Самостоятельная работа № 3.




Выполнять в день два упражнения по теме «Глагол», два по теме «Причастие»

Глагол

1.Вставьте, где необходимо, Ь; постарайтесь доказать правильность принятого решения: вопросы и т.д.

Дом строит_ся давно и будет строит_ся еще не меньше полугода. Он хорошо учит_ся, потому что ему нравит_ся учит_ся. Мама на меня не сердит_ся, да ей и не за что на меня сердит_ся.

2.Перепишите предложения, раскрывая скобки. Устно объясните правописание частицы НЕ. Моя собака почему-то его сразу (не)взлюбила, рычит и зубы скалит. (Не) хватает, чтобы она его еще и укусила. (Не)волнуйтесь за меня, мне немного (не)здоровится, но температура (не)поднимается. Пап, ты (не)достанешь соль? А то мама суп (не)досолила……

3. Запишите стих-е, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. К каким спряжениям относятся встретившиеся вам глаголы?

Ленивая кошка (не) лов_т мышей. Ленивый мальчишка (не) мо_т ушей. Ленивый мальчишка (не) люб_т уборку. Ленивая мышка (не) выро_т норку. Ленивая мушка (не) стан _т летать. Ленивый мальчишка (не) хоч _т читать.

4. Прочитайте стихотворение и запишите его, вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки. Укажите, какие глаголы являются личными, а какие – безличными. Сидит колдунья, дует_ся На целый белый свет: Колдунье (не) колдует_ся, И вдохновенья нет. Наколдовала к ужину Из Африки банан, А по_вился - здрасте вам! – Из Арктики буран……..

5. Вставьте пропущенные буквы Е или И. Объясните, от чего зависит выбор буквы.

Утеша_м, обид_м, гон_м, законч_м, терп_шь, увид_шь, прочита_те.

6. Вставьте Ь, если считаете нужным. Все глаголы стоят в одной форме. В какой?

Сидиш_, слушаеш_, забудеш_ся, чувствуеш_, узнаеш_, схватиш_, прижмеш_ся, улыбнеш_ся.

7.Вставьте, где необходимо, Ь; объясните принятые вами решения. Укажите, к каким частям речи принадлежат слова, о правописании которых вам пришлось задуматься.

Увелич_те тираж, гора с плеч_, произнесеш_ реч_, спряч_ мяч_, воз_ми нож_ и отреж_, въедеш_ в гараж_, намаж_те корж_ кремом, пропадеш_ ни за грош_, не еш_ на ноч_, упадеш_ навзнич_, береч_ плащ_, вреж_ ему наотмаш_; обжеч_ся, варя борщ_; Он горяч_ - хоть плач_.

8.Запишите предложения, вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки.

Где песня п_ет_ся, там весело ж_вет_ся. Полно печалит_ся: дело поправ_т_ся! Без ветра и трава (не) колыш_т_ся.

Причастие

Самостоятельная работа № 1.

1). Найти словосочетание «прич. + сущ.»

1. чернеющая пропасть 6. мокрый снег
2. черная ночь 7. синее небо
3. белого снега 8. поспевающий крыжовник
4 спелый крыжовник 9. лаявшая собака
5. теплый дождь 10. темный горизонт

2). Найти словосочетания «прилаг.+ сущ.»

1. стоящий мальчик 6. болотная вода
2. засеянное поле 7. горячая печь
3. летящая птица 8. спеющая ягода
4. светлое небо 9. мелкий брод
5. собранные грибы 10. последний лист

3). Найти словосочетания «прич. + определяемое слово»

1. служащие родине 6. рассказанного стариком
2. растаявшие льдины 7. скошенные косой
3. построенные арендаторами 8. исследованной местностью
4. с обрадованными ребятишками 9. прочитавшего книгу
5. разбросанные ребенком 10. светящиеся окна

4). Найти словосочетания «прич. + зависимое слово»

1. разведанная геологами 6. дремлющего океана
2. освещенная луной 7. замешанные в преступлении
3. обнаруженного противника 8. пенящиеся струи
4. расчищенная школьниками 9. колеблющиеся от ветра
5. в написанных словах 10. стоящей лампы

5). Найти словосочетания с действительным причастием

1. написанная учеником 6. проверенная учителем
2. распиленная плотником 7. плескавшиеся волны
3. ведущая в парк 8. построенный дом
4. посаженные весной 9. покрашенный краской
5. опрокинутый котенком 10. летящим самолетом

6). Найти словосочетания со страдательным причастием

1. на пестреющем лугу 6. сидящая девочка
2. о движущемся предмете 7. засыпанные аллеи
3. опавшие с тополя 8. у потревоженных птиц
4. отнятая игрушка 9. рассказывающие о путешествии
5. разлившаяся по небу 10. борющийся за свободу

Самостоятельная работа № 2.

1). Спиши, вставив пропущенные буквы

Бор…щийся народ, держ…щий знамя, развева…щийся по ветру, стро…щий школу, та…щий снег, кол…щий предмет, пол…щий огород, кол…щий дрова, ро…щий канаву, дремл…щий великан, колебл…щийся тростник, дежур…щий милиционер, скач…щие на конях, маяч…щие огни, стел…щийся туман, колыш…щиеся отражения, готов…щие выступление.

8). Спиши, вставив пропущенные буквы

Слыш…мого рокота, вид…мый в микроскоп, навева…мый воспоминаниями, огражда…мый от невзгод, колебл…мый ветром, озаря…мого луной, ороша…мый водами, леле…мый родителями, оберега…мый товарищами, невид…мый глазом, обижа…мый братом, ожида…мого поезда, освеща…мый светом, согрева…мый солнцем.

Самостоятельная работа № 3.

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы и запятые. Причастные обороты выдели.

1. К реке сбегает тропинка едва вид…мая во мгле. 2. Серебрится река слабо озаря…мая луной. 3. Шелестит камыш чуть колебл…мый ветром. 4. Чьи- то голоса слыш…мые издалека гулко раздаются в ночной тишине. 5. Пригиба…мая ветром трава ложилась на землю. 6. Всадник скач…щий на коне показался за бугром. 7. Леч…щий нашу семью врач должен зайти сегодня. 8. Не та…щий на крыльце снег приходилось скалывать каждый день. 9. Дачи стро…щиеся повсюду украсили нашу местность. 10. Туман стел…щийся в низине мешал видеть происходящее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: