Подходим к привалу «Книжная»




Урок-путешествие «Главные и второстепенные члены предложения».

 

 

Сегодня у нас урок-путешествие в лес.

. Чтобы идти в лес сначала надо выполнить задание.

Игра «Найдите лишнее слово».

Докажите, что именно это слово лишнее.

Прилагательное, существительное, глагол, подлежащее,предлог.

- Лишнее слово – «подлежащее».

Все слова, кроме этого, являются частями речи, а подлежащее – это главный член предложения. Вместе со сказуемым составляют грамматическую основу предложения.

На уроке вспомним, какие члены предложения называются главными, а какие второстепенными членами предложения.

Будем учиться находить в предложении грамматическую основу; разбирать предложение по членам предложения; различать распространённые и нераспространённые предложения.

 

II. Следующая остановка «Словарная».

1. Осень подарила нам свои богатства. Чтобы узнать, вам придется вставить пропущенные буквы в слова.

М..рковь..гурец п..мидор

Ябл..ко г..р..х

2. Мы между собой разговариваем. Какой должна быть наша речь?

(Грамотной, интересной, правильной, живой).

- Из чего состоит наша речь? (Из предложений).

- Что такое предложение? (Законченная мысль)

- Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое).

- А еще из чего состоит предложение? (Из второстепенных членов).

Нас ждет первый привал «Чистописание».

 

Открыли свои волшебные тетрадочки, записали сегодняшее число.

Пропишите заглавную букву Ж в соединении со строчной буквой ~ ислоги: жи, же.

На другой строчке запишите слова «ж ё лтый, еж и, пр е дл о жение.

Запомните написание словарного слова пред-ло-же-ни-е.

Укажите цифрой количество слогов в словах.

В словах «жёлтый» и «ежи» объясните написание выделенных букв

 

Остановка «Лесная».

 

Актуализация знаний

Что составляет грамматическую основу предложения?

Это главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

Что такое подлежащее?

Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что? Подчёркивается одной чертой.

Что такое сказуемое?

Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем.

Отвечает на вопросы: что делает? что делал? что сделает? что будет делать? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Рассмотрим предложения:

Ежи шуршали.

В лесу весёлые ежи шуршали сухими листьями.

Сравните предложения.

Что в них общего? Чем они различаются?

С помощью каких членов предложения мы узнали, о каких ежах идёт речь и чем они шуршат?

Какое из этих предложений можно назвать нераспространённым, какое – распространённым?

Делаем вывод предложения по составу могут быть распространённые и нераспространённые.

Предложения, которые состоят только из главных членов, – это нераспространённые предложения.

Например: Желтеют березки. Вырос тополь. Светит солнце.

Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, – это распространённые предложения.

Например: На опушке леса желтеют молодые березки. Под нашим окном вырос высокий тополь. Над бескрайней степью светит яркое солнце.

Возвращаемся к нашим ежам. Запишите распространённое предложение.

Разберем его по членам предложения.

О ком говорится в предложении?

В этом предложении говорится о ежах. Кто? ежи – это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой.

Что говорится о ежах?

Ежи что делали? шуршали – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

Обратите внимание!

Одно и то же можно назвать по-разному:

Ежи шуршали – это грамматическая основа предложенияили главные членыпредложения, или подлежащее и сказуемое.

А как называются другие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого?

Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, являются второстепенными членами предложения.

Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения или другой второстепенный член предложения.

Рассуждайте так:

Ставим вопрос от подлежащего:

е жи (какие?) весёлые. Слово весёлые – второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.

Ставим вопросы от сказуемого: шуршали (где?) в лесу шуршали (чем?) листьями.

Слова в лесу и листьями – это второстепенныечлены предложения, которые поясняют сказуемое.

Ставим вопрос от второстепенного члена предложения листьями (какими?) сухими.

Слово – сухими – второстепенный член предложения, который поясняет другой второстепенный член предложения.

Это образец разбора предложения по членам предложения.

Запишите по образцу словосочетания вместе с вопросами.

Обратите внимание!

Разобрать предложение по членам предложения – значит найти его главные и второстепенные члены.

Чтобы определить второстепенные члены предложения, надо:

1. Определить грамматическую основу предложения.

2. Определить слово, к которому можно задать вопрос от подлежащего.

3. Определить слово, к которому можно задать вопрос от сказуемого.

4. Определить слово, к которому можно задать вопрос от других второстепенных членов.

Привал «Спортивный»

Физминутка.

 

Мы листики осенние

На веточках сидели

Дунул ветер, полетели,

И на ЗЕМЛЮ тихо сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Закрепление.

 

Подходим к привалу «Книжная»

1. Откройте учебники стр.27-рассмотри схему

Упр.39 (1). (Выполнить письменно).

Подчеркнуть главные члены предложения (грамматическую основу)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: