Права учащихся на образование: международный опыт.




Сравнительная педагогика

Всеобщая декларация прав человека, Декларативный (т.е. провозглашающий) принцип права на образование был закреплен как обязательный для государств — членов ООН, ратифицировавших Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также утверждает право каждого человека на образование: обязательность и бесплатность для всех начального образования, открытость и доступность среднего образования в его различных формах (включая профессионально-техническое образование), высшего образования (на основе способностей каждого) с постепенным введением его получения на бесплатной основе.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод гласит, что «никому не может быть отказано в праве на образование». Данная формулировка подтверждает право каждого человека на образование, налагает запрет на какую бы то ни было дискриминацию в праве на образование, однако Конвенция не конкретизирует уровень получения образования.

Конвенция о правах ребенка закрепила общедоступность, бесплатность и обязательность начального образования, право ребенка на доступность информации и материалов в области образования, возложив на государств-участников обязанности:

  • обеспечивать доступность среднего образования, общего и профессионального, на бесплатной основе;
  • обеспечивать доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого;
  • принимать меры к регулярному посещению детьми школ, к снижению числа детей, покидающих школы.

 

В конце 80-х годов в большинстве стран Центральной и Восточной Европы начался процесс реформирования образовательных систем. Анализ проведения и направленности реформ позволил специалистам выделить их четыре типа: коррекционный, модернизаторский, структурный, систематический. Остановимся подробнее на их характерных чертах.

Коррекционные реформы образования – этот тип реформ был направлен на корректировку и исправление перегибов в развитии образовательных систем и имел в виду децентрализацию и либерализацию образовательных структур, деидеологизацию содержания образования, внедрение новых принципов школьной политики.

Модернизаторские реформы - направлены на приближение образовательных систем к западным стандартам. Особенно активно реформы этого типа проводились на уровне учебных программ, написания учебников и учебных пособий, образовательных технологий, методов обучения.

 

9 Особенности организации международных форм образования Сегодня существует много международных исследований с оценками уровня достижений учащихся на международной шкале, являющихся содержательной базой данных в проведении дальнейших исследований по достижению международного уровня качества образования в разных странах.

Особое место занимают сравнительные исследования качества среднего образования. Наиболее известны направления по естественно-математическому образованию (TIMSS, PISA); граждановедческому образованию (ICCS); читательской компетентности (PIRLS, PISA), информационной и компьютерной грамотности (ICILS) и подготовке учителей (TEDS-M). Каждая из представленных выше программ ориентирована на свой круг предметов или предметных областей. Все эти направления организуются Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Education Achievements) [38]

Среди самых известных международных исследований - ПИРЛС (PIRLS, Progress in International Reading Literacy Study) - это исследование читательской компетентности учащихся. Исследование проводится циклично (один раз в пять лет). По этому исследованию тесты проводятся для выпускников начальной школы, примерно 9-ти лет. Это международное исследование является мониторинговым исследованием качества образования. Его целью является сравнение уровня и качества понимания текста учащимися начальной школы в разных странах мира, а также выявление и интерпретация различий в национальных системах образования с целью совершенствования процесса обучения читательской компетентности. Данная программа осуществляется почти в 40 странах мира.

Другое известное международное исследование - ПИЗА (PISA, Programme for International Student Assessment) - это программа по оценке образовательных достижений учащихся, которая осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD, Organization for Economic Cooperation and Development). В исследовании участвуют 30 стран. Только в ПИЗЕ всегда участвуют все страны OECD, развитые страны мира. Исследование ПИЗА проводится трехлетними циклами. Данная программа посвящена изучению «компетентностей» школьников 15-ти летнего возраста и основывается на исследовании грамотности чтения, математики, естествознания. Чтение в этой программе является основополагающим фактором исследования.

За последние 10 лет количество студентов, получивших высшее образование за рубежом, по данным института ЮНЕСКО, возросло на 70 процентов, а уровень международной мобильности студентов за последние 25 лет вырос на 300%. Мировой объем экспорта образовательных услуг на сегодня $1,5 трлн. Иностранные студенты приносят серьезную прибыль экономикам стран, активно развивающих индустрию образования.

В последние двадцать лет стали развиваться разные формы организации международного образования, среди которых на первом месте по масштабности стоит мобильность участников образовательного процесса (обмены, учебный туризм, грантовая поддержка), затем идет сотрудничество на уровне организации совместных международных структур внутри вузов (кафедр, факультетов, институтов), здесь же мастер-классы, приглашенные профессора, затем франчайзинг иностранных высших учебных учреждений, легализация иностранных учебных заведений, далее, участие вузов или отдельных групп в международных проектах, исследованиях, и наконец, получение высшего образования за рубежом онлайн (Интернет-образование). В процессе получения такого международного образования происходит интернационализация высшего образования.

15 Инновационные модели обучения. Понятие «инновация» относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. В этой работе в качестве инновационных рассматриваются модели, которые преобразуют характер обучения в отношении таких его сущностных и инструментально значимых свойств, как целевая ориентация, характер взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в ходе обучения.

Данные сравнительно-педагогических исследований показывают, что, несмотря на различия школьных систем, содержания учебных программ, общие представления о традиционном учебном процессе в разных странах мира имеют сходные черты. Традиционным является урок -- одновременное занятие с целым классом, в ходе которого учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на предъявление нового материала (сообщение, изложение), его воспроизведение учениками, оценивает результаты этого воспроизведения.

Нетрадиционным подходом к преподаванию для педагогов разных стран мира является построение обучения в контексте непрерывного образования, курс на создание для учащегося возможностей занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе, не просто «усваивать» предлагаемый учителем (программой, учебником) материал, но познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине. В этом ключе ведутся поиски, направленные на превращение традиционного обучения в живое, заинтересованное решение проблем.

Модель личностно-ориентированного обучения И. С. Якиманской направлена на создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и развития индивидуально-личностных черт ребенка, их превращение в социально значимые формы поведения, адекватные выработанным обществом социокультурным нормам (24). В ее модели базовыми понятиями являются: субъектный опыт ученика, траектория личностного развития, познавательная избирательность.

В модели совместной продуктивной творческой деятельности, разработанной В. Я. Ляуднсавтор выделяет следующие компоненты.

  • 1. Изменение отношения учителя к личности ученика и к себе самому, поскольку учитель выступает не только как носитель предметно-дисциплинарных знаний, но и как помощник становления и развития личности ученика. Вследствие чего изменяется сам характер управления учебной ситуацией. Утверждается позиция демократических взаимодействий, сотрудничества, помощи, внимания к личностной инициативе ученика, росту его личности. Изменяется и позиция самого ученика, переориентированная с результата усвоения (получения оценки) на активное взаимодействие с учителем и другими учениками.
  • 2. Изменение самой функции строения знаний: воспринимаясь как системная, междисциплинарная, обобщенная, она превращает репродуктивный процесс рутинного заучивания в продуктивный творческий процесс.
  • 3. Выдвижение на первый план социальной природы всякого учения, то есть ориентация на групповые формы и многообразие форм взаимодействий в сотрудничестве и сотворчестве.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: