Урок-путешествие «Главные и второстепенные члены предложения».
Сегодня у нас урок-путешествие в лес.
. Чтобы идти в лес сначала надо выполнить задание.
Игра «Найдите лишнее слово».
Докажите, что именно это слово лишнее.
Прилагательное, существительное, глагол, подлежащее,предлог.
- Лишнее слово – «подлежащее».
Все слова, кроме этого, являются частями речи, а подлежащее – это главный член предложения. Вместе со сказуемым составляют грамматическую основу предложения.
На уроке вспомним, какие члены предложения называются главными, а какие второстепенными членами предложения.
Будем учиться находить в предложении грамматическую основу; разбирать предложение по членам предложения; различать распространённые и нераспространённые предложения.
II. Следующая остановка «Словарная».
1. Осень подарила нам свои богатства. Чтобы узнать, вам придется вставить пропущенные буквы в слова.
М..рковь..гурец п..мидор
Ябл..ко г..р..х
2. Мы между собой разговариваем. Какой должна быть наша речь?
(Грамотной, интересной, правильной, живой).
- Из чего состоит наша речь? (Из предложений).
- Что такое предложение? (Законченная мысль)
- Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое).
- А еще из чего состоит предложение? (Из второстепенных членов).
Нас ждет первый привал «Чистописание».
Открыли свои волшебные тетрадочки, записали сегодняшее число.
Пропишите заглавную букву Ж в соединении со строчной буквой ~ ислоги: жи, же.
На другой строчке запишите слова «ж ё лтый, еж и, пр е дл о жение.
Запомните написание словарного слова пред-ло-же-ни-е.
Укажите цифрой количество слогов в словах.
В словах «жёлтый» и «ежи» объясните написание выделенных букв
Остановка «Лесная».
Актуализация знаний
Что составляет грамматическую основу предложения?
Это главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
Что такое подлежащее?
Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что? Подчёркивается одной чертой.
Что такое сказуемое?
Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем.
Отвечает на вопросы: что делает? что делал? что сделает? что будет делать? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
Рассмотрим предложения:
Ежи шуршали.
В лесу весёлые ежи шуршали сухими листьями.
Сравните предложения.
Что в них общего? Чем они различаются?
С помощью каких членов предложения мы узнали, о каких ежах идёт речь и чем они шуршат?
Какое из этих предложений можно назвать нераспространённым, какое – распространённым?
Делаем вывод предложения по составу могут быть распространённые и нераспространённые.
Предложения, которые состоят только из главных членов, – это нераспространённые предложения.
Например: Желтеют березки. Вырос тополь. Светит солнце.
Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, – это распространённые предложения.
Например: На опушке леса желтеют молодые березки. Под нашим окном вырос высокий тополь. Над бескрайней степью светит яркое солнце.
Возвращаемся к нашим ежам. Запишите распространённое предложение.
Разберем его по членам предложения.
О ком говорится в предложении?
В этом предложении говорится о ежах. Кто? ежи – это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой.
Что говорится о ежах?
Ежи что делали? шуршали – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.
Обратите внимание!
Одно и то же можно назвать по-разному:
Ежи шуршали – это грамматическая основа предложенияили главные членыпредложения, или подлежащее и сказуемое.
А как называются другие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого?
Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, являются второстепенными членами предложения.
Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения или другой второстепенный член предложения.
Рассуждайте так:
Ставим вопрос от подлежащего:
е жи (какие?) весёлые. Слово весёлые – второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.
Ставим вопросы от сказуемого: шуршали (где?) в лесу шуршали (чем?) листьями.
Слова в лесу и листьями – это второстепенныечлены предложения, которые поясняют сказуемое.
Ставим вопрос от второстепенного члена предложения листьями (какими?) сухими.
Слово – сухими – второстепенный член предложения, который поясняет другой второстепенный член предложения.
Это образец разбора предложения по членам предложения.
Запишите по образцу словосочетания вместе с вопросами.
Обратите внимание!
Разобрать предложение по членам предложения – значит найти его главные и второстепенные члены.
Чтобы определить второстепенные члены предложения, надо:
1. Определить грамматическую основу предложения.
2. Определить слово, к которому можно задать вопрос от подлежащего.
3. Определить слово, к которому можно задать вопрос от сказуемого.
4. Определить слово, к которому можно задать вопрос от других второстепенных членов.
Привал «Спортивный»
Физминутка.
Мы листики осенние
На веточках сидели
Дунул ветер, полетели,
И на ЗЕМЛЮ тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Закрепление.
Подходим к привалу «Книжная»
1. Откройте учебники стр.27-рассмотри схему
Упр.39 (1). (Выполнить письменно).
Подчеркнуть главные члены предложения (грамматическую основу)