Гончаровская концепция любви. Образ Ольгой Ильинской в романе.




…верю во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром,

управлять волей людской и направлять её к деятельности».

И.А.Гончаров

 

Со времён пушкинского «Евгения Онегина» невозможно представить настоящий русский классический роман без любви, и романы И.А.Гончарова – продолжателя пушкинских традиций – не исключение. Cимволично, что и затянувшуюся над романом работу стимулировало не что иное, как любовь самого писателя к Елизавете Толстой. Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Он проверяет его на способность к высшей человеческой ценности, считая, что любовь — это не только чувство влюбленности одного человека в другого, но и отношение к миру.

Любовь для И.А.Гончарова – это главное начало жизни, движущее миром; «школа любви» – основная школа в жизни человека. Именно любовь любовь завершает духовно-нравственное формирование личности, открывая подлинные цель и смысл жизни. Гончаров наделил любовь важнейшей способностью: он считал, что любовь не должна замыкаться только счастьем любящих, но она должна одухотворять даже общественные отношения людей, делая их добрее, честнее и лучше. Настоящая любовь должна быть состраданием и спасением для людей. В романе гончаровская концепция любви связана с образом Ольги Ильинской, чья фамилия – знак того, что героиня предназначена для Ильи Ильича.

 

В отношениях с Ольгой ярко проявляется характер Обломова. Героиня часто сравнивается с ангелом, и сама внушает себе, что её любовь способна возродить Обломова. Возвышенная любовь Ольги находит отражение в музыке, прогулках по парку, признаниях, цветах сирени.

Ольге нужен был «возродившийся» Обломов, а не тот ленивец-добряк, который днями лежит на диване. Она любила героя таким, каким хотела видеть его, нарисованного в своем воображении. С одной стороны, Ильинская разбудила заснувшую душу, которая способна чувствовать, плакать, смеяться. С другой — она навязывала возлюбленному свои представления о жизни, требовала изменения самой натуры.

В силу своей окрыленности мечтой, которая заключается в «оживлении» Обломова, Ольга взрослеет, детскость исчезает, чувства оформляются, она «перерастает» Илью Ильича и берет на себя трудную роль — роль «путеводной звезды», пытаясь «поставить Обломова на ноги», научить действию, вывести из покоя и лености. Все это просчитывается в голове Ольги, и поэтому-то, наверное, на многие вопросы чувств она пытается найти ответы в своей голове.

Обломов же любит Ольгу сердцем, любит нежно, послушно, стыдливо. Ольга вливает в него энергию, любовь к действию, которые заставляют его работать, думать, читать, заниматься хозяйством, мысли его постепенно начинают оформляться. Хотя иногда еще в него вползает «червь неуверенности и лености» и опять хочется спрятать голову под крыло, но Ольга вновь вливает в него надежду, не бросает его, а мягко, по-матерински направляет и наставляет, и Обломов опять живет, опять работает, опять самостоятельно пытается решать. Ольга всегда всегда поможет и научит. Но часто в мечтах Обломова вставала идиллическая картина: Обломовка, все хорошо, спокойно вокруг, большой дом, где покойно живут он, Илья Ильич, и Ольга, а вокруг бегают дети, и нет в этом уголке ни волнений, ни движения, но лишь спокойствие, умеренность и тишина.

 

И вот оно, это противоречие: Ольга видит в своих мечтах деятельного и активного человека, а Обломов — все ту же идиллическую картинку. Обломов не учится любить, не понимает, чего хочет от него Ольга, а стремится к своей идиллии... Обломов и Ольга понимают, что любовь – это прежде всего долг и ответственность друг перед другом, но если для Ольги это естественно, то для Обломова это оказывается таким тяжёлым испытанием, которого он не может вынести. Несмотря на взаимную искреннюю любовь, герои расстаются, т.к. у них, во-1-ых, слишком разные требования к жизни и представления о счастье (для Ольги это – постоянное самосовершенствование и движение, а для Обломова – покой); во-2-ых, пытаясь переделать Обломова, а не принять таким, какой он есть, Ольга берёт на себя слишком большую ответственность. В то же время ей не хватает реального жизненного опыта, духовной силы и мужества, чтобы связать свою жизнь с Обломовым. В Евангелии сказано: «Претерпевший до конца спасётся». Героям явно не хватило такого терпения в отношениях друг с другом, а потому и любовь они не спасли.

Разрыв героев сопровождается знаменательными деталями: мосты над Невой разводят, и влюблённые оказываются на разных берегах; падает густой снег, и Обломов надевает свой халат как символ вечного покоя.

 

Сам Обломов в итоге женится на Агафье Матвеевне Пшеницыной, простой недалекой женщине, хозяйке дома, в котором поселился Обломов. Пшеницына— полная противоположность Ильинской. Она не дворянка и не крестьянка («чиновница»), и зарабатывает себе на жизнь сдачей комнат постояльцам, выполняя много разной работы для квартирантов и для своей семьи. У неё обывательские взгляды на отношения мужчин и женщин, и она не думает о смысле бытия, т.к. гораздо большее ее волнуют вопросы бытовые.

Если Ольгу мы видели через душу и глаза, то Агафью — через тело, недаром так часто упоминаются ямочки на локтях и белая шея. Ее внешность говорит о том, что она простодушна, добра, ласкова, приветлива, отличная хозяйка. Она оберегала покой Обломова, готовила ему изысканную пищу, поддерживала чистоту его комнаты, заботилась о здоровье. Вот оно — тихое пристанище, которого никогда не было бы у Обломова с Ольгой. Такая мирная, уютная семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на Ильинской, поскольку не налагала на него никакой ответственности. Он любил жену, сына, семейный быт, олицетворявший для него главное — физический и душевный покой.

Агафья Матвеевна была доброй, сердечной, порядочной женщиной, она так заботилась об Илье Ильиче, что жертвовала ради него многим. Например, отнесла в ломбард свои украшения, чтобы барин ни в чём не нуждался. На вопрос Штольца о долговой расписке (мошеннической подделке её брата и Тарантьева, про которую Агафья не знала) она простодушно ответила, что барин ей ничего не должен, хотя давно уже кормила его за свой счёт.

Эта женщина вносила покой, умиротворенность в его душу, и он чувствовал благодарность к ней за удивительную атмосферу уюта, так напоминающую привычный и милый обломовский быт. Агафья Матвеевна была трудолюбивой хозяйкой, и она готова ежеминутно служить человеку, которого всем сердцем полюбила. Её невозможно представить отдыхающей, и Обломову нравилась её неутомимость. Все это расслабляет, успокаивает, Обломов постепенно засыпает, на него часто находит «тупая задумчивость».

Агафью не раздражали бездеятельность, сонливость, лень Обломова, а его тихий, спокойный нрав и его образ жизни признала она за идеал. Эта женщина считала, что «Бог вложил в её жизнь душу», когда появился в её доме Илья Ильич. Выйдя за него замуж, она по-новому стала осознавать себя, так как «теперь уже она знала, зачем жила». И даже после смерти Обломова, оставаясь вечно неутешной, Агафья Матвеевна понимала, что «на всю жизнь её разлились лучи, тихий свет от пролетевших как одно мгновение семи лет».

 

Сына Андрюшу Агафья Матвеевна любила не меньше, чем его отца, но мудро рассудила, что Штольц и Ольга сделают для его воспитания гораздо больше, чем она. И в конце романа автор сообщает о её сближении с Ольгой Ильинской, но не только по причине их общей заботы об Андрюше. Оказывается, их «связывала общая симпатия, одна память о чистой как хрусталь душе покойника».

Так, вначале бесконечно далёкие и разные женщины становятся ближе, благодаря способности сильно и самоотверженно любить, хотя судьба и жизнь повели их различными путями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: