Соответствие – соблюдение заданных требований к продукции, процессу или услуге;
ПС – выдача заявления, основанная на принятом после проверки решении о том, что вып-ие заданных треб-ий доказано;
ОС – док-во того, что заданные требования к продукции, процессу, системе, лицу или органу, выполнены;
Аудит – систем-ий, независимый и докум-ый процесс получения записей, фиксирования фактов или др соответств-ей инф-ии и их объективного оценивания с целью установления степени выполнения заданных требований;
Декларация – ПС первой стороной;
Сертификация – ПС третьей стороной, относящееся к продукции, процессам, системам или персоналу;
Аккредитация – ПС третьей стороной, относящееся к органу по ОС, служащее официальным док-вом его компетентности для выполнения конкретных задач по ОС
Сертификат соответствия – документ, выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указ-щий, что обеспеч-ся необходимая уверенность в том, что дан продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стан-ту или др нормативному документу.
Первые примеры ПС–клеймение, внесение в определенный перечень, звание «поставщик императорского (королевского) двора» - XVIIв. ХIХв во многих европейских гос-вах появились 1-ые законодат. акты в области ОС; 60-е годы XX в. – первые системы серт-ии в Европе и США закрытого типа.
К 1990 г. в бывшем СССР:1)Сертификац. испытания прошли только 53 вида продукции; 2) Было аттестовано 24 произв-ва;3)19 испытательных центров прошли нац. аккредитацию, из которых только часть была признана на междунар. уровне. В РБ работы по обязат. серт-ии продукции начались в 1992-1993 гг., а Нац. система серт-ии была сформ-на в 1996 г. В это же время (1993 г.) Верховным Советом РБ был принят 1-ый З-н РБ «О защите прав потребителей» и Постановление КМ РБ «О гигиенич. регистрации и регламентации материалов, вещ-в, продуктов». В 1995 г. Верховным Советом Беларуси был принят З-н РБ «О серт-ии продукции, работ и услуг». Законодат. база в области ОС была в целом сформирована. Нормативная база в области ОС была создана в 1996 г. в виде комплекса стандартов: СТБ 5.1.ХХ-96 Нац. система серт-ии РБ; СТБ 943.ХХ-93 Система аккред-ии испытат. и поверочных лабораторий РБ. 1996г. - 2004 г. в документы вносились изменения. Революц. шаг –2004 г: принят Закон РБ «Об оценке соответствия требованиям ТНПА в области ТНиС».
|
Созданы 2 с-мы:1)Нац с-ма ПС РБ 2)С-ма аккред-ии РБ.
14 июля 2011 года вступила в силу новая редакция З-на РБ «Об ОС требованиям ТНПА в области ТНиС», направл-ая на дальнейшую гармонизацию с межд-ми правилами; Система аккред-ии РБ переименована в Нац. систему аккредитации РБ.
Преим-ва наличия СС: решающий фактор при выборе поставщика;необходимое условие заключения контракта либо участия в тендере;возмож-ть повысить продажную стоимость товаров (до 30%)
Взаимное признание: всегда предполагает точное знание того, что должно признаваться; каждому признанию дол. предшествовать процесс обмена инф-ей, уточнений и взаимных обсуждений; на двухстороннем уровне д. просто и быстро достигаться на основе взаимного доверия; для общего мир рынка такое признание представляет настоящую ценность только тогда, когда оно касается широких кругов, включающих в себя многие государства-участники.
С учетом этого в нашей стране продолжаются работы: по соверш-ию законод-ых и нормативно-правовых основ в области ОС; гармонизации пр-л НСПС и НСА РБ с европ-ми и междун-ми требованиями; расширению сотр-ва с зарубежными организ-ми по ОС; внедрению и серт-ии с-м мен-та на основе межд-ых стандартов в различных организациях РБ.
|
Задачи обеспеч-я свободного движения продукции и услуг:
Вступление в ВТО: присоединение к Согл-ю по технич барьерам в торговле (ТБТ) и Согл-ю по санитар и фитосанитар мерам (СФС)
СНГ. Сохранение в рамках СНГ: технич-го единства (устранение или недопущение технич-х барьеров).
Пути решения: Гармонизация методов и практики станд-ии и ПС с межд-ми и проведение согласованной политики в области межгосуд-ой станд-ии и сертификации в рамках СНГ
Гармонизация с: Европ-ми треб-ми;Межд-ми треб-ми; Сотр-во с зарубеж орг-ми по сертификации и аккредитации; Комплекс гос. мер для получения права маркировки бел.продукции знаком «СЕ».
Согласованная п-ка в рамках СНГ: г арм-я нац. пр-л и процедур ПС с аналогичными в РФ, гос-вах-участниках согл-й о ТС и странах СНГ.
Деятельность по ОС играет важную роль в обеспечении кач-ва и безопасности прод-ии, работ и услуг, конкур-ти продукции и минимизации технических барьеров в международной торговле.
105. Кодекс установившейся практики в области ОС (Руководство ИСО/МЭК 60). Составные элементы ОС и принципы их ОС.
Предназначено для: Лиц и организаций, занимающихся ОС.
Составные элементы: Нормативные документы (НД); Органы; Системы; Схемы; Результаты.
К НД относятся: Стандарты; Рук-ва; Процедуры, исп-ые органами по ОС и АЛ для выполнения своей деятельности.
|
НД: на методы контроля - с их помощью устанавливают фактическое значение показателей качества и безопасности продукции; н а продукцию - в них реглам-ся требования к продукции и, сравнивая фактическое значение показателей качества продукции с требуемым, подтверждается (не подтвер-ся) ее соответствие; н а процессы - с их пом устан-т правил-ть маркировки, транспортировки и хранения сертиф-ой продукции для предотвращения риска возникновения несоответствий продукции требованиям стандарта.
НД должны быть представлены в ясной, открытой, объективной и последовательной форме; полностью соотв-ть требованиям регулятивных органов и рыночным требованиям; быть технически обоснованными; обращаться, по мере необходимости, к соответствующим технически компетентным органам; не создавать торговых барьеров и отражать пр-пы недискриминации и нац. отношения. При необх-ти непосредственно использоваться первой, второй и третьей стороной ОС; принимать во внимание положения, связанные с участием развивающихся стран и с использованием ими этих НД для ОС.
Организации, вовлеченные в ОС, должны: основывать свою деятельность, по мере возможности, на межд-ых стандартах и рук-вах, разработанных ИСО/МЭК; быть способными обеспечивать достаточный уровень уверенности в ОС продукции, процессов, систем, персонала либо органов с опред-ми требованиями; обеспечивать конфид-ть инф-ии; соблюдать проф-ую этику и избегать конфликтов м/у интересами сторон;рассматривать заявления и давать оценку быстро, объективно и эффективно и доводить до сведения клиента установленные временные рамки проведения данных процедур; рассматривать жалобы и апелляции, быстро, объективно и эффективно, и вносить поправки; подготовить надлежащие документы для ОС; утверждать и обеспечивать инф-ию о предоставляемых услугах и об устан-ой оплате на эти услуги, также как и инф-ию о владельцах сертификатов, сферах аккредитации; подвергаться мониторингу, демонстрировать свою компетенцию соотв-ми способами, предоставлять соотв-ий письм документ по процедуре ОС, кот. устанавливает любые несоответствия и необходимые КД; гарантировать при использовании знака соответствия, что правила и условия по применению данного знака прилагаются для предотвращения его неправильного использования; принимать во внимание положения, связанные с участием развивающихся стран и с исп-ем ими этих оценок соответствия.
Включать: Критерии и процессы для доступа к системе или схеме; Способ контроля документации; Стандарты, на которых основана система (схема); Способ ПС и его утверждения; Способ документирования доказ-в соответствия; Способы соблюдения честности, объективности и компетенции; Процедуры рассмотрения жалоб и апелляций.
Область ПС – диапазон или хар-ки объектов ОС, охватываемых ПС;Руководство предназначено для лиц и организаций, занимающихся ОС. Составные элементы: Нормативные документы; Органы; Системы; Схемы.
Системы и схемы ОС должны:
- Осуществляться под руководством органа или органов по ОС; - Проводиться в ясной, открытой, недискрим-ой и надежной форме; - Проводиться таким обр, чтобы не создавать торговых барьеров;- Учитывать особенности промышленного сектора; - Регулироваться докум-ми правилами и процедурами, кот. должны предоставляться заинтересованным сторонам своевременно;
Должны включать: критерии и процессы для доступа к системе или схеме; способ контроля документации; стандарты, на которых основана система (схема); способ ПС и его утверждения; способ докум-ия доказательств соответствия; способы соблюдения честности, объективности и компетенции; процедуры рассмотрения жалоб и апелляций.
Системы и схемы ОС д. принимать во внимание положения, касающиеся развивающихся стран.
Результаты ОС: Отчеты, Протоколы испытаний, Декларации, Сертификаты, Знаки соответствия и т.д.
Должны быть четкими, точными, легкодоступными и не вводить в заблуждение; определять установленные требования на соответствие которым проводится ОС, область ОС и способы ОС; быть точно установленными органом по ОС; конфиденциальными; открытыми; быть применимыми для облегчения распознавания и принятия. Кодекс установившейся практики в области ОС касается как ее составных элементов (нормативной базы; участников; процедур; результатов), так и требований к этим составным элементам.