| Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные универсальные учебные действий:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
| (первый дополнительный) 1 - 4 классы
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Познавательные учебные действия:
- умение выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- умение устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- умение делать простейшие обобщения;
- умение сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- умение пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- умение читать, писать;
- умение выполнять арифметические действия;
- умение наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).
Регулятивные учебные действия:
- умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты);
- умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
- умение принимать оценку деятельности;
- умение оценивать деятельность с учетом предложенных критериев;
- умение корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Коммуникативные учебные действия:
- умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);
- умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- умение обращаться за помощью и принимать помощь;
- умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- умение доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- умение договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
5 – 9 классы
Личностные учебные действия:
- испытывает чувство гордости за свою страну;
- гордится школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликается на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
- уважительно и бережно относится к людям труда и результатам их деятельности;
- активно включается в общеполезную социальную деятельность;
- бережно относится к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Познавательные учебные действия:
- умеет дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- умение использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
- умение использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные учебные действия:
- умение принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективных поиск средств их осуществления;
- умение осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- готовность осуществлять самоконтроль в процессе деятельности;
- умение адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Коммуникативные учебные действия:
- умение вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- умение слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
- умение использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
- умение использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
10 - 12 классы
Личностные учебные действия:
- осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;
- соотнесение собственных поступков и поступков других людей с принятыми и усвоенными этическими нормами;
- определение нравственного аспекта в собственном поведении и поведении других людей;
- ориентировка в социальных ролях;
- осознанное отношение к выбору профессии.
Познавательные учебные действия:
- умение применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета для решения познавательных и практических задач;
- умение извлекать под руководством педагога необходимую информацию из различных источников для решения различных видов задач;
- умение использовать усвоенные способы решения учебных и практических задач в зависимости от конкретных условий;
- умение использовать готовые алгоритмы деятельности;
- умение устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости.
Регулятивные учебные действия:
- умение поставить задачу в различных видах доступной деятельности (учебной, трудовой, бытовой);
- умение определить достаточный круг действий и их последовательность для достижения поставленных задач;
- умение осознать необходимость внесения дополнений и коррективов в план и способ действия в случай расхождения полученного результата с эталоном;
- умение осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности;
- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Коммуникативные учебные действия:
- умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);
- умение использовать некоторые доступные информационные средства и способы решения коммуникативных задач;
- умение выявлять проблемы межличностного взаимодействия и осуществлять поиск возможных и доступных способов разрешения конфликта;
- умение с определенной степенью полноты и точности выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение диалогической и основами монологической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
| Сформированность учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- умение использовать по назначению учебные материалы;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Сформированность умения выполнять задание:
- умение выполнять задание в течение определенного времени;
- умение выполнять задание от начала до конца;
- умение выполнять задание с заданными качественными параметрами.
Сформированность умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
|