Муниципальное общеобразовательное учреждение




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Нижне-Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»

«В МИРЕ ТАНЦА»

Урок-презентация по предмету

«Мировая художественная культура»

Класс

 

 

Учитель МХК

Яркина В.В.

Год

I. Организационный момент

II. Цели и задачи:

  1. Изучить танец как вид искусства, рассмотреть различные виды танца, их особенности.
  2. Познакомиться с историей возникновения танца, яркими представителями этого вида искусства.
  3. Развивать интерес к изучению танцевального искусства.
  4. Воспитывать любовь и уважительное отношение к танцевальному искусству.

III. Изучение новой темы:

Без танцев развлеченья нет:

Быть неподвижной, как портрет,

Храня молчанье гробовое!

Коль не танцуя мы сидим

Среди танцующих на бале,

Нам остается только – в зале

Быть украшением стенным.

Эти строки из комедии испанского драматурга Лопе де Вега «Учитель танцев». История комедии такова: Молодой дворянин из обедневшего рода влюбляется во Флорелу - дочь богатого и знатного дворянина. Единственное, чем он ее покорил – это танец, так как сама Флорела очень любила танцевать.

Такой суровый приговор в те времена вынес драматург тем девушкам, кто не преуспел в искусстве танца.

Но так ли было всегда? Какое место танец занимал раньше и занимает сейчас в жизни человека?

История танца – это история человечества.

Особенности танца в разные эпохи:

1. Первобытное общество. Еще с первобытных времен люди в страхе перед силами природы, старались задобрить их при помощи танца, то есть различных движений, посвященных солнцу, ветру, воде и другим силам природы.

2. Древний мир. В разных странах существовали свои обычаи и традиции в искусстве танца. Например, древние китайцы в плясках совершали жертвоприношения небу и его адским духам. В Индии особой популярностью пользовались «пляски солнца». В праздник жатвы арабы плясали в венках, держа в руках бараньи рога – символ изобилия и плодородия.

В заупокойных обрядах Древнего Египта, полных мистицизма и тайны, священному танцу уделялось особое внимание. Танцовщики исполняли культовые пляски перед священным быком Аписом. Обряды погребения и жертвоприношения также сопровождались священными плясками.

В книгах философов Древней Греции сохранилось описание знаменитого астрального танца двенадцати жрецов внутри храма вокруг алтаря. Жрецы, одетые в яркие платья, двигались с востока на запад, а затем с запада на восток. Все это соответствовало движения небесных светил вокруг Солнца. С помощью жестов и движений жрецы наглядно показывали свои представления о планетной системе. Затем они останавливались в знак неподвижности Земли.

До наших дней сохранились различные рельефы, изображающие воинственные пляски: бег, прыжки, марши, сцены битв, элементы гимнастики.

В Древней Греции танец считался искусством изящества и красоты духовной и физической. В танце греки видели один из путей совершенствования человеческого тела.

Именно в Древней Греции появилась наука, изучающая танец – «ОРКЕСТИКА». До наших дней ее правила не дошли, но благодаря записям древнего историка Плутарха известно деление танца на три части:

- теория движений

- изучение поз

- пантомима, то есть выражение чувств и понятий лицом (мимикой) и руками (хейрономией).

Существовала у греков и классификация танцев (плясок), сделанная Платоном:


- пляски в честь богов

- светские

- военные

- погребальные


3. Средние века. Отношение к танцу в средние века стало совершенно другим. Идеология церкви запрещала танец, как проявление сатанизма, греховное и богохульное действие, и преследовала танцовщиков. Но гонения церкви не достигали цели. Танец бытовал повсюду, украшая народные веселья, календарные игры, домашние праздники. Простые люди славили жизнь, радовались солнцу и небу, зеленеющим полям и утопающим в цветах садам. Гистрионы (бродячие комедианты), которых по Франции называли жонглерами, сделали очень много для популяризации танца. Именно они были распространителями танца не только среди народа, но и среди знати. В феодальных замках во время балов исполнялись бальные танцы – «антре», «выходы».

4. Эпоха Возрождения. Танец в эпоху Возрождения распространился во всей Европе. Танцам посвящают трактаты, в это время начали создаваться академии танца, официально утверждается профессии учителя танцев.

Классификации танца расширяется. Появляются такие танцы как:

- мазурка – народный танец Польши. Она вошла в бальные залы многих европейских стран. Мазурка отличают удаль, блеск и грация.

- гавот – вошел в моду около 1600 года и стал любимым бальным и оперно-балетным танцем. Гавоту свойственна манерность, музыка отличается ясностью мелодии, живостью темпа, четкостью ритма.

- ригодон - любимый балльный танец 16-17 веков.

В это же время танец впервые обрел форму балета.

 

Итак, ТАНЕЦ – это необычные движения тела, подчиненные определенному ритму и выражающие различные чувства и ощущения человека: страх, горе, ужас, радость, любовь, счастье, ликование.

В отличие от драмы, трагедии, комедии, танец начисто лишен слов. Все, что хочет танцовщик донести и поведать зрителю, он может это сделать только на одном языке – языке хореографии.

ХОРЕОГРАФИЯ («хорео» - танец, пляска, «графо» - пишу») – это искусство танца и искусство сочинения танца.

В начале мы часто говорили о танце и о пляске. Скажите это слова синонимы, или же в них есть различия? Чем же они все-таки отличаются?

Танец отличается от пляски тем, что, как правило, исполняется в соответствии раз и навсегда зафиксированными фигурами, элементами, а пляска предполагает импровизированное, свободное исполнение.

Плясать – фантазировать, свободно использовать знакомые и сочиненные тут же движения.

Танцевать – индивидуально исполнять уже существующие, выученные движения.

Танец, как одна из форм художественного творчества, использует основной материал – пластику человеческого тела.

По определению В.Г.Белинского, танец – это «живая пластика», «живая скульптура, ожившая, покинувшая свой пьедестал, свою застывшую неподвижность».

Жизнь танца возможна в единстве двух измерений: пространственном и временном. Основные элементы танца:

- жест – пластическое движение тела (чаще всего рук)

- ритм – размещение движения (шага, па, элемента танца) в пространстве.

Единство жеста и ритма составляют танцевальную композицию.

Основные виды танца:

- Фольклорный (народный, бытовой)

- Сценический (классический, танцы оперного театра, эстрадный, танец модерн, бальный, характерный, т.е. танец в образе, и другие)

 

Балет (ит. – ballare, фр. – baler – танцевать) – вид музыкально-театрального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах.

Балет – это обязательно спектакль, решенный средствами хореографии. В балете сливаются в единое целое – танец и пантомима, музыка и поэзия, скульптура и пластика движений и так далее. Поэтому балет считают искусством синтетическим, вобравшим в себя многие искусства.

Основу балетного искусства составляет классический танец, вбирающий в себя танцевальные движения античности, элементы придворного этикета, народные танцевальные движения, пластические мотивы живой природы.

Основные жанры классического танца:

- АДАЖИО – медленный, плавный лирический танец;

- АЛЛЕГРО – быстрый, блестящий, виртуозный танец.

 

Ученикам дается форма, в которой они должны написать характеристику представленных танцев, например: вальс – плавный, красивый, полька – быстрая, энергичная, рэп - агрессивный, современный и т.д.

Вальс Танго Полька Рэп Брейк-данс
         

Обратимся к некоторым видам классического и современного танца 20 века: (учащиеся читают небольшие доклады, характеризующие тот или ной вид танца)

- Вальс

- Танго

- Полька

- Рэп

- Брейк-данс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: