочка, ж_кей, с мяч_м, увлеч_нный, нипоч_м, стаж_р, еж_нок, бандж_.

Болезненный ож_г, нечаянно ож_г палец, зажж_нная свеча, подж_г сарая, украшение из жж_ной кости, обожж_нная рука, заж_гательная смесь, жидкость для розж_га костров, обж_г глиняных изделий.

 

Упражнение 3. Исправьте допущенные ошибки

Отягощенный тяжолым багажом, щиголеватый стажор в грубошорстном жилтоватом жалете под чорным плащем ожедал поезда вместе с чепорным заезжем коммивояжером и истощонным врачем, пахнущем щолочью.

ЧАСТЬ 2

Выполните правку-переделку (переведите фрагмент записанной устной речи в письменную). Что утратил и чем обогатился текст при редактировании?

 

Первая попытка систематизации прозаического наследия Жуковского / ну в общем- то все это знают / была сделана Галаховым / э… в 1852–1853 годах / у него в «Отечественных записках» «Материалы для определения литературной деятельности Жуковского» / там как раз – списки сочинений и переводов писателя / из ранних, так сказать / до 1812 года / Потом значит / в 1853 году / в Московском университете Шевырев произнес свою речь знаменитую / там / э… / очень точно поставлена проблема национального своеобразия русской литературы / ну я уже говорила об этом / и проблема прозы русской / у ее истоков Карамзин и его «ученик» поэт Жуковский / так считает Шевырев /, который стал «учителем Пушкина» / я имею в виду Жуковского сейчас / Ну и конечно Шевырев подчеркивал / вот… э…/ ну такие идеи / принципиальные для изучения прозы Жуковского / как связь его поэзии и жизни / и так сказать стержнем их он назвал «самовоспитание» писателя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: