Контрольная работа
Тема: Особенности периодизации творчества В. Гюго. Поэтическое новаторство.
по дисциплине Зарубежная литература
наименование дисциплины в соответствии с учебным планом
студента (студентки): Анны Николаевны Старцевой __________________
фамилия, имя, отчество
специальность 42.03.02. Журналитика_______________________________
группа 2ЖУРпб-00-22зп____________________________________________
Проверил: кандидат
филологических наук, доцент
кафедры СОЖиРГИЧГУ
С.В.Шарифулина
Оценка:________________
Количество баллов
Подпись_________________
Дата_______________________
2018 г.
Особенности периодизации творчества В. Гюго. Поэтическое новаторство.
Вместе со своим веком Гюго проделал столь же знаменательную политическую эволюцию от роялистских заблуждений ранней юности к либерализму и республиканизму, в котором он окончательно утвердился после революции 1848 года. Гюго был подлинным новатором во всех областях французской литературы: поэзии, прозе, драматургии. Это новаторство было тесно связано с обновлением духовных сил европейского общества — обновлением, которое наступило вслед за Великой французской революцией конца XVIII века.
Творчество великого французского писателя Виктора Гюго принято делить на три периода.
Первый период (1820-е – середина 1830-х гг.). В. Гюго привлекает внимание поэтическими сборниками, в которых он проявил себя как один из величайших французских поэтов, становится создателем французской романтической драмы и получает признание как драматург. Хотя поэтическую деятельность он начинает, следуя канонам классицизма, уже в предисловии к сборнику «Оды и баллады» (1826) Гюго формулирует принципы романтической поэзии, стремясь соединить национальную традицию с новой художественной системой и передать всю гамму чувств и мечтаний человеческой личности. Не меньшее значение для понимания романтических устремлений Гюго имеет и предисловие к пьесе «Кромвель», в котором он постулирует свободу художника в обращении с материалом, отвергая тем самым классицистские принципы следования единству времени, места и действия и делению на высокие и низкие жанры. Он же вводит принцип историзма, который нашел свое отражение в исторической драме «Эрнани», премьера которой (1829) вызвала ожесточенные споры между сторонниками классицизма и адептами романтического направления в искусстве. Героем пьес Гюго становится человек из низов, восстающий против тирании власти. Одним из высших художественных достижений является роман «Собор Парижской Богоматери» (1831), построенный на контрастах, отмеченный бурными страстями и несоответствием между внешней и внутренней сущностью человека. Важная роль в произведениях Гюго отводится народу.
Второй период (с середины 1830-х до 1848 г.) отмечен все более активным участием Гюго в общественно-политической жизни страны. Он всё более утверждается в необходимости борьбы за свободу, о чем свидетельствует начало работы над первым вариантом романа «Отверженные», где он выдвигает идею морального прогресса. С позиций реалиста он переходит на демократическую платформу, а взгляды его делаются все более радикальными. Он становится мэром Франции (1845), а после революции 1848 г. избирается в Учредительное, а затем в Законодательное собрание. К сожалению, в творческом отношении этот период был достаточно скромным и оказался скорее подготовкой к новому этапу, ознаменовавшемуся выходом наиболее значительных произведений писателя.
Третий период (1849–1885) Во время Второй республики он начинает активную политическую деятельность, отстаивая республиканские идеалы. После государственного переворота Луи Бонапарта писатель отправился в эмиграцию, где провел двадцать лет. В эти годы он проявляет себя как блестящий публицист, задачей которого стало обличение режима Наполеона III, критика пороков буржуазного общества и отстаивание идеалов свободы. На родину он возвращается после краха Второй империи, разделив с парижанами тяготы германского вторжения. Во время расправы над коммунарами (1871) он поднимает свой голос в их защиту. В последних своих произведениях он обращается к политическим и нравственным аспектам исторического процесса, веря в возможность нравственного совершенствования человека.
Вся этика и эстетика Гюго основана на преодолении настоящего, на возвышении над повседневностью и порыве к нравственному идеалу. В противоположность натуралистическому методу, который сознательно но отрывался от повседневности, для Гюго характерны сила и размах воображения, создание образов на грани реального и фантастического. Это эстетика чрезмерности и контраста, нарочитого укрупнения — вплоть до гротеска — как героев, так и событий, как добродетели, так и порока, эстетика постоянных антитез: черного и белого, злого и доброго, не только сосуществующих, но и постоянно сражающихся между собой во всей вселенной и в душе человека.
Список литературы
1)Матенова Ю.У. Виктор Гюго как поэт новатор / Ю.У. Матенова. – М.: Русское слово, 2014. – 201 с.
2)Виктор Гюго - биография, фото, личная жизнь писателя [Электронный ресурс] /. – Режим доступа: https://www.biography-life.ru/art/749-viktor-gyugo-biografiya-foto-lichnaya-zhizn-pisatelya.html (дата обращения:14.02.2018)
3) Евнина О.В. О творчестве В.Гюго / О.А. Евнина. – М.: Наука, 1976. – С. 33-49.