Сектанты станицы уманской




К

азаки издавна были хранителями и защитниками Православия. Неспроста они называли себя «степными рыцарями». Кубанский исследователь нашего края И. Д. Попка писал: «За исключением небольшого числа инородцев, все черноморские жители войскового состава исповедуют греко-русскую веру, за неприкосновенность которой их прадеды пролили потоки крови в борьбе с нетерпимостью польского католичества. Расколов нет. Жертвующая преданность народа к церкви беспредельна». (1)

Однако такая идиллия продолжалась недолго. Если в 80-е годы XIX века в Черномории практически не было сектантов, то к началу XX века картина резко изменилась. Начали активно проявляться первые признаки колоссального духовного кризиса в русском народе, который в конечном итоге вылился в революции и Гражданскую братоубийственную войну.

На местах, в частности в станице Уманской, этот кризис выразился, прежде всего, в падении авторитета Церкви среди части населения, которая сохраняла лишь видимость в исповедании Православия и в последующие годы революции довольно легко отказалась от своих религиозных убеждений. Как следствие упадка веры произошел резкий подъем различных еретических учений, которые расцвели в нашем крае пышным цветом.

В 1912 году в целом по Кубанской области было зарегистрировано 32656 старообрядцев и сектантов (2). Уже к 1916 году их (приемлющих и не приемлющих священство, молокан, духоборов, иудействующих, баптистов, штундистов, адвентистов, хлыстов, прыгунов, скопцов, толстовцев) стало 35969 (3). Историк И. Я. Куценко пишет: «Священники-миссионеры вели борьбу с сектантами. Правительство же было вполне лояльно к сектантам-казакам». (4) Действительно, высочайше утвержденный императором Николаем II указ от 17 апреля 1905 года «О свободе вероисповеданий» дал полную свободу действий всем конфессиям, в том числе и нетрадиционным для России. Вероятно, это лишь усилило враждебные Православию силы.

Возникает вопрос: «Что же толкало русских людей в объятия сектантов?» Надо думать, большую роль в этом играл социальный протест; несогласие с несправедливостью в обществе с одной стороны и утеря миссионерской роли Церкви, превращение последней в бюрократический организм, с другой стороны. Не случайно первая большая волна сектантства в России совпала с освободительным подъемом 1850-1860-х гг. На юге нашей страны отмена крепостного права и юридическая перестройка Империи всколыхнули все крестьянство. Богослов И. Д. Андреев отмечает: «Духовенство не было в состоянии овладеть этим подъемом, и оказалось от народа дальше, чем прежде. Такое отчуждение, впрочем, на юге было и раньше очень значительно. В критическую минуту народ не мог найти ограждения и пошел по пути наибольшего притяжения, (т. е. в секты В. Б.) (5)».

Массовая миграция крестьян в конце XIX - начале XX вв. на Кубань из центральных и южных губерний в поисках лучшей доли привела к всплеску сектантства в регионе, которое нашло отклик в сердцах части казаков. В указанный период начался процесс уравнивания казачества с другими сословиями. Жизнь станичников постепенно ухудшилась: земельные паи уменьшились, служба в армии ложилась тяжелым бременем на семейный бюджет. Даже конь стал все более редким явлением в хозяйстве. Все это вызывало недовольство и социальный протест.

В станице Уманской автору данной статьи удалось зафиксировать представителей четырех сект, это: «Духовные христиане» (39 человек), Хлысты (Новоизраильская ветвь) (1 человек), Евангелические христиане (1 человек), Старообрядцы беспоповского толка (1 человек). Последние были и до 80-х г.г. XIX века, но их вплоть до революции было крайне мало в Ейском отделе Кубанского казачьего войска. По сохранившимся в архиве ст. Ленинградской данным удалось частично восстановить списочный состав сектантов (см. таблицу). Необходимо отметить следующее:

1) В сектах казаки и иногородние обычно занимали равноправное положение, так как чаще всего были социально близки по имущественной характеристике.

2) В документах ЛРГА зафиксированы в основном казаки. Из иногородних известны только те сектанты, которые родились на Кубани. Сама процедура исключения из Православия проводилась следующим образом: выявленные сектанты исключались из числа православных приказом по Ставропольской Духовной консистории и в метрических книгах в листе с записью о рождении и крещении конкретного человека ставилась соответствующая запись. Если же сектант был приезжим, то запись вносилась в метрические книги того места, где он был крещен, посему выявить полный список иногородних еретиков не представляется возможным. Кроме акта об исключении из числа православных, вероятно, более серьезных методов воздействия на сектантов не предусматривалось.

3) Зарегистрировано всего три случая возврата в Православие из сект, причем два из них выходцы из одной семьи. Казак Максим Данильченко сам вернулся в Церковь и вернул свою девятилетнюю дочь Дарью. Иногородняя крестьянка Наталья Старокожева также снова вернулась к вере предков. Сам факт о малочисленности случаев возврата к Православию говорит о том, что сектанты были убежденными противниками официальной Церкви и упорствовали в своем заблуждении.

4) Основная масса сектантов была исключена из Православия приказами по Ставропольской Духовной консистории от 03.12.1909 г. № 34748 и от 25.02.1910 г. № 6277.

5) Обращает на себя внимание тот факт, что большинство выявленных сектантов - это дети и подростки от года до 16 лет, которые стали еретиками под влиянием родителей, чей возраст колеблется от 20 до 52 лет.

6) Для большинства сектантов были характерны следующие религиозные воззрения: отвержение почитания икон, святых мощей, крещения младенцев, постов, храмов, иерархии.

Несколько слов об истории сект, чьи представители были в станице. Наибольшим влиянием пользовались «Духовные христиане». Они вышли из недр Православия и далеко отошли от норм традиционного культа и догматики. «Духовные христиане» верили в воплощение Святого Духа в живых людей и отрицали роль духовенства как посредническую между Богом и людьми.

Значительно меньшее влияние на жизнь станичников оказывали Хлысты (Новоизраильская ветвь). Секта возникла в XVII веке как ветвь беспоповщины. Но впоследствии далеко ушла от старообрядчества. Хлысты верили в возможность прямого общения со святым Духом и воплощение Бога в некоторых «праведных» сектантов и доводили себя до экстаза на радениях. Лубковцы (или Новоизраильская ветвь) наиболее активно враждовали с официальной церковью и практиковали более других экстатические радения. Проблемой хлыстовщины на Кубани занимался Ф. А. Щербина, который написал рукопись «Хлыстовщина в станице Переяславской Кубанской области».

Секта «Евангельских христиан» была основана в России в 70-е гг. XIX века английским аристократом Редстоком. Исключительное значение придавалось проповеди Евангелия и полному отрицанию обрядности. По некоторым идеологическим установкам она примыкала к баптистам.

 

Список выявленных сектантов ст. Уманской
автор разместил в нижеприведенной таблице:

№ п/п Фамилия, имя, отчество Сословие Год рождения Кол-во лет на момент исключения из Православия Дата исключения из Православия № приказа по Ставропольской Духовной консистории

 

             
1. Бабарака Анна Стефановна К.     3.12.1909  
2. Бабарака Стефан К.
3. Бабарака Татьяна Стефановна К.     3.12.1909  
4. Гондарь Григорий Иванович К.     3.12.1909  
5. Гондарь Елизавета Корнильевна К.     3.12.1909  
6. Гондарь Иван Корнильевич К.     3.12.1909  
7. Гондарь Корнилий Семенович К.     3.12.1909  
8. Гондарь Мария Корнильевна К.     3.12.1909  
9. Гондарь Николай Корнильевич К.     3.12.1909  
10. Данильченко Александра Семеновна К.     25.02.1910  
11. Данильченко Афанасий К.
12. Данильченко* Дарья Максимовна К.     3.12.1909  
13. Данильченко Максим* К.
14. Данильченко Мария Афанасьевна К.     3.12.1909  
15. Есипенко Григорий И.
16. Есипенко Надежда Григорьевна И.     12.09.1912  
17. Есипенко Никифор Григорьевич И.     25.02.1910  
18. Есипенко Параскева И.
19. Заичко Анна Гавриловна К.     3.12.1909  
20. Заичко Гавриил Иванович К.     3.12.1909  
21. Капуста Фёкла Алексеевна К.     3.12.1909  
22. Кучер Алексей К.
23. Кучер Васса Алексеевна К.     3.12.1909  
24. Кучер Михаил Алексеевич К.     3.12.1909  
25. Кучер Параскева Алексеевна К.     3.12.1909  
26. Кучер Харлампий Алексеевич К.     3.12.1909  
27. Спивак Матрёна Андреевна К.     3.12.1909  
28. Филобок Агриппина Никифоровна К.     3.12.1909  
29. Филобок Анна Михайловна К.     3.12.1909  
30. Филобок Василий Петрович К.     3.12.1909  
31. Филобок Иван Иосифович К.     3.12.1909  
32. Филобок Иосиф Григорьевич К.     3.12.1909  
33. Филобок Мария Петровна К.     3.12.1909  
34. Филобок Мирон Иосифович К.     3.12.1909  
35. Филобок Никифор К.
36. Филобок Параскева Иосифовна К.     3.12.1909  
37. Филобок Пелагея Петровна К.     3.12.1909  
38. Филобок Пётр К.
39. Филобок Фёдор Никифорович К.     3.12.1909  

Секта «Хлысты» (Новоизраильская ветвь)

№ п/п Фамилия, имя, отчество Сословие Год рождения Кол-во лет на момент исключения из Православия Дата исключения из Православия № приказа по Ставропольской Духовной консистории
1. Панасенко Дмитрий Трофимович К.     27.02.1912  

Секта «Евангелические христиане»

№ п/п Фамилия, имя, отчество Сословие Год рождения Кол-во лет на момент исключения из Православия Дата исключения из Православия № приказа по Ставропольской Духовной консистории
1. Стародуб Ксения Ивановна И.     7.09.1915  

Секта «Старообрядцы»

№ п/п Фамилия, имя, отчество Сословие Год рождения Кол-во лет на момент исключения из Православия Дата исключения из Православия № приказа по Ставропольской Духовной консистории
1. Старокожева Наталья Фёдоровна* И.    

Условные обозначения:

«–» – подробные данные отсутствуют;

К. – казак;

И. – иногородний;

* – возвращение в Православие;

Литература

1. Попка И. Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту.- С.-Пб., 1858.- с. 35.

2. Казаки России, под ред. М. Н. Губогло, А. И. Кузнецова.- М., 1992.-
с. 33.

3. Куценко И. Я. Кубанское казачество.- Краснодар, 1993.- с. 251.

4. Там же.- с. 251.

5. Христианство. Энциклопедический словарь.- т. 1.- М., 1993.- с. 162.

z z z

ИНЦИДЕНТ С КЛУБОМ

К

ультурная жизнь станицы Уманской в силу различных причин развивалась довольно медленно, однако творческая энергия требовала выхода. Начало её было овеяно деятельностью проходившего службу в Уманском курене историка, писателя и будущего атамана Черноморского казачьего войска Я. Г. Кухаренко. С 1842 по 1851 годы он, проживая в Уманской, вел переписку с такими выдающимися людьми XIX века, как Т. Г. Шевченко, М. С. Щепкин, И. И. Срезневский, Н. И. Костомаров.

В 80-е гг. XIX в. на Церковной площади было построено здание военного собрания, в котором проходили общественные мероприятия. «В 90-е гг., XIX в. в просветительских целях, для отвлечения людей от пьянства, начинают ставиться спектакли для народа… в Уманской их инициатором был сын Я. Г. Кухаренко полковник Александр Яковлевич Кухаренко – командир 2-го льготного конного полка» (1). Казаки под руководством местной интеллигенции организовали спектакли и концерты. Фотографию одного из них, на которой изображена труппа самодеятельных актёров в стилизованных запорожских костюмах можно и сегодня увидеть в экспозиции Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника имени Е. Д. Фелицина.

В 1909 году военное собрание переименовывается в Общесословный клуб или, иначе, Народный дом. Здание принадлежало атаману и располагалось между нынешними зданиями ДЮСШ и кафе «Молодежное». К сожалению, время не сохранило этот дом. В Общесословном клубе продолжали ставиться спектакли и концерты. Выступали и именитые гости. Например, в 1915 году известный бандурист А.П. Черный командировался в ст. Уманскую в лагерь казаков запаса. «Здесь он регулярно и с большим успехом выступает с бандурой в Народном доме. На одном из концертов букет цветов ему преподнесла вдова генерала Кухаренко» (2). Заметным явлением культурной жизни стала постройка каменного здания электробиографа «Мираж» (ныне кинотеатр «Горн»).

Рост интереса населения станицы Уманской к культуре вызвал недовольство части наиболее консервативно настроенного казачества и духовенства. В 1906 году было Закончено строительство Свято-Трехсвятительского храма, который находился вблизи Народного дома. Никто ранее и не думал, что это соседство может стать причиной конфликта, который, однако же, разразился в 1912 году (3).

28 февраля 1912 года на имя епископа Ейского Иоанна было отправлено анонимное послание от «уманских стариков», в котором те сетовали на то, что люди, идя в церковь, по пути остаются в Народном доме. Также говорилось о том, что игра в клубе на музыкальных инструментах мешает богослужению, а напоследок содержалось требование удалить клуб с Церковной площади станицы. Казалось бы, чего проще: на уровне станичного атамана регламентировать работу Народного дома в соответствии с церковными службами – и проблема решена. Однако решение, вопроса затянулось почти на год и представило из себя типичную бюрократическую волокиту, весьма характерную как для начала XX века, так и для начала нынешнего XXI. Анонимное письмо вызвало за собой поток реляций, протоколов и запросов. От епископа Иоанна пошел запрос благочинному протоиерею о. Петру Богоявленскому, от о. Петра к причту св. Трехсвятительской церкви ст. Уманской. Причт ответил, что изложенное верно и изменение расстояния от церковной ограды до двери клуба дало 38,5 сажен, а от двухклассного училища (ныне ДЮСШ) до клуба – 7 сажен. Здесь в дело вмешался молодой псаломщик Николай Зилинткевич и в нескольких своих посланиях в Ставропольскую духовную консисторию указал на абсурдность подобных действий причта. Имеет смысл привести его слова, так как весьма характерно, что станичная молодежь не поддержала инициативу анонимных «уманских стариков». «Измерение пространства шагами нахожу отсталым. Первый биограф (кинотеатр – прим. В. Б.)в Уманской встречен аплодисментами, второй, еще даже не оконченный (его строительство велось при клубе прим. В. Б.), анонимками. Настоящие уманские старики молятся Богу и ждут смерти и не интересуются прогрессивной жизнью. Оспаривать значение биографа едва ли приходится. Станичный атаман не знает таких «сборов», на которых о. Конон Фоменко говорил бы о деятельности клуба и непослушании его. Тем более, что клубный дом – это собственность станичного атамана». Кроме того, псаломщик подверг критике и бюрократическую переписку, за что получил выговор за нарушение служебной субординации и ему было указано, что он «мальчишествует». Между тем, во всей этой истории один Н. Зилинткевич рассудил здраво с самого начала.

13 июня 1912 года атаман Ейского отдела Кубанского казачьего войска П. И. Кокунько дает предписание начальнику 2-го участка отдела об устройстве дознания, и тот снова измеряет расстояние, на сей раз, насчитывая от клуба до церкви 62,5 сажени, а от биографа «Мираж» до церкви 84,5 сажень. В это время по церковным каналам пошла своя переписка, но уже на более высоком уровне. 23 июня архиепископ Ставропольский Агафодор обратился к Наказному атаману и Начальнику Кубанской области М.П. Бабычу с просьбой разобраться в данном вопросе, на что Бабыч спустя некоторое время сообщил, что не видит необходимости в закрытии Народного дома.

В конце концов дело завершилось тем, что со старшин Общесословного клуба А. Дерюгина, И. Швачича, С. Павлоградского, В. Атаманова (хозяина электробиографа) после долгих до знаний была взята подписка участковым начальником 2-го участка Ейского отдела о том, что «впредь в будущем времени во время богослужений в Трехсвятительской церкви не будет производиться ни игр, допущенных в клубе законом, ни игра музыкантов». На том инцидент был исчерпан.

В. Беловолов,
краевед, наш внешкор

Примечание:

1. Энциклопедический словарь по истории Кубани.- Краснодар, 1997.-
с. 458-459.

2. Черный А. История бандуры на Кубани // Родная Кубань.- № 4.- 1999.-
с. 11.

3. Далее рассматриваемые события даются на основе документов Ставропольской духовной консистории, ксерокопии которых любезно предоставлены ЛРГА прихожанкой Св. Трехсвятительского храма ст. Ленинградской Л. Д. Павлоградской. К сожалению, на документах отсутствуют данные, как о единицах архивного хранения.

Опубликовано в газете «Ярмарка Кубани» № 12
от 15-22.03.2001 г.

z z z

УМАНСКИЙ КАЗАЧИЙ ЛАГЕРЬ

В

1900 году, 100 лет назад, под станицей Уманской на специально выделенной из юртового надела земле началось строительство казачьего учебного лагеря Ейского отдела. В это же время началась высадка саженцев дубков, которые со временем образовали рощу. Стройка велась под патронажем атамана отдела, казака станицы Каневской генерала Василия Ивановича Черника, так как он по традиции был и начальником лагерных сборов.

Черника вскоре сменил генерал Александр Яковлевич Кухаренко (сын знаменитого кубанского атамана и литератора Кухаренко Я. Г.). Главными планировщиками и непосредственными руководителями в устройстве лагеря были подъесаул 17 Пластунского батальона Чеботаев (постройка бараков), полковник С. И. Мазан, есаул М. И. Недбаевский (планировка, древонасаждения). Древонасаждение и строительство вели казаки 2 Ейского и 2 Уманского полков, частично наемные рабочие, а частично и добровольные помощники из числа жителей станицы Уманской.

Лагерь казакам Ейского отдела был необходим для учебных сборов. Занятия делились на частные (небольшие отряды по родам войск), специальные (обучение артиллеристов, пулеметных команд), общие (совместное обучение крупных соединений разных родов войск), маневры. В Уманском лагере проводились в основном частные сборы. Это были теоретические занятия с офицерами, практическая стрельба, сторожевая служба в пешем и конном строю, движение сотни развернутым строем, конно-саперное дело и т. д. Жизнь в лагере шла по строго заведенному распорядку: в пять часов – подъем, с пяти до шести тридцати – водопой, уборка лошадей, утренняя дача овса. От шести тридцати до семи тридцати – утренний смотр, молитва, чай. С семи тридцати до восьми – гимнастика. С восьми до одиннадцати – строевые занятия. От одиннадцати до четырнадцати – обед, отдых. Затем вели на водопой лошадей и кормили их. От пятнадцати до восемнадцати строевые занятия. С восемнадцати до двадцати – чай, водопой и уборка лошадей, вечерняя дача овса. С двадцати до двадцати тридцати – ужин. В двадцать один – вечерняя зоря.

Уманский лагерь сыграл большую роль в деле воспитания казаков, обучения их военному делу. Именно в нем казачья молодежь получала азы военной науки, которая затем оттачивалась на полях сражений первой мировой войны.

С двадцатых годов лагерь активно использовался для обучения военному делу кавалеристов красной армии. И лишь после Великой Отечественной войны он утратил свое стратегическое значение и был расформирован.

В наши дни дубовая роща, где он находился, – место отдыха жителей станицы Ленинградской.

В. Беловолов

Опубликовано в газете «Степные зори» № 144
от 25.11.1999 г.

z z z

ПОСЛЕДНИЙ ОПЛОТ

Гибель военнослужащих Белой армии
в станице Уманской 11 марта 1918 года

П

осле смерти Л. Г. Корнилова и провала 1 Кубанского (Ледяного) похода основная часть добровольцев ушла на Дон. Однако часть из них (надо думать, в основном это были кубанцы армии Покровского) по какой-то причине не шла со всеми, а осела в станице Уманской Кубанской области (1).

Уже к 10 марта 1918 года в данном населенном пункте насчитывалось до 50 генералов и полковников и до 200 офицеров среднего и младшего звена. Кроме того, имелось немало фронтовиков, приехавших в основном с Кавказского фронта и еще не определившихся в своих политических пристрастиях.

Казаки активно готовились к обороне против ожидаемого наступления большевиков: рыли окопы, выставляли дозоры, устанавливали орудия и пулеметные гнезда. Красные не заставили себя долго ждать. Утром 11 марта по железной дороге к Уманской подъехал бронепоезд с отрядом Д. П. Жлобы (2).

Еще на подходе к станице в районе улицы Тоннельной из всех орудий бронированного эшелона был открыт огонь. Однако белые укрепились в основном в центре и, поскольку станица была большая, а ветка железной дороги подходила к окраине, особого вреда артиллерийский огонь не принес. Эффект был скорее психологический. Ведь гражданская война только начиналась, и редкие станицы еще испытали на себе артиллерийские обстрелы. Поэтому на часть казаков пальба из бронепоезда оказала серьезное деморализующее влияние.

Перед нападением на Уманскую Д. П. Жлоба встретился с местными большевиками во главе с батраком Арсением Жубрицким. Их ячейка была немногочисленной, но очень сплоченной. Она смогла разведать секреты, места расположения артиллерийских орудий и пулеметных гнезд белых, а собранные разведданные довольно толково передать красным. За это спустя несколько месяцев Жубрицкого убили казаки Рыжиков и Белицкий.

Атака Красной армии началась в 6 утра. Сразу же в двух уманских церквях забили в набат колокола, призывая казаков к сопротивлению. На Церковной площади (ныне парк отдыха) шел экстренный атаманский сбор, там же на подходах к ней был вырыт ряд окопов. Именно по Церковной площади жлобинцы и сосредоточили массированный артиллерийский огонь. Красные вошли в станицу с двух направлений: с востока и юго-востока.

Сопротивление белых было отчаянным. Оно длилось целый день и постепенно сформировалось два основных участка обороны: на Церковной и Староцерковной площадях. На Церковной площади Жлобе удалось убедить казаков-фронтовиков сдать оружие. Многие из них пришли с I мировой войны уже под влиянием революционной пропаганды, однако долго сомневались, не будет ли сдача оружия предательством государственной присяги. Некоторые помнили еще ноябрь-декабрь 1905 года, когда казаки 17 сводного Кубанского пластунского батальона объявили забастовку, отказываясь подавлять революционные беспорядки (3).

Тогда старики плевали им в след, обзывая «предателями Государя», а жены объявили им бойкот, не пуская в дома. Но теперь Государя не было, Временного правительства тоже, а легитимность большевиков в глазах фронтовиков была весьма сомнительной. Так или иначе, но фронтовики все же сложили оружие.

Остался последний очаг обороны станицы Уманской – Староцерковная площадь (ныне Октябрьская), где сконцентрировалось до трехсот штыков белых. Однако и он уменьшался в размерах, пока не остался лишь один островок сопротивления: здание штаба Ейского отдела Кубанского казачьего войска (ныне здание гимназии). Я. Саенко пишет: «Красные выкатили артиллерию на площадь и стали бить прямой наводкой по зданиям. Последними оборонялись белые офицеры на втором этаже штаба» (4).

Они имели очень выгодную позицию, поскольку с верхнего этажа площадь прекрасно простреливалась, однако боеприпасы были уже на исходе. Четыре офицера выпрыгнули из окна и попытались бежать, но тут же были убиты. Лишь в одной комнате здания штаба осталась горстка офицеров Добровольческой армии, но и они вскоре погибли. Мало кому тогда удалось уцелеть. Кроме того, красные начали расправы над казаками, в том числе и над не участвовавшими в вооруженном сопротивлении. В Уманской жило немало отставных обер- и штаб-офицеров и генералов. Так, по свидетельству М. И. Недбаевского (5), был расстрелян генерал Иван Павлович Бабыч (6), брат кубанского Наказного Атамана.

Где сегодня находятся братские могилы погибших белогвардейцев, автору данной статьи выяснить не удалось. Практически все архивные данные погибли. По иронии судьбы, не прошло и года после вышеописанных событий, как, в 1919-м, здание штаба Ейского отдела стало так же и последним местом обороны во время восстания уманских казаков. Тогда из большевиков тоже в живых осталось очень мало людей. Таковы были перипетии судьбы в годы гражданской войны на Кубани. Советская власть продержалась в районе всего четыре месяца, а повторно была провозглашена лишь в марте 1920-го. В августе того же года Уманскую посетил будущий «всесоюзный староста» М. И. Калинин с агитационно-инструкторским поездом ЦИК «Октябрьская революция», но агитация помогала слабо, и казаки сопротивлялись новой власти с оружием в руках вплоть до 1933 года, пока Уманскую не переморили голодом и почти поголовно не выселили.

Владислав Беловолов,
краевед,
наш внештатный корреспондент

Опубликовано в газете «Ярмарка Кубани» № 51 (61)
от 1-21.12.2000 г.

Примечания:

(1) – УМАНСКАЯ – станица кубанской области (с 1933 г. – ст. Ленинградская). Основана в 1794 году запорожскими казаками. С 1842 по 1869 годы – центр Ейского округа; с 1902 г. – центр Ейского отдела. Из казаков станицы формировались 1, 2, 3 Уманские конные полки, а также 17 Кубанский Пластунский батальон. К 1916 г. в станице функционировало 184 торгово-промышленных заведения, женская прогимназия и несколько училищ. Проживало 14925 казаков и 3522 иногородних.

(2) – ЖЛОБА Дмитрий Петрович (1887-1938), член РСДРП (б) с 1917 года. Начальник красной дивизии на Кубани, под Царицином, командующий группой войск в Астрахани, конным корпусом на Юге, кавалерийской дивизией в Закавказье.

(3) – ЗАБАСТОВКА – 17.11.1905 г. был сформирован 17 Пластунский батальон из казаков Ейского отдела, который отказался от подавления революции и объявил забастовку. В результате батальон разбили на сотни, которые отправили по разным местам. Кроме того, одного казака осудили на 3 года, четырех – на 8 месяцев, троих на 4 месяца.

(4) – САЕНКО Я. Дмитрий Жлоба.- Краснодар, 1964.- с. 23-29.

(5) – НЕДБАЕВСКИЙ М. И. Поведаю вам о старовыне // Родная Кубань.-
1998.- № 4.- с. 117.

(6) – БАБЫЧ Иван Павлович (1852-1918) брат последнего Наказного Атамана ККВ, генерал-майор. Окончил воронежский Михайловский кадетский корпус, проходил службу в лейб-гвардии Собственном Его императорского Величества Конвое, участник 1 Мировой войны. Расстрелян большевиками в ст. Уманской в 1918 году.

z z z



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: