Урок 15 «ПРОРОКИ. Пророческое дарование»




Пророками Святое Писание называет людей, которым Бог для Своих особых целей дает прозрение и Свои таинственные пути. Поэтому они названы еще и «прозорливцами». В еврейском тексте слово «пророк» буквально означает «вещатель», то есть человек, возвещающий то, что доступно его внутреннему зрению. Название «пророк»-вещатель указывает на его обязанность. Название «прозорливец» - на его духовный дар.

Писание различает три формы пророческого вещания:

1. вдохновенная речь от имени Бога – «так говорит Господь…»;

2. иносказание или аллегорический рассказ о том, что Бог удостоил пророка увидеть;

3. символическое внешнее действие, уясняющее народу или отдельной личности его состояние или то, что его ожидает.

Для получения вдохновения Божий пророк не прибегает к внешним мерам воздействия на свою духовную природу, как это делают оракулы, шаманы, мусульманские дервиши, члены сект. Дух пророка соприкасается с Духом Божиим без всякого усилия со стороны человека. Он – Божий избранник, он обладает особой восприимчивостью к Божественному откровению, благодаря отчасти своей чистой, воздержанной жизни. Движимый Духом Божиим пророк чувствует непреодолимую потребность обличать, наставлять, предостерегать, указывать на неизбежные последствия нарушения Слова Божьего.

Пророческое слово очень древнее. Оно так же старо, как само Божественное Откровение. Пророчествовал еще Енох – седьмой от Адама. Моисей – величайший пророк Ветхого Завета. Начиная от Самуила пророческое слово не умолкало в Израиле. Пророки составляли особое сословие, соединялись в общества, имели школы. Их образ жизни соответствовал их высокому званию. Многие из них умерли мученической смертью.

Задача ветхозаветних пророков состояла в поддержании теократии (Божественной власти) в Израильском государстве. Пророки должны были руководить царями, сообщая им Божью волю. Много раз пророки оказывали сильное и даже иногда решающее влияние на ход истории евреев. Однако это влияние всегда было временным. Упорно Израиль возвращался на свои пути, что обычно оканчивалось избиением пророков.

Пророки были не только руководителями Израиля, но и летописцами. Позднее явилась не только потребность записывать события, но и запечатлевать пророческое слово, указывающее на спасение, на Личность Избавителя для оживления веры народа и укрепления надежды. Этому обстоятельству мы обязаны возникновению и сохранению пророческих книг.

Хотя каждый пророк обращался к своим современникам, но слово их не утратило своего значения и для людей Нового Завета.

Богословы разделили пророческие книги на большие и малые соответственно объему книг. Есть еще и различие пророков по времени:

1. До вавилонского плена в Иудее – Исаия, Иеремия, Иоиль, Авдий, Михей, Наум, Аввакум, Софония

2. До вавилонского плена в Израиле – Осия, Амос, Иона.

3. В изгнании только иудеи, но служащие всем евреям – Иезекииль и Даниил.

4. После изгнания только иудеи – Аггей, Захария, Малахия.

В Новом Завете указывается на дар пророчества. Сами по себе люди этим даром не обладают. Его дает Дух Святой. Пророческий дар не предназначен для какой-то определенной группы верующих, в ущерб всем остальным. Он не является наградой за долгие годы преданного служения. Его нельзя заработать. Обладание даром пророчества не делает одних людей лучше других. Пророчествующий верующий должен обладать глубокой восприимчивостью ко всему, что говорит и делает Дух Святой, должен быть смирен перед Богом, должен иметь подлинное сострадание к людям, должен верно следовать духу Писания.

Иисус является наивысшим Пророком, Священником и Царем. Если в Церкви признают Иисуса как Священника и Царя, но отрицают пророчества, то эти верующие проповедуют Иисуса не во всей полноте.

На протяжении всей истории Церкви нередко имели место случаи лжепророчеств, как и случаи появления ложных учений. Надо сказать, что людей, пострадавших от неверных пасторских советов намного больше, чем тех, кто потерпел урон от ложных пророчеств. Тем не менее Истина – это лучшая гарантия от любых отклонений. В наших сердцах должна преобладать жажда истины.

Некоторые учения говорят о том, что Слово Божье – это уже пророчество. И нужно никаких пророков. НО в 1 Коринфянам 14:1 написано «…ревнуйте о дарах духовных, особенное же о том, чтобы пророчествовать». Учение об изъятии духовных даров является оскорблением Иисуса. Когда Он говорил о Святом Духе, Он не упоминал о том, что дары Духа будут временным явлением.

Есть некоторые церкви, где верующие наоборот почти все время занимаются только тем, что практикуют друг на друге свои дарования. Это отвлекает от главной цели Церкви - проповеди Евангелия. Все должно быть в меру Божью: проповедь евангелия должно сопровождать пророческое служение, так же Бог может обращаться к людям через слово знания, люди могут получать помощь через дары исцелений. Один проповедник свидетельствует, что в его церковь пришла женщина впервые. До этого вследствие семейной ссоры ее дочь ушла из дома и не возвращалась в течение 4 лет. Женщина была потрясена, когда Бог обратился к ней через пророческое слово. Бог сказал ей, что с ее дочерью все в порядке, и она увидит ее через 4 дня. Пророчество исполнилось в указанный срок. Женщина свидетельствовала потом: «Словно небо открылось мне, и я ясно ощутила, что Бог есть и Он знает меня, а я Его не знаю. И это побудило меня познать Его».

Среди членов церкви есть немало верующих, которые наделены духовными дарами, но в то же время обладают тяжелым характером. А есть прекрасные христиане, но в их жизни не наблюдаются проявления даров Духа. У Бога все в равновесии. Плоды Духа не менее важны, чем Дары Духа. Человек духовный стремится развиваться и возрастать одновременно и в плодах и в дарах.

Грэм Кук, пророческий служитель, различает несколько типов пророчеств:

1. Нацеленное на настоящее. В нем указаны текущие моменты жизни или служения. В нем может упоминаться и прошлое, если оно имеет значение для настоящего.

2. Слово подтверждения нацеленное на укрепление людей в их уповании, которое возбуждает в людях веру, дает им понять, что они действуют правильно.

3. Проливающее свет на то, что нас ожидает в будущем. Такие пророчества помогают понять смысл настоящего и предупреждают о том, с чем придется столкнуться в будущем.

4. Сообщающее о нечто новом, ранее неизвестном. В пророчестве не содержится связи с настоящим. Господь открывает Свои замыслы, о которых мы даже и не подозреваем.

Понятно, что различные типы пророчеств могут накладываться друг на друга.

 

Библия говорит, что Слово Божье подобно мечу обоюдоострому. Но мы не можем позволить себе не пользоваться Писанием, боясь пораниться. Так и обладающий пророческим даром не только поощряет, назидает, но и критикует, побуждает к действию, заставляет нас пересмотреть свои отношения с Богом.

1 Коринфянам 14:3 говорит о трех сторонах действия пророчества. Слово «назидать» означает укреплять, воздвигать, упрочивать. Пророчество назидающее не оставит у верующих чувства смущения, унижения, осуждения. Оно не даст людям ощутить себя униженными или запуганными. Задача пророчества – укрепить узы между Богом и Его народом.

Пророчество также ободряет или по другому «увещевает» людей. Сказанное в нужное время, оно оказывает церкви или человеку значительную поддержку, успокаивает, побуждает к благодарению Бога. Пророческое ободрение раскрывает перед людьми Божьи намерения и вселяет в них уверенность, которая в Библии названа словом «надежда».

Пророческое слово способно «утешать» огорченных. Бог не всегда защищает нас от жизненных невзгод, но Он всегда рядом. Бывает, что умирают близкие люди, жизни людей, потрясаются семейными изменами или разводами, многие теряют работу или лишаются жилья. Но Святой Дух может пролить Свое слово утешения на чашу весов человеческой трагедии. Это слово способно облегчить страдания, придать бодрости, ослабить напряжение, подкрепить радостью.

Кроме того:

Пророчество предостерегает. В Писании упоминается множество случаев, когда людям через пророческое предостережение дается указание отвратиться от злых своих путей. Очень важно, чтобы в таких пророчествах фильтровалась личная неприязнь, наши собственные обиды, могущие помешать чистому Слову Божьему.

Пророчество может указать направление работы Церкви и расширить видение цели. Очень важно, чтобы мы действительно знали и понимали, к чему именно призывает нас Господь.

Пророчество побуждает верующих к молитве. Важно, чтобы на молитвенных собраниях верующие старались выяснить, что Бог желает произвести в нашей жизни, в жизни церкви и затем просить Его осуществить эти Свои намерения.

Пророчество открывает тайны Слова Божьего. Еф. 3: 4,5 «…тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым». Откровение свыше вдохновляет нас на исследование Писания. Но пророчество само по себе не спасет нас от незнания. Коринфяне имели пророческое служение, но оно не спасло тамошних верующих от крайностей греха. Пророчество должно подкрепляться Словом Божьим.

Пророчество может обеспечить успех делу евангелизации и может предоставить помощь в деле наставления и воспитания верующих.. 1 Кор. 14:24,25 «…когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится, и таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падает ниц, поклонится Богу и скажет: «истинно с вами Бог». Вмешательство пророчествующего означает, что никто не может выйти сухим из воды, опираясь на ложь и скрывая подлинные факты.

Пророчество умножает веру.

Пророчество можно использовать в качестве оружия в духовной брани. 1 Тим. 1:18 «Преподаю тебе, сын мой Тимофей, образно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин». Иисус Навин поступил точно также, выслушав и исполнив данные ему пророческие предписания.

 

Некоторые люди спрашивают: «как мне узнать, что мною движет, когда я пророчествую – Дух Божий, мои помысли или дух противления?» Действительно, бывает, что человек, поддавшийся разочарованию, гневу или обиде, изрекает пополам с тем, что ему действительно открыл Бог и со своим собственным мнением. В такое время сатана может тоже прямо или косвенно вмешаться. Смирение – это гарантия того, что пророк не несет бесчестия Господу Иисусу, не дискредитирует пророческое служение и не причиняет ущерба Телу Христову. Никто из людей не рождается со смирением. Наши отношения с Богом будут развиваться более успешно, если мы свои помыслы и намерения - все покорим Ему. 1 Фес. 5:19-21 «Духа не угашайте, Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь».

Молитва важна в любом деле и особо, если речь идет о даре пророчества. Предполагается умение сначала выслушать, а затем говорить. Наравне с молитвой верующим нужно уметь также уделять время для размышлений над Писанием, над делами Божьими.

Дар пророчества – это один из пяти служебных даров (Еф. 4:11), и цель деятельности пророкасозидание церкви и верующих. Если верующий допускает развиваться у себя негативному складу ума и склонности осуждать других людей, то он не знает о Божьей благости и милосердии. Пророк всегда должен быть добрым вестником, даже если он призывает к покаянию. Сатана заставляет считать нас самих очень плохими, недостойными, ни на что не способными, он старается отвлечь нас от целей церкви, почувствовать неудовлетворенность собой. Да, в пророчествах должно быть место порицанию, однако пророк должен прочно утвердиться в благодати Божьей, прежде чем выступить с жесткими пророчествами. В 1 послании Коринфянам 14 главе несколько раз повторяется ключевое слово «назидать». Пророк занимается созидающим трудом. При этом деятельность пророка будет иметь результат тогда, когда он будет трудиться сообща с апостолами, пасторами, учителями, чтобы помочь церкви осуществить необходимые шаги, к которым призывает нас Бог. И чаще всего пророчества не оправдывают ожиданий людей. Поэтому он должен иметь представление о дальнейшей судьбе своих пророчеств, если они касаются ближайшего будущего.

 

Кто нуждается в пророческом служении? Во-первых, это верующие, у которых не все благополучно в духовной жизни, которые нуждаются в увещевании или утешении. Но во многих случаях человеку более важно проявлять веру и твердо держаться истин, данных в Писании, чем обращаться к Богу через посредство пророческого служения. Люди чаще попадают в неприятности, если не проявляют внимания и послушания истинам, записанным в Библии. У верующих есть Писание, есть общение с другими святыми, есть живущий в нас Дух Святой, есть личные отношения с Богом.

Апостол Павел писал: «Мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем». (1 Кор. 13:9) Посылаемое нам слово – это малая, бесконечно малая величина по сравнению с совершенным знанием Божьим. Подобным же образом, пророческое служение приоткрывает нам лишь малую часть Божьих намерений относительно нас. Во Вт. 29:29 говорится: «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего». Таким образом, у Бога есть сокрытые истины, а есть те, которые он нам открывает. Бог открывает нам всегда только то, в чем мы нуждаемся, чтобы исполнилась Его воля в данное время в данном месте. То, что, по Его мнению, нам не нужно знать, Он утаивает. Как сказал Елисей: «Господь скрыл это от меня и не объявил мне» (4 Цар. 4:27) Во сне, приснившемся Иосифу не было и намека на поворот жизни в его судьбе, когда он оказался в рабстве. Прежде, чем его сон исполнился, прошло около 24 лет. Когда Самуил помазывал Давида на царство, и речи не шло, что Давиду придется провести полжизни, скрываясь от Саула.

Но пророчества иногда имеют тенденцию к дальнейшему развитию. Вспомните Авраама. Впервые Господь сказал ему, что от него произойдет великий народ в Бытие 12:1-5. Во второй раз Господь подтвердил Аврааму, что Ханаан будет принадлежать его потомкам в Быт. 12:7. В Быт. 15 главе снова Господь говорит о том, что из чресл Авраама произойдет сын. В этой же главе Бог добавляет новые подробности относительно обетованной земли. В 17 главе Бог называет Авраама «отцом множества народов». На фоне событий вокруг Содома и Гоморры Бог снова подтверждает два главных обетования Аврааму: «благословятся в нем все народы земли». В испытании с жертвой Исаака Бог клянется «…овладеет семя твое городами врагов твоих». В течение своей жизни Авраам наблюдал дополнения, подтверждения и постепенное исполнение данных Богом пророчеств. При этом, Авраам был готов и содействовал их осуществлению. Вот, почему такое отношение к пророчествам как: «Вам нет необходимости делать что-то самим, Бог Сам для вас все сделает» - совершенно не библейский подход.

Все персональные пророчества подразумевают исполнение каких-либо условий. Бог рассчитывает на определенный отклик с нашей стороны, например, на изменение в нашем образе жизни. Величайшее же пророческое слово к человеку – это Библия. В ней ясно указаны нормы праведности, которых нам следует придерживаться и качества характера, которые мы должны в себе развивать.

Но есть и безусловные пророчества, исполнение которых зависит только от Самого Бога. Прогресс народов, восстание и падение земных правителей – все это совершается в согласии с Божьими намерениями. Например, в книге Откровение записаны безусловные пророчества, и никто не сможет воспрепятствовать наступления последних времен.

Писание советует нам: «все испытывайте» (1 Фес. 5:21). Вот некоторые основные критерии исследования пророчеств в церкви:

1. Соответствие библейским образцам;

2. Согласование с Писанием. Помните: мы созидаем свою жизнь на основании Писания. А не на основании пророческих предсказаний. Пророчество – это не руководство к пониманию Писания. Но иногда бывает, что о том, о чем говорится в пророчестве, ничего конкретно не написано в Библии. Тогда пророчество должно согласоваться с основной мыслью Писания. Приведет ли оно к ногам Иисуса? Не станет ли оно причиной раскола в церкви?

3. Служит ли данное пророчество для людей назиданием, увещеванием или утешением? Истинное назначение пророческого служения: назидать, ободрять людей, облегчать им страдания, помогать осознавать Божьи намерения относительно них. Конечная цель должна быть всегда позитивной. Деятельность верующих всегда должна быть направлена на созидание. Павел, обличая коринфянскую церковь, дважды писал: «Господь дал нам власть к созиданию, а не к расстройству вашему» и «чтобы не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению».

4. Воздается ли слава Иисусу? Главной целью святого Духа является прославление Иисуса (Иоанн. 16:14, 1 Кор. 12:3) Любое словесное пророчество, пророческий сон или видение должны служить этой цели.

5. Какой дух стоит за пророчеством? Люди часто тщательно изучают содержание речи пророка, но далеко не всегда обращают внимание на дух, стоящий за этой речью. Об испытании духа говорится в 1 Иоан. 4:1-3. В Откровении 19:10 написано: «Свидетельство Иисусово есть дух пророчества». Приведет ли данное пророчество к Иисусу? Если мы имеем дело со Святым Духом, мы будем иметь любовь радость, мир. В противном случае, внимая пророку, мы будем ощущать беспокойство и тревогу.

6. Не нацелено ли пророчество на установление контроля над людьми, на манипуляцию их сознанием и поведением? В положительном смысле «контроль» означает «надзор, наблюдение, руководство». В негативном смысле – это стремление руководить людьми против их воли, использование репрессивных методов руководства, осуществление жесткого надзора за ходом событий, желание заставить людей делать то, что нам хочется, привлечь их на свою сторону.

Наличие в пророчестве угроз является одним из признаков контроля: «если вы не исполните то, что сказал пророк, это может повлечь за собой ужасные последствия».

Противление любым попыткам пригласить для консультации кого-то со стороны тоже является признаком того, что пророк злоупотребляет своим служением. Каждая церковь должна стремиться к меньшей замкнутости и к большей открытости к мнению достойных, заслуживающих доверия людей, членов других церквей.

И еще, человек, который употребляет выражения типа «так говорит Господь…» или «Господь показал мне…» не оставляет выбора слушающим, кроме исполнения сказанного. НО откровение само по себе обладает силой. Оно не нуждается в том, чтобы его начинали такими фразами. Святой Дух сумеет сделать так, чтобы эта истина повлияла на наш дух.

 

Если пророчествующий не считает всех верующих одинаково ценными, если он не смотрит на них сквозь Кровь Христа, если он не видит в них ничего хорошего – он совершает преступление против Тела Христова. Если в пророчестве высказано осуждение, нужно помнить, что цель пророчества – это не превращение людей в рабов. Пророк всегда должен быть добрым вестником, даже если он призывает к покаянию! Почитайте послания 7 церквам в книге Откровение. Даже жесткое пророчество должно иметь цель – вернуть людей к Богу. Пророчествам, которые оставляют в людях чувство вины нужно давать отпор. Некоторые люди не в состоянии отличить свои собственные мнения от повелений Бога. Они не в состоянии отличить праведный гнев от собственного раздражения или ожесточения. Выступающий с жесткими, порицающими пророчествами должен чувствовать ответственность за свои слова, должен быть предельно честным перед Господом, должен быть образцом послушания заповедям Господним, должен убедиться, что он не держит ни на кого вражды, обиды, разочарования.

Второзаконие 13:1-5 ясно показывает нам, что чудеса и знамения не могут служить подтверждение пророчества. Любое пророчество должно проверяться. Несет ли оно славу Иисусу?

 

В Ветхом Завете к пророкам обращались за руководством в своей деятельности. Обращаться к пророкам, живя в новозаветнее время – значит забывать о том, что мы имеем прямой доступ к Иисусу Христу посредством Духа Святого. Людям нужен не пророк, людям нужен Иисус! В нас, верующих обитает Дух святой - советник и помощник. В задачу новозаветнего пророка не входит просвещать людей относительно воли Божьей, а подтверждать сказанное Богом.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: