Роль театра в формировании личности современного школьника




Гоголева Оксана Александровна

МБОУ «СОШ № 4»

Учитель начальных классов

Роль театра в формировании личности современного школьника

Потребность в общении – одна из самых актуальных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие.

Младший школьный возраст — наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности. Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию творческих способностей младших школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество, особое место в котором занимает театр. Именно в нём наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить, играя.

Нужны ли младшим школьникам навыки взаимного общения, навыки коллективной работы, когда каждый зависит от всех, а все – от каждого? Нужна ли творческая смелость детей, их вера в свои силы? Нужны ли упражнения, тренирующие память, воображение, чистоту речи, управление голосом? Все эти проблемы разрешимы и могут быть реализованы через приёмы театральной педагогики, которые доказали свою жизнеспособность, как средства для получения желаемых результатов. Они применимы в условиях любого класса, школы, любого детского коллектива. Инсценировать, представлять кого-то, художественно читать стихи и прозу, нестандартно с выдумкой проводить уроки, выходящие за грань привычного, внеклассные мероприятия, праздники – во всех этих действиях присутствуют особенности театрального языка.

Театральные игры являются наиболее эффективной педагогической технологией развития творческой личности детей младшего школьного возраста.

Театрализованная деятельность близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.

При этом игра – понятие многообразное. Именно она позволяет учащемуся развивать механизмы произвольного запоминания информации и увеличивать объём слуховой памяти, развивать психические функции воображения и творческие способности, формировать музыкальный и художественный вкус. Именно в игре человек учится представлять себя в ином статусе и соответствовать ему, осуществляя са моконтроль.

Задуматься над ролью театральной деятельности в формировании личности младшего школьника меня подтолкнуло четыре года назад, когда я пришла работать в школу. Меня поставили работать в третий класс, где уже начал формироваться коллектив учеников и два года у них был другой учитель. Дети встретили меня настороженно, а некоторые родители даже враждебно. Наше сближение началось с того, когда я предложила детям подготовить небольшую литературно-музыкальную композицию «Помните!», посвященную к Дню Победы, с целью патриотического воспитания. Какого же было мое удивление, когда ученики с большим энтузиазмом принялись за совместную работу, а после выступления перед родителями сами предложили выступить перед учащимися начальной школы, что мы и сделали.

Следующая наша работа была постановка спектакля «Двенадцать месяцев». Здесь творчеству детей поспособствовал контакт педагога с родителями учащихся. Мамы и папы были небезучастны к творчеству детей, а стали активными союзниками и помощниками в организации театральной деятельности. Родители участвовали в создании декораций к спектаклю, изготавливали вместе с ребятами костюмы, помогали в заучивании текстов ролей. Все это помогло найти общий язык с родителями. Я считаю, что это играет важную роль в работе педагога.

Большим нашим достижением было наше выступление в общешкольном конкурсе музыкально-литературных композиций «Никто не забыт и ничто не забыто», приуроченных к 75-летию Дня победы, где мы заняли первое место, затем выступили 9 мая перед жителями Стеклозаводского микрорайона.

Так в нашем классе образовался театральный коллектив, что очень помогает в всестороннем развитии младших школьников, их творческих способностей, словарного запаса, речи. Для организации театральной деятельности были составлены занятия, включающие театральные уроки, совместную деятельность детей и самостоятельную работу школьников. Занятия проходят 1 раз в неделю в отведённые для этого часы. Работа проводится в условиях целого ученического коллектива начальной школы, специально не отобранного для театрального класса.

При организации театрального коллектива в классе на первое место ставятся задачи развития коммуникативных свойств личности, позитивных межличностных отношений. Для проявления творческой направленности личности младших школьников в коммуникативной деятельности выявляется уровень межличностных отношений младших школьников («лидер», «популярный», «принятый», «отвергнутый») с помощью методики «Предпочтение» (Дж. Морено, модифицированный вариант), состоящей из четырех вопросов:

1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой, сыграть в этюде? — выявление дружеских отношений.

2. Кого бы ты взял с собой в лодку, помещающую только двоих? — опора в случае опасности.

3. Кого бы ты пригласил на день рождения, исполнить роль в своем спектакле, проекте? — выраженные симпатии.

4. Кого бы ты выбрал командиром класса, пригласил бы на главную роль в своем спектакле, проекте? - ориентир на лидера.

Основной акцент в организации театральной деятельности делаю не на результат в форме внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию творческой деятельности в процессе создания спектакля. Подбирая материал для спектакля или инсценировки, я стараюсь учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей, стараюсь обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новых знаниям, расширять творческий потенциал.

Работа над постановкой театрализованного представления проводится в несколько этапов:

1.Подготовка к театральной постановке начинается с выразительного чтения произведения и беседы о прочитанном. Выясняется не только содержание, но и отдельные средства выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом на сцене. Поэтому при чтении используется весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

2. Второй этап – организационный. Детям дается право свободного выбора и добровольного участия в спектакле. Обсуждается количество ролей, назначаются актёры, продумываются декорации, озвучивание. Дети учатся решать вопросы на основе диалога и демократического общения, учатся правильно оценивать свои возможности, возможности товарищей.

3.Следующий этап предполагает работу над ролью. Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно, совершенствование произвольной памяти у младших школьников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала.

На этом этапе идёт работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации.

Именно процесс репетиций является важнейшим в детском творчестве, поскольку в процессе работы над образом, ролью, во взаимодействии с другими артистами происходит развитие и творческое становление личности ребёнка, усвоение им социальных норм поведения, формируются произвольные психические функции.

4. В классе организуется «Творческая мастерская», по возможности создаются необходимые костюмы или элементы костюмов, делаются декорации, украшается помещение.

5. Во время спектакля детьми разыгрывается настоящая праздничная театральная атмосфера. Постоянными гостями таких представлений становятся дети начальных классов нашей школы, родители, учителя.

С этими детьми мы продолжили заниматься и в пятом классе. По моим наблюдениям у них появились качественные новообразования:

Параметры определения творческой активности и коммуникативных способностей детей следующие:

· активная речь,

· общительность,

· желание участвовать в театральных постановках,

· эмоциональная отзывчивость,

· умение передавать мимикой и жестами основные эмоции,

· умение вести диалог,

· умение слышать и слушать партнёра, встраиваться в коллектив,

· индивидуальные и коллективные творческие достижения.

Наконец, по мере овладения навыками самоорганизации совместной работы, дети переходят к качественно новым отношениям с учителем и сверстниками — к партнёрским отношениям.

С набором первоклассников я не оставила направление театральной деятельности, а наоборот стала подходить к ней более углубленно. Дальнейшую работу я начала с более подробного изучения методической литературы. Особое внимание уделила литературе по работе с детьми со сказками. Сказка доступна, понятна, поучительна, а герои сказок близки и знакомы детям с раннего возраста. Сценарии всех сказок написаны в стихах, так детям проще заучивать роли.

Ребёнку 7 лет, он идёт в школу. Именно на старте ребёнок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.

Театральная деятельность организуется в период адаптации первоклассников к школе. Дети приходят в школу из разных коллективов, какой-то процент детей не посещает детские сады по причине частых болезней.

В процессе адаптации к школьной жизни изучаются индивидуальные особенности младших школьников.

Чтобы детям легче было приступить к театральной деятельности, я решила начать с постановок кукольного театра. Здесь опять потребовалась помощь уже новых родителей. Они активно включились в работу: сделали ширму, декорации, принесли кукол.

Для повышения интереса к этой театральной деятельности я предложила посетить настоящий кукольный театр. Так родителями была организована поездка в Национальный Кукольный театр УР в г. Ижевске. Дети с большим восторгом восприняли спектакль «Волшебник Изумрудного города».

Над постановкой спектакля «Теремок» работали два месяца. Первое выступление перед родителями. После его просмотра они с удивлением и восхищением говорят, что узнали о своих детях много нового, неожиданно раскрылись новые грани их личности. Оказалось, что талантом к сценическому творчеству обладают все занятые в спектакле дети. Потом были выступления перед учащимися 1-2 классов. Дети с нетерпением ждут новых постановок.

Инновационная деятельность по использованию арт-педагогических технологий подтвердила свою продуктивность:

· использование приемов театральной педагогики удачно вписывается в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя развитию и формированию их личности;

· участие в театре даёт очень важный социальный опыт общения;

· в игре ребёнок активно соприкасается с явлениями реальной действительности, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием и надолго оставляет след в его памяти;

· театральная педагогика дает возможность развитию воображения, памяти, учит свободно выражать свои мысли и чувства через слово, жест, интонацию, мимику;

· участие детей в спектаклях доставляет им радость, удовлетворение.

По результатам 4-летнего мониторинга можно сделать вывод, что если ребёнок занимается в театральном объединении, то он получает возможность проявить свои разносторонние способности, «создавая себя» в процессе педагогически организованной художественно-творческой деятельности.

 

 

Литература

1. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников Э.Г.Чурилова,Владос, 2003 г
2. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. – Д/В. -1982 №11. стр. 32-38.

3.Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. – М.: 2007г.

4. Сайт Олеси Емельяновой. Мир где мечты сбываются.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: