Воля - сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия.
Волевое действие - сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.
Основные функции волевого процесса:
1. Побудительная.
2. Стабилизирующая - поддержание активности на должном уровне.
3. Ингибирующая (тормозная).
Структура волевого действия
1) Наличие цели действия и осознание ее.
2) Наличие нескольких мотивов и так же их осознание с выстраиванием определенных приоритетов между мотивами по их значимости.
3) Борьба мотивов. Столкновение, в процессе выбора противоречивых тенденций, желаний.
4) Принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения - это своего рода фаза разрешения “борьбы мотивов”.
Волевые качества личности:
Целеустремленность - сознательная направленность личности на достижение ближайшей или отдаленной по времени цели.
Терпеливость - свойство человека длительно терпеть помощью волевого усилия, неблагоприятные, в основном физиологические состояния.
Настойчивость - систематическое проявление силы воли по реализации долговременной мотивационной установки, несмотря на возникающие препятствия и трудности.
Упрямство - при упрямстве субъект упорствует в своём решении только потому, что это решение исходит от него. Упрямство от настойчивости отличается своей объективной необоснованностью.
Выдержка - устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции.
Решительность - это такое волевое качество, которое характеризуется минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации.
Понятие о способностях, их виды, особенности происхождения, уровни развития.
Способности – индивидуально - психологические особенности, являющиеся условием успешной деятельности, общения, т.е. всех основных форм психической активности, но не являющиеся при этом ни знаниями, ни умениями, ни навыками.
В понятии «способности», по мысли Теплова, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека»1.
В основе способностей лежат задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природные предпосылки способностей.
Виды
По источнику происхождения:
v Общие - психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им широкого спектра действий. Повлов классифицировал людей по общим способностям на: Мыслительный тип, художественный тип, смешанный тип.
v Специальные - это способности, необходимые для успешного выполнения отдельных видов деятельности.
По направленности:
v Теоретические - они представляют склонность человека к абстрактно- логическим построениям, занятиям.
v Практические - склонность к конкретно практическим занятиям.
По уровню творческой активности:
v Учебные - определяют успешность обучения и воспитания, усвоения ЗУНов.
v Творческие - определяют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей.
Происхождение. Вопрос о происхождении способностей один из самых сложных. Сложность заключается в том - признавать их врожденными, или приобретенными.
1. Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов обычно относится к дошкольному детству.
2. становление задатков небиологического плана.
3. складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность.
Уровни развития способностей:
Одаренность - наличие большого спектра общих и специальных задатков, это предрасположенность ко многим видам деятельности.
Талант - одаренность человека, реализованная в определенной области через специальные способности.
Гениальность - одаренность, выраженная в результатах достигнутых во многих областях через общие и специальные способности.