Оркестр народных инструментов




Оркестр народных инструментов

В начале 1920-х годов оркестр состоял из 30–35 человек в возрасте от 16 до 35 лет. Было много выступлений, гастролей. Программу концертов состаляли обработки народных песен, революционные песни, вальсы В.В. Андреева. «Нередко сценой <…> служила платформа бронепоезда или разметочная плита в цехе, палуба парохода или летняя открытая эстрада», – писал в дни, когда отмечалось 50-летие оркестра, А. Макаров.

За счёт платных выступлений в Зимнем театре, в кинотеатре, в ресторане удалось собрать средства на новые инструменты. С их приобретением расширились возможности оркестра. Он стал давать концерты в Павловском, Елагином и Таврическом дворцах, регулярно выступать в рабочих клубах Ленинграда и пригородов.

Отношения с Рабочим клубом им. Вавилова складывались непросто. В начале 1930-х годов были серьёзные разногласия вплоть до суда, признавшего самостоятельность оркестра. В период конфликта коллектив репетировал в здании горсовета в помещении пожарной команды.

Работу и внутреннюю жизнь коллектива определяло бюро. Концертмейстером оркестра был А.Н. Баранов (конструктор ИЗ).

В 1932 году, после смерти П.Л. Столбова, оркестранты пригласили в качестве консультанта студента третьего курса консерватории, ученика А.В. Гаука, Николая Селицкого, который согласился возглавить коллектив. Он обогатил репертуар новыми произведениями, в числе которых практически не исполнявшиеся оркестрами народных инструментов «Вальс-фантазия» Глинки, «Неоконченная симфония» Шуберта, сюита «Утро» Грига, увертюры к операм «Травиата» и «Кармен». Численность оркестра за счёт пополнения из подготовительной группы увеличилась до 55 музыкантов.

В конце 1930-х годов из участников оркестра выделился ансамбль народных инструментов под руководством Константина Березина, выступавший на коммерческой основе.

В декабре 1938 года оркестр отметил своё 20-летие. В это время в его составе было 30 музыкантов, многие из которых играли в нём со дня основания. За 20 лет было дано свыше 600 концертов в Колпине и в Ленинграде, десятки концертов в студии радиоузла завода. С оркестром выступали известные певцы. Как писал «Ижорец», «общественность завода заслуженно отмечала его успехи. Коллектив оркестра провел большую общественную работу <...>. Делу развития музыкальной культуры уделяется огромное внимание. Оркестр имеет в своём распоряжении хороший музыкальный инструмент». В день юбилея коллектив выступил перед микрофоном Ленинградского радиокомитета. Оркестр выступил и в Москве. Его концерт на всю страну транслировала радиостанция им. Коминтерна.

В конце 1930-х годов по доносу было арестовано 12 оркестрантов. Из них после смерти Сталина в Колпино вернулся лишь один – В.И. Болчис[1].

 


 

С началом войны хоровой коллектив и драмкружок ИЗ взялись за разучивание нового материала, стали готовиться к выезду для обслуживания частей Красной армии. В августе в кинотеатре «Луч» дал последний концерт оркестр народных инструментов, после чего инструменты и нотная библиотека были сданы в завком. Из состава духового оркестра в Колпине остались шесть музыкантов, и они играли на торжественных собраниях.


 

Оркестр народных инструментов

Во время войны многие музыканты оркестра ушли на фронт, сражались в рядах Ижорского батальона, других частей Красной армии. Погибли 14 оркестрантов, среди которых и один из лучших – Александр Докшин; многие получили ранения.

Возвратившиеся в родной город музыканты проводили свои репетиции в приспособленном под клуб бараке, в помещении столовой ИТР – деревянном строении у главной проходной. Как писал позднее «Ижорец», «на первое собрание пришло 9 человек. В маленьком заводском клубе-бараке собирались те, кто всю войну пронёс надежду и горячую веру в свой коллектив, кто без музыки жить просто не мог <...>. Сами ремонтировали домры, балалайки, покупали на рынке струны, писали ноты». Нотами и инструментами помог также оркестр русских народных инструментов им. В.В. Андреева.

Вскоре в качестве руководителя оркестра Дом народного творчества направил П.И. Грачёва.

В декабре 1946 года возрождённый коллектив принял участие в смотре самодеятельного искусства в Москве. Ижорцы шли во главе колонны ВЦСПС по Красной площади.

Свой первый концерт в Колпине оркестр дал в ноябре 1947 года. Он выступал в цехах, в общежитиях, в больнице. Через два года к руководству вернулся Н.М. Селицкий. К своему 30-летию коллектив состоял уже из 60 человек, в середине 1950-х годов – из 75. В основном составе играло до 40 музыкантов. К тому времени оркестр дал более тысячи концертов, сделал записи на радио. Его репертуар насчитывал более 500 произведений.

Оркестр неоднократно становился лауреатом разных конкурсов, признавался лучшим самодеятельным коллективом Ленинграда, участвовал во Всесоюзном смотре художественной самодеятельности.

Музыканты оркестра создавали самодеятельные коллективы в цехах. К.Л. Яковлев организовал кружок в ДПШ. Из него сложился молодёжный состав оркестра, занявший в 1957 году I место на Ленинградском фестивале молодёжи.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: