Конспект лекции «Поощрения и наказания в ДОЛ» Бобровой Ксении Павловны




Общие правила.

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнения "наказывать или "не наказывать", не наказывайте. Никакой "профилактики" на всякий случай.

3. Наказание не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды, никогда не отнимайте подаренного Вами или кем бы то ни было - никогда.

4. Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова.

5. Наказание должно быть без унижения. Что бы ни было, какая ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество Вашей силы над его слабостью, как унижение. Оценивать нужно не личность ребенка, а поступок, который он совершил.

6. Ребенок должен осознавать справедливость наказания. Если ребенок считает, что Вы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону.

Важные моменты:

1. Проявлять терпение.

2. Объяснить причину.

3. Выслушать обе стороны.

4. Нельзя наказывать: за то, что ребенок отличается от других; за то, что он имеет отличную от вашей точку зрения.

5. В наказании и поощрении необходима своевременность. Наказывать мгновенно и справедливо.

6. Если «сцепились» двое наказать следует обоих, т.к. не бывает одного виновного. Если «достанется» обоим – обиженных не будет, все останутся довольны.

7. Маленьких детей вообще наказывать не имеет смысла, им необходимо только все объяснять.

8. При разговоре с провинившимся ребенком нужно делать акцент на том, что накажут не только его, но еще и вожатого.

9. Взрослым детям можно дать возможность выбрать наказание самим. Сказать, например: «Ну и чего вы заслуживаете после такого?» (предварительно «раздуть», преувеличить их поступок).

10. Если ребенок жалуется родителям, то им необходимо объяснить мотив наказания, рассказать всю ситуацию и роль в ней «наказанного». («В целях воспитания и предупреждения подобного рода происшествий было необходимо поступить … и наказать…»).

11. Необходимо в начале смены установит четкие рамки дисциплины, не выходить за них на протяжении всего пребывания в лагере, т.к. ребенок ежедневно «проверяет» вожатого.

12. Необходимо создать себе такой авторитет, чтобы обида вожатого была для ребенка худшим наказанием.

13. Наказывать детей должен только вожатый - ни директор, ни старшие воспитатели, т.к. именно вожатый непосредственно работает с детьми, а не администрация.

14. Простить ребёнка или изменить меру наказания может только вожатый, его наказавший (в противном случае это может привести к значительным проблемам в управлении отрядом и в отношениях между вожатыми).

15. Правила, ограничения обязательно должны присутствовать в жизни ребенка. Но их не должно быть слишком много, они должны быть гибкими.

16. Тон, которым сообщено требование или запрет, должен быть скорее дружески-разъяснительным, чем повелительным.

17. Наказывая ребенка, правильнее лишать его приятного, чем делать плохое.

Как нежелательно наказывать детей

Спортом. Исключение во время утренней зарядки и в соответствии со здоровьем наказуемого. Некоторые считают, что это только полезно для здоровья, другие приравнивают это к физическим наказаниям. Иногда наказания спортивной нагрузкой практикуются. Но надо иметь в виду: в лагерь часто едут физически ослабленные дети, имеющие медицинский отвод от физкультуры. Некоторым из них, может быть, просто нельзя приседать или бегать. Не зная этого, вы можете подвергнуть опасности здоровье ребёнка, так что будьте осторожны! Да и стоит ли наказывать тем, к чему нужно приучить.

Трудом. Исключение взрослые оболтусы и трудом соизмеримым со здоровьем наказуемого и в соответствии с санитарными нормами в ДОЛ. Наказание трудом малышей может выработать у них стереотип, что труд наказание. Малышам надо наоборот «подавать» труд как игру, как приятное и необходимое занятие, для малышей в таком случае лучшее наказание - вынужденное безделье.

Сном, т.е. лишать их сна, а дополнительно предоставлять им время для сна можно.

Купанием. Детей в лагере купают не для забавы, а для здоровья детей. Например, можно заставить ребенка купаться у самого берега вдали от других, как, впрочем, нежелательно наказывать детей и лишением любых других благ, которые положены им по режиму;

Нельзя наказывать способом, который может нанести ребенку психологическую травму. Например: выставить мальчика в одних трусах в палату девочек (ну конечно понятно, что не для всех мальчиков это будет наказанием, может быть даже наоборот, но для некоторых это может быть очень жестоко и может привести к серьезной психологической травме). Примеров тут можно привести очень много и поэтому надо всегда очень внимательно относиться к наказанию детей.

Как можно наказывать детей

Сном. Можно детей пораньше уложить спать или просто уложить спать, например, в Тихий Час (для взрослых детей) если они не умеют тихо вести себя в Тихий Час.

Пропуском какого-то мероприятия. Например, не пустить на дискотеку или еще на какое-то мероприятие (правда, на то мероприятие, на которое наказуемый хочет идти, а то это не будет наказанием), но тут надо быть уверенным (а именно надо лично контролировать наказуемого), что ребенок не предоставлен сам себе, а находится, например, в своей палате и никуда оттуда не выходит. Если же вы не можете это проконтролировать (или просто не хотите), то тогда не надо так наказывать ребенка. Дело в том, что мероприятия все предназначены, прежде всего, для того, чтобы вожатые могли контролировать детей. Надо постараться, чтобы ваши угрозы этого наказания не пришлось выполнять, а если уже и пришлось, то надо как деликатно смягчить его, объяснив ребенку, что если добросовестно отбудет (не будет его избегать и ныть) наказание в течение часа, то будет отпущен на Волю.

Лучший друг вожатого. Это довольно таки экзотический способ наказания и требует значительных умений и сил вожатого. Применяется он, исключительно, к детям старших отрядов. Наказуемый должен в течение всего дня стать "лучшим другом вожатого". Что это значит - он должен всегда и везде следовать за вожатым (как это водится у закадычных друзей) и ни на минуту не покидать его - если вожатый пошел в туалет, он ждет под дверью, если вожатый зашел в вожатскую, наказуемый ждет под дверью (например, дать этому товарищу стул и книжку). С одной стороны это вроде бы не наказание, но это только на первый взгляд - ребенок лишается коллектива (своего детского), наказуемый (это может самое главное) не может отойти покурить. В общем больше полдня никто не выдерживал, хотя сперва были полны энтузиазизма - просто, можно сказать, были рады что отделались таким пустяковым наказанием, но это наказание оказывалось очень действенным. Но стоит еще раз сказать, что это наказание требует значительных усилий от вожатого - вожатый должен быть уверен, в том, что он сможет удержать своего "лучшего друга" возле себя.

Можно заставить ребёнка написать объяснительную записку на имя старшего вожатого или директора лагеря о совершённом им поступке. При этом ребенок описывает как само действие, так и причину, побудившую его к этому действию. Когда ребёнок будет описывать свой поступок на бумаге, он более глубоко задумается о своих действиях, тем более что он объясняется такому уважаемому человеку, как старший вожатый или директор. Естественно, директору их никто не отдаёт. Но сам процесс почему-то действует, как взгляд удава на кролика. Объяснительная имеет и воспитательный смысл: она заставляет ребёнка осознать, что же он сделал, и почему он неправ.

Занимательное чтение. Это наказание развивает культурную сферу ребёнка. Как приятно иногда по вечерам послушать, например, чтение классики вслух. Например, дети могут познакомиться с «Анной Карениной». Они узнают не только трагедию жизни Анны, но и поймут, как опасно переходить железнодорожные пути в неподходящем месте. Этот приём можно использовать также для укладывания детей спать.

Написать сочинение, например, на тему "Почему для оформления пола использовались плитки коричневого цвета"

Доброе дело. Для данного наказания лучше всего использовать группу провинившихся детей. Им предлагается разучить песню или отрепетировать какую-нибудь сценку. В общем, подготовить развлекательную программу и отправиться в гости к соседнему отряду.

Написать письмо маме, папе, бабушке, дедушке о своём поведении. Да еще и сидеть с ним рядом, подсказывать, чего он там забыл и язвительно комментировать!

 

Грамотно и культурно общаться - одно из правил лагеря. Ребёнку, употребляющему нецензурную лексику, предлагается написать письмо своей маме. Его задачей является описать жизнь лагеря и своего отряда, используя всю ту нецензурщину, что вы слышали от него.

Помывка рук. Отличное наказание для столовой. Оказывается, мытье рук в течение 20 минут, успокаивающе действует на ребенка.

У вас уже записаны правила отряда и висят на видном месте? Отлично!

При первом же, желательно самом мелком конфликте, нарушении или недоразумении, дополните правила списком возможных наказаний за проступки, приемлемых в вашем отряде. Соберитесь вместе, выслушайте тонну бредовых предложений о наказаниях, объясните заодно, почему те или иные способы вообще нельзя применять к людям, потому что они задевают достоинство. А варианты приемлемые запишите.

Примеры «нежелательного списка», только с подачи детей:

- бардак в комнате равен уборке территории и выносу мусора;

- «словесные баталии» с явно нецензурными эпитетами равны разучиванию детских песенок и выступлению перед отрядом с художественной программой;

- мелкая порча имущества равна починке испорченного, да и еще всегда найдется, что подправить в лагере.

Запишите все эти мелкие проступки со слов ваших детей (они подскажут, у них опыт) и пусть сами придумают равные по уровню действия - «оправдания».

А что касается крупных, серьезных нарушений, ссылайтесь на правила лагеря и сразу дайте понять, что: во-первых, это очень серьезно и как бы вообще неприемлемо для вашего прекрасного отряда, а во-вторых, отвечать будете лично вы: материально и морально. Дети обычно жалеют любимых вожатых и не дают им умереть с голоду на рудниках, отрабатывая детские провинности.

Общее правило звучит: «Наказывай только тогда, когда по-другому нельзя»,

Конспект лекции «Поощрения и наказания в ДОЛ» Бобровой Ксении Павловны

Зачем это нужно?

1. Регулирование поведения детей

2. Воспитательная функция

Итог: комфортное и безопасное нахождение в лагере, что актуально как для ребёнка, так и для вожатого.

Что это такое?

Поощрение – метод, поддерживающий и усиливающий положительные стремления и поступки.

Наказание – воздействие с целью сократить, по возможности – исключить, деструктивные поступки.

Что учитываем при выборе поощрения или наказания?

1. Сам поступок

2. Причину поступка

3. Возраст ребёнка

4. Индивидуальные особенности ребёнка

5. Отношение отряда к ребёнку и ребёнка к отряду

6. Период смены

7. Свои возможности и компетенции

8. Восприятие детьми вожатского авторитета

Правила:

1. Обозначаем чёткие рамки в начале смены.

2. Ваша качественная работа и ответственный подход помогут избежать многих неприятных ситуаций.

3. Оцениваем не личность, а поступок.

4. Важна справедливость: убираем личное отношение, помним о целях поощрения и наказания.

5. Награда/наказание соизмеримы с поступком.

6. Своевременность.

7. Терпение.

8. Ребёнок должен понимать, за что он поощрён или наказан.

9. По возможности наказание/поощрение должен назначать и озвучивать вожатый: привлекать СтВ*, администрацию, родителей – в крайнем случае. Слишком частое участие третьего лица плохо скажется на вожатском авторитете.

10. Не поощряем/не наказываем за врождённые качества или отличие ребёнка от остальных (красоту, здоровье, разговорчивость, отличие мнения ребёнка от вашего и т.д.).

11. Прежде чем наказать, в большинстве случаев стоит сначала сделать предупреждение.

12. Наказан – прощён.

13. Разграничиваем поступки: не наказываем за счёт награды.

14. Сомневаетесь – не наказывайте.

15. В случае конфликта важно выслушать обе стороны, иногда – свидетелей.

16. Запрет на крик.

17. Важно, чтобы ребёнок понимал, что, несмотря ни на что, вожатый остаётся для него другом.

18. При правильно поставленном авторитете обида вожатого и факт, что вожатого могут наказать за провинность ребёнка – худшее наказание.

НЕЛЬЗЯ:

1. Наказывать за счёт лишения первичных потребностей (еда, сон, гигиена, туалет);

2. Бить детей;

3. Унижать и оказывать психологическое давление.

НЕЖЕЛАТЕЛЬНО НАКАЗЫВАТЬ:

1. Спортом;

2. Трудом;

3. За счёт отдельно проплаченных мероприятий (лазертаг, планетарий и т.д., только по согласованию с родителями, если лагерь готов вернуть деньги).

Как можно наказать ребёнка?

1. Воспитательная беседа;

2. Объяснительная (в зависимости от степени проступка – на имя вожатого, СтВ*, директора лагеря);

3. Письмо маме;

4. Вежливые слова, комплименты, многократное повторение трудновыговариваемых слов – за маты и оскорбления;

5. Добрые дела и творческие задания (спеть песню, нарисовать плакат и т.д.);

6. «Лучший друг вожатого» (ребёнок на сутки становится помощником вожатому, постоянно находится рядом);

7. Нудное задание: написать сочинение, выучить и рассказать правила лагеря, 30 раз написать «Извините, я обещаю вести себя хорошо», собрать 60 шишек и т.д.);

8. Лишение мероприятия (важно согласовать с СтВ* и обеспечить надзор за ребёнком);

9. Разговор с родителями, администрацией;

10. Исключение из лагеря.

Как можно наказать отряд?

1. Вышеперечисленные способы;

2. Вычет баллов из общелагерного рейтинга;

3. «5 минут тишины».

Как можно поощрить ребёнка?

1. Словесное поощрение;

2. Грамота;

3. Милый подарок;

4. «Лучший друг вожатого», ответственное поручение (подойдёт для активных детей);

5. Вручить переходящий трофей: это может быть игрушка или элемент одежды, аксессуар, который вожатые каждый новый день передают отличившемуся ребёнку;

6. «Герой дня»: ежедневным голосованием отряда выбирается ребёнок, показавший себя лучше всех;

7. Начисление ребёнку баллов/смайликов/сердечек и т.д. во отрядном рейтинге;

8. Публичная благодарность, аплодисменты на линейке;

9. «Рикошет»: похвалить ребёнка третьему лицу так, чтобы ребёнок слышал;

10. Особая привилегия (как вариант – выбор игры на день);

Как можно поощрить коллектив?

1. Вышеперечисленные способы;

2. Проведение крутого мероприятия (огонёк, поход, мини-дискотека и т.д.; важно согласовать с руководством);

3. Не строгий, но тихий сончас.

ИТОГ:

Выбирая поощрение или наказание, помните об их цели и о том, зачем вы приехали на сезон. А ещё не забывайте включать мозг. Желательно не только при выборе мер воздействия J

 

________

*СтВ – старший вожатый.

 

Лекция основана на личном опыте автора, материалах ИО СПО и РСО, информации на сайтах summercamp.ru, helpiks.org, azbuka.ru.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: