Сравнение универсальных учебных действий и базовых учебных действий




 

Классификация универсальных учебных действий Базовые учебные действия
ЛУО УиТУО
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); - преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные универсальные учебные действий: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; - оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. Коммуникативные универсальные учебные действия: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (первый дополнительный) 1 - 4 классы Личностные учебные действия: - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; - понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; - готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Познавательные учебные действия: - умение выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - умение устанавливать видо-родовые отношения предметов; - умение делать простейшие обобщения; - умение сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - умение пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; - умение читать, писать; - умение выполнять арифметические действия; - умение наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; - умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях). Регулятивные учебные действия: - умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты); - умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами; - умение принимать оценку деятельности; - умение оценивать деятельность с учетом предложенных критериев; - умение корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Коммуникативные учебные действия: - умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс); - умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - умение обращаться за помощью и принимать помощь; - умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - умение доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - умение договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. 5 – 9 классы Личностные учебные действия: - испытывает чувство гордости за свою страну; - гордится школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; - адекватно эмоционально откликается на произведения литературы, музыки, живописи и др.; - уважительно и бережно относится к людям труда и результатам их деятельности; - активно включается в общеполезную социальную деятельность; - бережно относится к культурно-историческому наследию родного края и страны. Познавательные учебные действия: - умеет дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; - умение использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; - умение использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Регулятивные учебные действия: - умение принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективных поиск средств их осуществления; - умение осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; - умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; - готовность осуществлять самоконтроль в процессе деятельности; - умение адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Коммуникативные учебные действия: - умение вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); - умение слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; - умение использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; - умение использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. 10 - 12 классы Личностные учебные действия: - осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; - соотнесение собственных поступков и поступков других людей с принятыми и усвоенными этическими нормами; - определение нравственного аспекта в собственном поведении и поведении других людей; - ориентировка в социальных ролях; - осознанное отношение к выбору профессии. Познавательные учебные действия: - умение применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета для решения познавательных и практических задач; - умение извлекать под руководством педагога необходимую информацию из различных источников для решения различных видов задач; - умение использовать усвоенные способы решения учебных и практических задач в зависимости от конкретных условий; - умение использовать готовые алгоритмы деятельности; - умение устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости. Регулятивные учебные действия: - умение поставить задачу в различных видах доступной деятельности (учебной, трудовой, бытовой); - умение определить достаточный круг действий и их последовательность для достижения поставленных задач; - умение осознать необходимость внесения дополнений и коррективов в план и способ действия в случай расхождения полученного результата с эталоном; - умение осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности; - умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Коммуникативные учебные действия: - умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; - умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - умение дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.); - умение использовать некоторые доступные информационные средства и способы решения коммуникативных задач; - умение выявлять проблемы межличностного взаимодействия и осуществлять поиск возможных и доступных способов разрешения конфликта; - умение с определенной степенью полноты и точности выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение диалогической и основами монологической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Сформированность учебного поведения: - направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); - умение выполнять инструкции педагога; - умение использовать по назначению учебные материалы; - умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Сформированность умения выполнять задание: - умение выполнять задание в течение определенного времени; - умение выполнять задание от начала до конца; - умение выполнять задание с заданными качественными параметрами. Сформированность умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Фундаментальное ядро содержания общего образования Проект примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (декабрь 2015)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: