Роль мотивации и социальной активности студентов специальности АЭС в период дистанционного обучения
Гнутов Родион Андреевич, Олейникова Татьяна Андреевна
Руководитель - Железнякова Анжелика Викторовна
ВИТИ НИЯУ МИФИ, Волгодонск
AVZheleznyakova@mephi.ru
В исследовательской работе рассматривается вопрос мотивации и социальной активности в период дистанционного обучения студентов ВИТИ НИЯУ МИФИ направления 14.05.02 «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг». Для исследования поставленной задачи среди обучающихся был проведен опрос, в котором им предлагалось оценить степень их мотивации к обучению в онлайн-режиме.
Ключевые слова: дистанционное обучение, высшее образование, онлайн формат, мотивация, учебный процесс.
The role of motivation and social activity of students of the NPP specialty in the period of distance learning
Gnutov Rodion Andreevich, Oleynikova Tatyana Andreevna
Head - Zheleznyakova Anzhelika Viktorovna
VITI NIYAU MEPhI, Volgodonsk
AVZheleznyakova@mephi.ru
The research paper deals with the issue of motivation and social activity during distance learning of students of VITI NIYAU MEPhI in the direction 14.05.02 "Nuclear power plants: design, operation and engineering". To study the task, a survey was conducted among students, in which they were asked to assess the degree of their motivation to learn online.
Keywords: distance learning, higher education, online format, motivation, educational process.
Решение современных проблем, возникших при реализации дистанционного обучения, выдвигает в качестве одной из основных целей анализ учебной мотивации, а также поиск способов повышения социальной активности студентов.
Целью проведения исследовательской работы стало получение информации о степени мотивации у студентов ВИТИ НИЯУ МИФИ (Волгодонский инженерно-технический институт Филиал Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ") к обучению и социальной активности в условиях онлайн формата с точки зрения самих студентов. На основе полученного материала определим причины, оказывающие влияние на желание студентов к обучению.
|
Для обучающихся в дистанционном-формате, ограничиваясь онлайн-пространством, возможно претерпевать трудности данного рода обучения, такие как невысокая внутренняя мотивация, слабая самоорганизация, отсутствие живого контакта с одногруппниками, непривычная форма подачи материала и т.п. Особенную актуальность проблема мотивации приобрела при массовом переводе образования всех уровней на дистанционный формат в условиях пандемии. С распространением пандемии COVID-19 наш институт, как и большинство университетов и институтов, вынуждены были отправить своих студентов домой и перевести их на онлайн обучение в его различных формах.
Мотивация придает важность процессу и результату обучения для студента [2, c. 38]. Ее значимость у обучающихся направления АЭС заключается в необходимости придать им уверенность в собственных силах, поддержать вовлечённость и усердие для способности усвоить учебный материал и получить качественные знания, которые пригодятся им в профессиональной деятельности [4, c. 2].
В ситуации, когда студенту остается только самостоятельно мотивироваться и продолжать свое обучение онлайн, возникает очевидная необходимость понять, какие факторы влияют на мотивацию в дистанционном образовании. Важной задачей является выявление таких факторов, которые в значительной степени влияют на мотивацию при онлайн обучении.
Существует два основных типа мотивации: внутренняя и внешняя. Внутренняя мотивация – это внутренние мотивы и потребности студента, его собственная внутренняя движущая сила. Например, студенту интересна определенная тема, она входит в круг его интересов. Напротив, внешняя мотивация обеспечивается внешними участниками, например, преподавателем, похвалившим студента за хорошую работу, или родители, поощряющие успехи и достижения в учебе в виде оценок [3, c. 230].
|
С целью выяснения степени мотивации обучающихся к учебному процессу в дистанционном формате в марте 2021 года было проведено социологическое исследование, объектом которого стали студенты ВИТИ НИЯУ МИФИ направления 14.05.02 «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг» интернет-опросе приняли участие 69 человек. Данные были получены при помощи анкеты, созданной на платформе Google forms. Доступ к заполнению анкеты осуществлялся по ссылке, распространяемой по группам с 1 по 5 курс вышеназванного направления через личные кабинеты студентов.
По результатам вопроса о трудностях сосредоточения на учебном процессе можно сказать, что 25% студентов никогда не испытывают затруднений настроиться на работу, половина учащихся иногда испытывают трудности, 22% часто не могут настроиться на учебу, ну а 3-м % студентов всегда сложно сосредоточиться на занятиях и соответствующем материале. Как можно видеть, большинство опрашиваемых привыкло и адаптировалось к новому процессу обучения, но некоторая часть студентов может испытывать дискомфорт от такой формы работы.
70% студентов чувствуют уверенность в своих силах при обучении в дистанционном формате, что говорит о высоком уровне их подготовки. Здесь также следует отметить, что из 69 опрашиваемых ни один не ответил, что он абсолютно не уверен в своих силах во время дистанционного обучения, что является хорошим показателем.
|
Почти 70% опрашиваемых студентов удовлетворены результатами дистанционного обучения, что подтверждается академическими результатами по специальным дисциплинам.
Дистанционное обучение значительно повышает у студентов способность к самообучению, так как большую часть материала приходится разбирать самостоятельно. Это подтверждается результатами вопроса о формировании дистанционного формата способности к самообучению, ведь подавляющее большинство опрашиваемых с этим согласно.
Немаловажным является вопрос о влиянии онлайн обучения на повышение учебной активности студентов. 45% опрашиваемых считают, что такой формат сильно влияет на их активность во время обучения, 12% вообще не ощутили влияния онлайн режима на их активность, а 43% лишь иногда испытывают это влияние. Данная картина может объясняться весьма высокой учебной активностью студентов, которая подпитывается ими самими и незначительно зависит от формы обучения.
Что касается курсов обучения опрашиваемых студентов, то в опросе участвовали 19 (27,5%) первокурсников, 11 (15,9%) студентов 2-го курса, 13 (18,8%) 3-го курса, 18 (26,1%) четвертого и 8 (11,6%) студентов 5-го курса.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
- дистанционная форма обучения так или иначе влияет на большинство студентов, на их активность в обучении, самоподготовку, формирование профессиональных качеств и многое другое, что заметно по проведенному исследованию;
- потеря мотивации представляет собой серьезное осложнение, поскольку студенту в этом случае крайне трудно сосредоточиться на самостоятельном изучении нового материала и выполнении заданий [4, c. 4];
- дистанционное обучение, ограничиваясь онлайн-пространством, лишает обучающегося возможности сравнивать собственные успехи с достижениями других.
- именно обратная связь, даже в виде онлайн-сообщения, способна замотивировать обучающегося;
- в ходе процесса обучения необходимо создать единое, психологически и организационно комфортное пространство для всех;
- недостаточная вовлеченность в учебный процесс, проявляющаяся в бесконечном самостоятельном выполнении студентом индивидуальных заданий, приводит к потере интереса к изучаемому предмету.
Библиографический список
1. Абрамова, В. Н., Организационная психология, организационная культура и культура безопасности в атомной энергетике. – М.; Обнинск: ИГ – СОЦИН, 2011.
2. Ахметов И.Г., Актуальные вопросы современной педагогики: материалы XI Междунар. науч. конф. – М.; Казань: Молодой ученый, 2018. — 60 с.
3. Кондратьев, М. Ю., Ильин, В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
4. Руденко В.А., Гнутов Р.А. Влияние социально-психологических характеристик личности на формирование чувства ответственности студентов, ориентированных на работу в атомной отрасли. – Волгодонск: ВИТИ НИЯУ МИФИ, 2020. – 5 с.